Интеллектуальное и творческое развитие детей

Методика гештальт-терапии на основе теста на самооценку Дембо-Рубинштейн

На главную Коррекционная работа психолога в школе Психотерапия Методика гештальт-терапии на основе теста на самооценку Дембо-Рубинштейн

Методика гештальт-терапии на основе теста на самооценку Дембо-Рубинштейн
Коррекционная работа психолога в школе — Психотерапия
Марина Адамович

МЕТОДИКА НА ОСНОВЕ ТЕСТА НА САМООЦЕНКУ ДЕМБО-РУБИНШТЕЙН

Очень часто я использую эту методику в процессе терапии скорее не как диагностическую, а как позволяющую клиенту осознать свое представление о важных для него качествах человека и о том, как эти качества присутствуют в нем самом.

Достоинство этой методики в том, что она проста, обычно захватывает участников. Ее можно использовать при работе с парой, пробовала давать ее в группе достаточно хорошо знакомых подростков, когда стадия безопасности была пройдена и атмосфера в группе создалась доброжелательная. Методику можно использовать начиная с 7 лет.

На листе А4 карандашом или ручкой проводятся параллельные линии во всю ширину листа. Над каждой линией вначале и в конце можно записать какое-то качество человека, например, слева «глупый», справа «умный». Клиенту я объясняю, что слева у нас совсем глупые люди, а справа — совсем умные. Посередине отмечаем центр оси. Обычно, одно-два качества я говорю сама, исходя из контекста запроса клиента (то, что ему важно). Дальше эти оси заполняет клиент, я только чуть помогаю, если возникает сложность. Предоставляю клиенту называть качество так, как ему удобно, а не как принято. Например, девушка 22 лет на одной линии слева написала «Домашняя» (т.е. в трениках, непричесаная Катя для себя), а справа — «Звезда» (макияж, высокие каблуки, прическа, соответствующий прикид, Катя для людей). Ось касалась ее внешности, и когда девушка ее заполняла, она телесно показывала и проживала это качество домашней и звезды.

После создания осей предлагаю клиенту выбрать цветной фломастер и поставить на каждой линии отметку — как он видит это качество у себя самого. Девушка из примера поставила на оси внешности две отметки — почти у края слева и почти у края справа. При обсуждении оказалось, что и в той и в другой полярности ей не очень комфортно: трудно принять и любить себя такой распустехой, много энергии надо на поддержании себя на звездном уровне, есть в этом неестественность, как будто это не совсем она сама. Это открытие вызвало удивление и интерес у клиентки.

Качеств может быть много или несколько, пока у клиента не иссякнет интерес. Мне кажется, важно не торопиться, и задержаться на тех осях, где есть энергия клиента. Часто остановка вызывает болезненные переживания клиента, когда самооценка снижена, тогда можно выяснить, почему клиент так думает (часто за этим стоит интроект, например, «ты — тупой»). Это может быть темой для дальнейшей работы.

В случае, когда самооценка по многим осям высока, это может говорить о компенсации и избегании переживаний, трудности принятия себя не очень умным, смелым, сильным, общительным и т.д.

Отсутствие каких-то крайних значений — середина по всем осям — может говорить об отсутствии интереса к заданию, или сложности найти какое-то свое представление, или о стратегии избегания неудач.

При работе с детско-родительской парой, можно создать тест вместе с ребенком, а потом дать родителю фломастер другого цвета, чтобы он разместил на этом листе свои представления о ребенке. Например, при работе с парой мама-сын 9 лет мальчик поставил себе высокие оценки по шкалам умный, сильный, а мама немного их снизила, мальчик согласился, что эти представления более правильные. В другом случае, девочка 10 лет снизила себе оценку по красоте, смелости, а мама повысила их, приведя аргументы, почему она так считает. Это было очень поддерживающим для девочки.

Эта работа наводит на мысль о том, что принятие ребенка родителем должно быть безусловным, вне зависимости от его достижений и неудач. К сожалению, такое бывает редко. Кроме того, когда ребенок попадает в школу, пронизанную оценочностью и сравнением, он создает о себе представление во многом из мнений учителей и сверстников. Это бывает при хронической неуспешности, когда ребенок кажется себе «никудышным», тогда проведение такого теста может найти те его качества, на которые можно опираться в создании более адекватной самооценки.

В терапии мы часто имеем дело с полярностями, нахождение в них требует большого напряжения от клиента и терапевта. Представление их в виде такого рисунка дает наглядность и возможность поиска середины и осознания всего ценного, что в этих полярностях заложено. На примере клиентки 22 лет: она почувствовала уют, тепло и истинность своего домашнего образа и яркость звездного и на стыке смогла создать свой новый образ себя для людей.

Таким образом, эта методика дает возможность осознать свои представлений о себе и создать более реальный образ.

Источник: Гештальт-терапия с детьми. Наши любимые методики, Москва, 2010г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>