Методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса | Обучение и развитие детей

Методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса
Методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса (шкала жалоб BFB, K. Höck, H. Hess, 1975) изначально разрабатывалась как опросник скрининга невроза, используемый в целях предварительной доврачебной диагностики, а также для эпидемиологических обследований массового характера [ Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособ. / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: БАХРАХ-М, 2001. – 672 с.].

При создании методики авторы исходили из того, что жалобы больных неврозами носят специфический характер и в них, в отличие от больных с органической соматической патологией, преобладают указания на вегетативные расстройства и жалобы психического характера. Оригинальный вариант методики включает перечень 63 симптомов невроза. Обследуемому дается лист с перечнем соматических (нарушения зрения, двоение в глазах, приступы астмы, тахикардия, жалобы на работу сердца и органов дыхания, дрожание рук и т. п.) и психических (нарушения речи, заикание, трудности контакта, апатичность, страх оставаться одному и т. п.) жалоб.

Ответы испытуемых интерпретируются по количественным показателям с учетом пола, а для женщин и возраста. Имеются три интерпретационных градации результатов: «норма», «предположительная диагностика невроза», «невроз». Помимо диагностики возможного невротического состояния вычисляется также индекс эмоциональности, который может указывать на преобладание психосоматических или психоневротических расстройств. Этому показателю авторы придают значение в выборе методик психотерапии. Анализ характерных для обследуемого жалоб производится с учетом следующих факторов: чрезмерная вегетативная возбудимость (симпатикотония), апатичность, фобии, ваготония, астения, сверхчувствительность, нарушения сенсомоторики, шизоидные реакции, страхи.

Методика стандартизирована для взрослых лиц (в возрасте от 16 до 60 лет). Опросник крайне прост, длительность обследования с его помощью составляет 5-10 мин, подсчет «сырых» баллов производится с помощью ключа, затем «сырые» оценки переводятся с помощью специальной шкалы в стандартные.

Оригинальный вариант методики обычно используется в медицине. В практической психодиагностике (например, в сфере индивидуального консультирования) используется упрощенный вариант методики, который и представлен в данном практикуме. Опросник состоит из 40 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». При обработке результатов подсчитывается количество утвердительных ответов, и если сумма полученных баллов больше 24, это позволяет сделать предположение о наличии выраженного невроза у обследуемого.

Инструкция: Вам представлен перечень утверждений. На каждое утверждение ответьте «да», если Вы с ним согласны (считаете его верным по отношению к себе) или «нет», если Вы с ним не согласны.



Текст опросника:

  1. Я чувствую, что внутренне напряжен(а).
  2. Я часто так сильно во что-то погружен(а), что не могу заснуть.
  3. Я чувствую себя легко ранимым(ой).
  4. Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми.
  5. У меня часто без особых причин возникает чувство безучастности и усталости.
  6. У меня часто возникает чувство, что люди меня критически рассматривают.
  7. Меня часто преследуют бесполезные мысли, которые не выходят из головы, хотя я стараюсь от них избавиться.
  8. Я довольно нервный(ая).
  9. Мне кажется, что меня никто не понимает.
  10. Я довольно раздражительный(ая).
  11. Если бы против меня не были настроены, мои дела шли бы более успешно.
  12. Я слишком близко и надолго принимаю к сердцу неприятности.
  13. Даже мысль о возможной неудаче меня волнует.
  14. У меня были очень странные и необычные переживания.
  15. Мне бывает то радостно, то грустно без видимых причин.
  16. В течение всего дня я мечтаю и фантазирую больше, чем нужно.
  17. Мое настроение легко меняется.
  18. Я часто борюсь с собой, чтобы не показать свою застенчивость.
  19. Я хотел(а) бы быть таким же счастливым(ой), какими кажутся другие люди.
  20. Иногда я дрожу или испытываю приступы озноба.
  21. Мое настроение часто меняется в зависимости от серьезной причины или без нее.
  22. Я иногда испытываю чувство страха даже при отсутствии реальной опасности.
  23. Критика или выговор меня очень ранят.
  24. Временами я бываю так беспокоен(йна), что даже не могу усидеть на одном месте.
  25. Я иногда слишком сильно беспокоюсь из-за незначительных вещей.
  26. Я часто испытываю недовольство.
  27. Мне трудно сконцентрироваться при выполнении какого-либо задания или работы.
  28. Я делаю много такого, в чем приходится раскаиваться.
  29. Большей частью я несчастлив(а).
  30. Я недостаточно уверен(а) в себе.
  31. Иногда я кажусь себе действительно никчемным(ой).
  32. Часто я чувствую себя просто скверно.
  33. Я много копаюсь в себе.
  34. Я страдаю от чувства неполноценности.
  35. Иногда у меня все болит.
  36. У меня бывает гнетущее состояние.
  37. У меня что-то с нервами.
  38. Мне трудно поддерживать разговор при знакомстве.
  39. Самая тяжелая борьба для меня — это борьба с самим(ой) собой.
  40. Я иногда чувствую, что трудности велики и непреодолимы.
Обработка и интерпретация данных

Подсчитывается количество утвердительных ответов: если получено более 24 баллов — это говорит о высокой вероятности невроза. В целом методика дает лишь предварительную и обобщенную информацию. Окончательные выводы можно делать лишь после более тщательного обследования.