Методика Е. Шеффера и Р. Белла | Обучение и развитие детей

Методика Е. Шеффера и Р. Белла

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика семейных взаимоотношений Методика Е. Шеффера и Р. Белла
Методика Е. Шеффера и Р. Белла
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика семейных взаимоотношений
Родительское отношение к своему ребенку принято диагностировать тестами. Наиболее известными является методика Е. Шеффера и Р. Белла. Предназначена она, прежде всего для матерей. Состоит из 115 утверждений, касающихся разных сторон жизни семьи (отношение матери к своей семейной роли, ее отношение к ребенку: эмоциональный контакт или разобщенность, наличие или отсутствие чрезмерной опеки). Отвечающий должен выразить полное (неполное) согласие или несогласие с утверждением. Подсчитывают баллы и распределяют их по шкалам при помощи ключа. Каждое утверждение относится к определенной шкале.  Шкал — 23.

Шкалы эти выглядят следующим образом:

Отношение к семейной роли описывается с помощью 8-ми признаков, их номера в опросном листе 3, 5, 7, 11, 13, 23:

— ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);

— ощущение самопожертвования в роли матери (5);

— семейные конфликты (7);

— сверхавторитет родителей (11);

— неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);

— «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);

— доминирование матери (19);

— зависимость и несамостоятельность матери (23).

Отношение родителей к ребенку

I. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1, 14,15,21);

— побуждение словесных проявлений вербализацией (1);

— партнерские отношения (14);

— развитие активности ребенка(15);

— уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).

II. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3-х признаков, их номера по опросному листу 8, 9,16):

— раздражительность, вспыльчивость (8);

— суровость, излишняя строгость (9);

— уклонение от контакта с ребенком (16).

III. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8-ю признаками, их номера по опросному листу 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):

— чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);

— преодоление сопротивления, подавление воли (4);

— создание безопасности, опасение обидеть (6);

— исключение внесемейных влияний (10);

— подавление агрессивности (12);

— подавление сексуальности (18); —

чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);

— стремление ускорить развитие ребенка (22).

При обработке результатов выбор А оценивают в 4 балла, выбор а – в 3 балла, б – 2 балла, Б – в 1 балл.

Подсчитывают общую сумму баллов по шкалам. Максимальная выраженность признака – 20, минимальная – 5; 18, 19, 20 – высокие оценки, соответственно – 8, 7, 6, 5 – низкие.

Опросник измерения родительских установок и реакций

Е. Шеффера

О себе сообщите:

Возраст_______________________

Пол__________________________

Образование___________________

Профессия_____________________

Количество и возраст детей_______

1. Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашаться со взглядами родителей.

АабБ

2. Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид.

АабБ

3. Для хорошей матери дом и семья – самое важное в жизни.

АабБ

4. Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их бояться взрослых.

АабБ

5. Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них слишком много.

АабБ

6. Маленького ребенка всегда следует крепко держать во время мытья, чтобы он не упал.

АабБ

7. Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизни.

АабБ

8. Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание.

АабБ

9. Пребывание с ребенком целый день может довести до нервного истощения.

АабБ

10. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей.

АабБ

11. Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе.

АабБ

12. Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств.

АабБ

13. Самое плохое для матери, занимающейся хозяйством – чувство, что нелегко освободиться от своих обязанностей.

АабБ

14. Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборот.

АабБ

15. Ребенок должен научиться в жизни многим нужным вещам, и поэтому ему нельзя разрешать терять ценное время.

АабБ

16. Если один раз согласится с тем, что ребенок наябедничал, он будет это делать постоянно.

АабБ

17. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справлялись с детьми.

АабБ

18. В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах пола.

Аа6Б

19. Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми, все происходило бы менее организованно.

АабБ

20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают дети.

АабБ

21. Если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее.

АабБ

22. Большинство детей должны самостоятельно справляться с физиологическими нуждами уже с 15 месяцев.

АабБ

23. Самое трудное для молодой матери – оставаться одной в первые годы воспитания ребенка.

АабБ

24. Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жизни в семье, даже если они считают, что жизнь в семье неправильная.

АабБ

25. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые несет жизнь.

АабБ

26. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери.

АабБ

27. Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидности.

АабБ

28. Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка.

АабБ

29. Все молодые матери боятся своей неопытности в обращении с ребенком.

АабБ

30. Супруги должны время от времени ругаться, чтобы доказать свои права.

АабБ

31. Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный характер.

АабБ

32. Матери часто настолько бывают замучены присутствием своих детей, что им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше.

АабБ

33. Родители не должны представать перед детьми в плохом свете.

АабБ

34. Ребенок должен уважать своих родителей больше других.

АабБ

35. Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учителям вместо того, чтобы разрешать свои недоразумения в драке.

АабБ

36. Постоянное пребывание с детьми убеждает мать в том, что ее воспитательные возможности меньше умений и способностей (могла бы, но…).

