Интеллектуальное и творческое развитие детей

Методика гештальт-терапии "Мешочек страхов"

На главную Коррекционная работа психолога в школе Психотерапия Методика гештальт-терапии "Мешочек страхов"

Методика гештальт-терапии "Мешочек страхов"
Коррекционная работа психолога в школе — Психотерапия
Евгения Андреева

«МЕШОЧЕК СТРАХОВ»

Страх — чувство сложное, которое возникает, когда мы ощущаем, что что-то угрожает нам, является опасным. Одной из причин обращения родителей к психологу является наличие у ребенка страхов. Некоторые из них: страх темноты, страх высоты, страх отвечать у доски, страх общения с ребятами, страх экзаменов, страх физической боли и этот список еще можно продолжать и продолжать.

Когда ребенок говорит о своем страхе, то взрослый стремиться убедить ребенка, что бояться не нужно, иногда приводя какие-то довольно логичные доводы для этого.

Часто в этот момент родители испытывают раздражение, если страх ребенка кажется им чем-то придуманным и нереальным, либо растерянность и свой страх, когда не знают, как им реагировать, как помочь ребенку. В любом случае, страхи воспринимаются как-то что-то негативное, и есть желание от них избавиться самим и избавить от них ребенка. Иногда родители сами пугают ребенка, таким образом, способствуя возникновению страхов. Например, когда говорят: «Будешь так себя вести, никто с тобой играть не будет…» К сожалению, часто это происходит неосознанно.

В терапии работа со страхами заключается в том, что мы исследуем страхи ребенка, расспрашиваем о них как можно подробнее, исследуем, как имеющиеся страхи прерывают взаимодействие ребенка с окружающим миром, и как они поддерживают его равновесие в той жизненной ситуации, в которой он находится.

Упражнение «Мешочек страхов» можно применять при работе со страхами, лучше в групповой работе, но также возможно и в индивидуальной терапии. Думаю, будет хорошо предлагать его детям от 7-8 лет и дальше.

Работа со страхами предполагает обращение к сложным переживаниям, поэтому для нее необходим хороший уровень безопасности между ребенком и терапевтом, и между детьми в группе. Для этого важно сначала помочь ребятам обнаружить некоторые свои ресурсы. Для этого можно предложить детям рассказать, например, о любимой игрушке, описать ее, расспросить, чем она важна, в чем она помогает. Также можно предложить нарисовать самое любимое место, то где лучше всего себя чувствуешь, комфортнее, спокойней и т.п. После этого предлагаем упражнение «Мешочек страхов». Для этого на листе формата А4 рисуем контур мешка. Предлагается «заполнить» этот мешок своими страхами, нарисовать их там.

Далее детям предлагается принять участие в «Ярмарке боюсок», на которой можно будет свои страхи продать (если страхов много, то предлагается выбрать несколько).

Надо изготовить боюски так, чтобы посетители ярмарки захотели купить такие важные товары, как страхи. Боюски изготавливают из подручных средств (цв. бумага, пластилин, клей, всякие палочки, нитки и т.п.). После того, как боюски изготовлены, надо подумать, как их рекламировать для того, чтобы остальные дети или прочие посетители ярмарки захотели их купить.

Можно подумать о том:

Какая польза от этого страха?

Какому ребенку он может пригодиться и для чего?

Кому вообще важно иметь такой страх?

Например:

Реклама страха высоты. Это очень важный страх, он нужен для того, чтобы быть осторожным, когда забираешься на дерево или на высокую лестницу или на канат. Если иметь этот страх, то можно тогда крепче держаться, перебирать руками и ногами, быть более осторожным и можно повыше залезть.

За каждую проданную «боюску» ребенок получает что-то (маленькую игрушку, конфету, печенье и т.п.)

Ведущий помогает детям в том, чтобы сформулировать важность страха, его пользу, если никто из других участников не решает купить боюску, то можно придумать, кому этот страх может пригодиться, кому его можно подарить.

Например, страх темноты — может пригодиться ворам и грабителям, чтобы они не ходили в темноте и не вредили людям.

-страх физической боли — может пригодиться драчунам и задирам.

-страх смерти — может понадобиться людям, которые имеют привычки, вредные для здоровья, тем, кто ездит за рулем, чтобы быть осторожней и вообще людям, которые любят неоправданно рисковать.

Если ребенок, рекламируя свой страх, поймет, что он ему нужен самому, или захочет себе оставить его кусочек — это можно и важно сделать.

Это упражнение помогает обнаружить свои страхи, назвать их, увидеть, передать в символической форме, вложив в свои поделки ту телесную энергию, которая возникает в результате переживания этого страха ребенком. Важным бывает показать другим людям свои страхи и увидеть страхи других детей, которые может быть будут похожи на твои.

Как я уже говорила, имеющая в упражнении задача рекламировать и продавать свои страхи дает возможность детям встретиться с другим полюсом своего страха, почувствовать важность такого непростого переживания в их каждодневной жизни.

Об авторе

Евгения Андреева — психолог, гештальт-терапевт, супервизор МГИ, специализация по детской и семейной психотерапии, ведущая супервизорской группы по работе с детьми и семьями. Контакты: +7 (903) 724-6511, andreevaevg собачка rambler.ru

Источник: Гештальт-терапия с детьми. Наши любимые методики, Москва, 2010г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>