Методика анализа вербального взаимодействия Н.Фландерса | Обучение и развитие детей

Методика анализа вербального взаимодействия Н.Фландерса

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика межличностных отношений Методика анализа вербального взаимодействия Н.Фландерса
Методика анализа вербального взаимодействия Н.Фландерса
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика межличностных отношений
Технология проведения методики анализа вербального взаимодействия Н.Фландерса.

Анализ помогает выявить:

стиль педагогического общения,

однотипные варианты взаимодействия,

позицию педагога по отношению к детской инициативе,

удельный вес речи педагога,

уровень речевой активности детей.



Методика анализа вербального взаимодействия на занятии в школе, предложенная американским психологом Н.Фландерсом, пользуется большой популярностью не только в США, но и в ряде других стран. В основу данной методики положены принципы формализованного наблюдения. Анализ вербального взаимодействия происходит по десяти позициям: семь из них характеризуют речь учителя, две – речь учащихся и одна –паузу в вербальном взаимодействии, момент молчания. Реализация той или иной категории анализа (позиции) фиксируется каждые 3 –5 секунд (разумеется, в конкретном случае интервал должен быть выбран исследователем заранее и оставаться постоянным на протяжении всей процедуры).

В России методику Н.Фландерса поначалу применяли в оригинальном варианте, однако вскоре психологи А.А.Реан и Я.Л.Коломинский пришли к необходимости ее  модификации. При этом они исходили из следующих предпосылок.

Во первых, категории, описывающие речь преподавателя, не учитывают функциональной направленности того или иного высказывания. Между тем в такой ситуации, например, как постановка вопроса, это совершенно необходимо. Вопрос нужен для того, чтобы продиагностировать учащегося, и для того, чтобы побудить его к какой то  деятельности, способствуя, таким образом, осуществлению коррекции. Указанные моменты не на ходят отражения в методике Н.Фландерса, что существенно ограничивает ее возможности и понижает практическую ценность.

Во вторых, российские психологи сочли целесообразным ввести в рассмотрение еще две категории. Первая связана с речью учащихся («ответ товарищу »),вторая –характеризует паузу. Н. Фландерс рассматривает паузу как замешательство, непродуктивную потерю времени. В модификации А.А.Реана и Я.Л.Коломинского ей отводится роль потенциального продуцента коммуникативных значений, что заметно расширяет возможности методики в сфере обработки информации.

Таким образом, в модифицированном варианте методики используется 12 категорий анализа. При этом учет функциональной направленности (презентативной, интенсивной, корректирующей и диагносцирующей) привел к расщеплению некоторых категорий речи преподавателя на несколько подкатегорий. С учетом этих поправок методический инструментарий расширяется до двадцати аналитических позиций.

Категории анализа вербального взаимодействия, вариант F R (Фландерс –Реан):



1.Восприятие чувств. Эмпатия.  Речь идет о восприятии педагогом настроений учащихся, а также о его вербальной реакции на эти настроения.

2.Похвала или подбадривание. В речи могут быть выражены как пространно, так и очень коротко, даже одним или двумя словами.

3.Принятие идей учащихся, их дальнейшее развитие и дополнение.

Впрочем, как только педагог, оттолкнувшись от мысли учащегося, переходит к изложению собственных идей, его речь становится принадлежностью категории 5.

4.Постановка вопросов педагогом (4i 4d 4k):

а)реализация интенсивной (i)функции: педагог задает учащимся (или учащемуся) вопрос или формулирует проблему. В случае если ставится проблема, возможен относительно протяженный отрезок непрерывной вербальной активности педагога. Функциональная направленность данной категории состоит в том, чтобы побудить учащихся к самостоятельной деятельности –решению задачи, обдумыванию проблемы, переработке материала и т.д.;

б) реализация диагносцирующей (d) функции: постановкой вопроса педагог должен косвенно скорректировать ход мыслей или рассуждений учащихся в процессе решения задачи, если они идут в неправильном направлении.

При этом со стороны педагога не должно быть прямого указания на ошибочность рассуждений учащихся.