АабБ

37. Родители своими поступками должны завоевать расположение детей.

АабБ

38. Дети, которые не пробуют своих сил в достижении цели, могут встретиться с неудачами.

АабБ

39. Родители, которые разговаривают с ребенком о его проблемах, должны знать, что лучше ребенка оставить в покое и не вникать в его дела.

АабБ

40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в семейной жизни.

АабБ

41. Нельзя допускать, чтобы девочки и мальчики видели друг друга голыми.

АабБ

42. Если жена достаточно подготовлена к самостоятельному решению проблем, то это лучше и для детей, и для мужа.

АабБ

43. У ребенка не должно быть тайн от своих родителей.

АабБ

44. Если у вас принято, что дети рассказывают вам анекдоты, а вы – им, то многие вопросы можно решить спокойно и без конфликтов.

АабБ

45. Если рано научить ребенка ходить, это благотворно влияет на его развитие.

АабБ

46. Нехорошо, когда мать одна преодолевает все трудности, связанные с уходом за ребенком и его воспитанием.

АабБ

47. У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно высказывать.

АабБ

48. Надо беречь ребенка от тяжелой работы.

АабБ

49. Женщина должна выбирать между домашним хозяйством и развлечениями.

АабБ

50. Умный отец должен научить ребенка уважать начальство.

АабБ

91. Очень мало женщин получает благодарность детей за труд, затраченный на их воспитание.

АабБ

52. Если ребенок попал в беду, в любом случае мать всегда чувствует себя виноватой.

АабБ

53. У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть разногласия, которые вызывают раздражение.

АабБ

54. Дети, которым внушили уважение к нормам поведения, становятся хорошими, устойчивыми и уважаемыми людьми.

АабБ

55. Редко бывает, чтобы мать, которая целый день занимается ребенком, сумела быть ласковой и спокойной.

АабБ

56. Дети не должны вне дома учиться тому, что противоречит взглядам их родителей.

АабБ

57. Дети должны знать, что нет людей более мудрых, чем их родители.

АабБ

58 Нет оправдания ребенку, который бьет другого ребенка.

АабБ

59. Молодые матери страдают по поводу своего заключения дома больше, чем по какой-нибудь другой причине.

АабБ

60. 3аставлять детей отказываться и приспосабливаться – плохой метод воспитания.

АабБ

61. Родители должны научить детей найти занятие и не терять свободного времени.

АабБ

62. Дети мучают своих родителей мелкими проблемами, если с самого начала к этому привыкнут.

АабБ

63. Когда мать плохо выполняет свои обязанности по отношению к детям, это, пожалуй, значит, что отец не выполняет своих обязанностей по содержанию семьи.

АабБ

64. Детские игры с сексуальным содержанием могут привести детей к сексуальным преступлениям.

АабБ

65. Планировать должна только мать, так как только она знает, как положено вести хозяйство.

АабБ

66. Внимательная мать должна знать, о чем думает ее ребенок.

АабБ

67. Родители, которые выслушивают с одобрением откровенные высказывания детей о их переживаниях на свиданиях, товарищеских встречах, танцах и т. п., помогают им в более быстром социальном развитии.

АабБ

68. Чем быстрее слабеет связь детей с семьей, тем быстрее дети научаются разрешать свои проблемы.

АабБ

69. Умная мать делает все возможное, чтобы ребенок до и после рождения находился в хороших условиях.

АабБ

70. Дети должны принимать участие в решении важных семейных вопросов.

АабБ

71. Родители должны знать, как нужно поступать, чтобы их дети не попали в трудные ситуации.

АабБ

72. Слишком много женщин забывают о том, что их надлежащим местом является дом.

АабБ

73. Дети нуждаются в материнской заботе, которой им иногда не хватает.

АабБ

74. Дети должны быть более заботливы и благодарны своей матери за труд, вложенный в них.

АабБ

75. Большинство матерей опасаются мучить ребенка, давая ему мелкие поручения.

АабБ

76. В семейной жизни существует много вопросов, которые нельзя решить путем спокойного обсуждения.

АабБ

77. Большинство детей должны воспитываться более строго, чем это происходит на самом деле.

АабБ

78. Воспитание детей — это тяжелая работа.

АабБ

79. Дети не должны сомневаться в способе мышления их родителей.

АабБ

80. Больше всех других дети должны уважать родителей.

АабБ

81. Не надо способствовать тому, чтобы дети занимались боксом и борьбой, так как это может привести к серьезным нарушениям тела и другим проблемам.

АабБ

82. Одно из плохих явлений заключается в том, что у матери, как правило, нет свободного времени для любимых занятий.

АабБ

83. Родители должны считать детей равноправными по отношению к себе во всех вопросах жизни.

АабБ

84. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и будет счастлив.

АабБ

85. Надо оставить ребенка, которому грустно, в покое и не заниматься им.

АабБ

86. Самое большое желание любой матери – быть понятой мужем.