5.Сообщение информации (5p 5k): а) реализация презентативной (р) функции: преподаватель сообщает учащимся отдельные факты или систему фактов, элементы нового теоретического знания (формулы, законы), исторические сведения;

б)реализация корректирующей (1k) функции :в данном случае преподаватель сообщает учащимся дополнительную информацию, имея в виду, что с ее помощью они осознают ошибочность или недостаточность своих рассуждений и смогут выбрать верный путь.

6.Дача указаний или распоряжений (61 6k 6p):

а) реализация интенсивной (i)функции :речь педагога преследует цель побудить учащихся к какой либо деятельности, как то: :выполнение задания, размышление над проблемой, ее обсуждение и т.д.;

б)реализация корректирующей (k) функции: речь педагога направлена на коррекцию хода решения задачи учащимися, хода обсуждения проблемы, способа, направления работы с литературой, с приборами в лаборатории и т.д.;

в)реализация презентативной (р) функции: речь педагога совмещает в себе информативную и организующую функции и, следовательно, не может быть отнесена к пунктам а)и б).Это указания типа:«Встаньте »,«Сядьте на свое место »,«Уберите со столов

конспекты и учебники »и т.д.

7.Критика или защита педагогом собственных утверждений (7р 7i 7k 7d). В зависимости от конкретного содержания речи преподавателя, в данной категории анализа могут быть реализованы все четыре функции: презентативная, интенсивная, корректирующая и диагносцирующая (р,i,k,d).

8.Ответ учащегося педагогу. К данной категории помимо непосредственного ответа на вопрос мы относим и решение любой поставленной перед учащимися проблемы при условии, что ход рассуждений при этом последовательно вербализирован (например, в процессе решения задачи на доске и т.д.).

9.Спонтанная речь учащегося. Имеется в виду такое проявление вербальной активности учащихся, которое не является реакцией на прямое указание педагога. Сюда следует отнести реплики с мест, замечания на рассуждения отвечающего товарища, предложения по решению проблемы или задачи и т.д.

10.Пауза – замешательство. В данном случае подразумевается «непродуктивная »пауза в вербальном взаимодействии преподавателя с учащимися, связанная с потерей времени учебного занятия.

11.Потенциально продуктивная пауза. В отличие от пункта 10 речь идет о такой паузе в вербальном взаимодействии, которая запланирована преподавателем целенаправленно. Время расходуется на обдумывание учащимися вопроса, проблемы или задачи, на попытку их самостоятельного решения, на проработку литературы и т.д.

12.Ответ учащегося товарищу.

 

1 кат.

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19…..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика анализа вербального взаимодействия используется для характеристики целостного, логически завершенного занятия. Исходя из этого,  запись должна вестись непрерывно,  с начала и до конца занятия. Фиксация проводится через каждые 5 секунд. Для удобства запись ведется на листе миллиметровой бумаги, по вертикали (столбцами). Каждая клетка на листе соответствует интервалу в 5 секунд. В клетку вписывается номер той категории, которая реализуется в этот отрезок времени:1 –эмпатия,2 –похвала и т.д. Причем если в данной категории учитывается функциональная направленность, то цифра дается с индексом (р,i,k,d). Например, запись 5р означает, что в сообщении преподавателем какой либо информации была реализована презентативная функция.  В том случае, если одна и та же категория непрерывно реализуется более 5 секунд, в нижеследующие клетки вписываются стрелки, указывающие на это. Например, если в одной клетке стоит цифра 8,а в трех нижеследующих – стрелки, это означает, что учащийся непрерывно отвечал в течение 20 секунд (четыре клеточки по 5 секунд каждая).

Так как исследователю на первых этапах трудно удержать в памяти все цифровые обозначения, рекомендуется в процессе исследования иметь перед собой на столе лист с соответствующей расшифровкой. Применение такой методики требует специальных навыков, поэтому целесообразно на нескольких занятиях провести пробное протоколирование, не предусматривающее использования этих данных для анализа.

В том случае, если исследователя интересует не развертка всего занятия в целом, а только временной аспект отдельных категорий, то процедуру записи можно упростить. Для этого достаточно разбить лист бумаги на 20 клеток и в каждой из них отмечать реализацию той или иной категории. Впрочем, такая форма записи несколько снижает  информативность методики.

Анализ категории взаимодействия на уроке по Фландерсу.

Действие учителя, и реакция на действие школьника.

Принятие и анализ отношения ученика к занятиям, урокам.