АабБ

87. Одним из самых сложных моментов в воспитании детей являются сексуальные проблемы.

АабБ

88. Если мать руководит домом и заботится обо всем, вся семья чувствует себя хорошо.

АабБ

89. Так как ребенок – часть матери, она имеет право знать все о его жизни.

АабБ

90. Дети, которым разрешается шутить и смеяться вместе с родителями, легче принимают их советы.

АабБ

91. Родители должны приложить все усилия, чтобы как можно раньше научить ребенка справляться с физиологическими нуждами.

АабБ

92. Большинство женщин нуждаются в большем количестве времени для отдыха после рождения ребенка, чем им дается на самом деле.

АабБ

93. У ребенка должна быть уверенность в том, что его не накажут, если он доверит родителям свои проблемы.

АабБ

94. Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял охоту к любой работе.

АабБ

95. Для хорошей матери достаточно общения с собственной семьей.

АабБ

96. Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка.

АабБ

97. Матери жертвуют всем ради блага собственных детей.

АабБ

98. Самая главная забота матери – благополучие и безопасность ребенка.

АабБ

99. Естественно, что двое людей с противоположными взглядами в супружестве ссорятся.

АабБ

100. Воспитание детей в строгой дисциплине делает их более счастливыми.

АабБ

101. Естественно, что мать «сходит с ума», если у нее дети эгоисты и очень требовательные.

АабБ

102. Ребенок никогда не должен слушать критические замечания о своих родителях.

АабБ

103. Первая обязанность детей – доверие по отношению к родителям.

АабБ

104. Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунам.

АабБ

105. Молодая мать чувствует себя несчастной, потому что знает, что многие вещи, которые ей хотелось бы иметь, для нее недоступны.

АабБ

106. Нет никаких оснований, чтобы у родителей было больше прав и привилегий, чем у детей.

АабБ

107. Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше для него.

АабБ                  

108. Дети делают все возможное, чтобы заинтересовать родителей своими проблемами.

АабБ

109. Немногие мужчины понимают, что матери их ребенка тоже нужна радость в жизни.

АабБ

110. С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексуальных вопросах.

АабБ

111. Выходя замуж, женщина должна отдавать себе отчет в том, что будет вынуждена руководить семейными делами.

АабБ

112. Обязанностью матери является знание тайных мыслей ребенка.

Аа6Б

113. Если включать ребенка в домашние работы, он становится более связан с родителями и легче доверяет им свои проблемы.

АабБ

114. Надо как можно раньше прекратить кормить ребенка грудью и из бутылочки (приучить ребенка «самостоятельно» питаться).

АабБ

115. Нельзя требовать от матери слишком большого чувства ответственности по отношению к детям.

АабБ

 

Опросный лист



№п/п
АабБ

№п/п

АабБ

№п/п

АабБ

№п/п

АабБ

№п/п

АабБ

1

 

24

 

47

 

70

 

93

 

2

 

25

 

48

 

71

 

94

 

3

 

26

 

49

 

72

 

95

 

4

 

27

 

50

 

73

 

96

 

5

 

28

 

51

 

74

 

97

 

6

 

29

 

52

 

75

 

98

 

7

 

30

 

53

 

76

 

99

 

8

 

31

 

54

 

77

 

100

 

9

 

32

 

55

 

78

 

101

 

10

 

33

 

56

 

79

 

102

 

11

 

34

 

57

 

80

 

103

 

12

 

35

 

58

 

81

 

104

 

13

 

36

 

59

 

82

 

105

 

14

 

37

 

60

 

83

 

106

 

15

 

38

 

61

 

84

 

107

 

16

 

39

 

62

 

85

 

108

 

17

 

40

 

63

 

86

 

109

 

18

 

41

 

64

 

87

 

110

 

19

 

42

 

65

 

88

 

111

 

20

 

43

 

66

 

89

 

112

 

21

 

44

 

67

 

90

 

113

 

22

 

45

 

68

 

91

 

114

 

23

 

46

 

69

 

92

 

115

 

Ответ

Для того чтобы определить отношения между родителями и ребенком, психологи нашей страны, помимо методики Шеффера, используют тест-опросник родительского отношения А. Я. Варги, В. В. Столина и методику анализа семейных взаимоотношений Э. Г. Эйдемиллера. Каждая из перечисленных методик имеет свою специфику. Так, тест Шеффера не связан с воспитанием конкретного ребенка, он касается воспитания детей вообще. А методика А. Я. Варги исследует взгляды матери и отца на воспитание конкретного ребенка. Опросник Э. Г. Эйдемиллера рассчитан на подростков от 14 до 18 лет, находящихся на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Цель этого опросника – выявить ошибки в родительском воспитании.

Источник: Ежова Н.Н. рабочая книга практического психолога (Психологический практикум) / Н.Н. Ежова.- Изд. 4-е, — Ростов н/Д: Феникс, 2006