Похвала, одобрение и порицание ответа школьника и его поведения.

Шутки, использование юмора.

Принятие, отвержение или использование ответов к высказыванию ученика.

Вопросы учителя.

Рассказ учителя.

Распоряжение, указание и приказы.

Критика, указания.

Пауза, молчание.

Действие ученика побуждающие учителя.

Реакция на шутки учителя.

Реакция на похвалу и порицание со стороны учителя.

Реакция на замечания учителя.

Реакция на оценку.

Действия ученика.

Разговор по собственной инициативе.

Вопросы, задаваемые учителю.

Дискуссия между учениками.

Форма выражения своего отношения к уроку и учителю.

Молчание и замешательство ученика.

Другие формы поведения и высказывания учеников.

ФЛАНДЕРСОВСКАЯ СИСТЕМА АНАЛИЗА ОБЩЕНИЯ (наблюдение) №2



Наблюдаемые категории  общения

Обращения к детям

Общее количество обращений



1

Понимание воспитанников. Принимает тон воспитанников спокойно

 

 

 

2

Поощрение. Хвалит или поощряет действия или поведение воспитанника, шутит.

 

 

 

3

Принимает или использует идеи воспитанников. Разъясняет или разрабатывает идеи, предложения воспитанников.

 

 

 



Задает методически целесообразные вопросы. Задает вопрос, ожидая ответ.

 

 

 



Задает методически нецелесообразные вопросы. Задает вопрос, ожидая ответ

 

 

 

5

Читает лекции. Приводит факты или соображения, выражает свои собственные мысли, задает риторические вопросы.

 

 

 



Дает указания, команды или приказы, необходимые в данной ситуации, в спокойной форме.

 

 

 



Дает указания, команды или приказы в резкой категорической форме и педагогически нецелесообразные

 

 

 

7

Критикует или оправдывает авторитет, дает указания, предназначенные для изменения поведения воспитанников

 

 

 

8

Речь воспитанника в ответ на речь педагога

 

 

 

9

Речь, которую воспитанник начинает самостоятельно

 

 

 

10

Молчание либо замешательство. Паузы. Короткие периоды молчания и периоды замешательства, где наблюдатель не может понять коммуникацию

 

 

 

 

ФЛАНДЕРСОВСКАЯ СИСТЕМА АНАЛИЗА ОБЩЕНИЯ (наблюдение) №1



Обращение к детям и повод

№ категории

Высказывания детей, реакция на обращение воспитателя

№ категории

 

 

 

 

 

 

АНАЛИЗ НАБЛЮДЕНИЯ (метода Фландерса)



Наличие категорий (кол-во)

4

5

6

3

9

1часть (5-10 мин)











2 часть (след 5-10 мин)











3 часть (след 5-10 мин)













Наличие категорий (кол-во)

4

5

6

3

9

1часть (5-10 мин)











2 часть (след 5-10 мин)











3 часть (след 5-10 мин)













Наличие категорий (кол-во)

4

5

6

3

9

1часть (5-10 мин)











2 часть (след 5-10 мин)











3 часть (след 5-10 мин)













Наличие категорий (кол-во)

4

5

6

3

9

1часть (5-10 мин)











2 часть (след 5-10 мин)











3 часть (след 5-10 мин)













Наличие категорий (кол-во)

4

5

6

3

9

1часть (5-10 мин)











2 часть (след 5-10 мин)











3 часть (след 5-10 мин)













Наличие категорий (кол-во)

4

5

6

3

9

1часть (5-10 мин)











2 часть (след 5-10 мин)











3 часть (след 5-10 мин)













Наличие категорий (кол-во)

4

5

6

3

9

1часть (5-10 мин)











2 часть (след 5-10 мин)











3 часть (след 5-10 мин)













Наличие категорий (кол-во)

4

5

6

3

9

1часть (5-10 мин)











2 часть (след 5-10 мин)











3 часть (след 5-10 мин)













Наличие категорий (кол-во)

4

5

6

3

9

1часть (5-10 мин)











2 часть (след 5-10 мин)











3 часть (след 5-10 мин)















Занятие

(предмет,дата,педагог)

Речевая активность педагога +4,5,6 (-3,9)

Речевая активность детей

+3,9(-4,5,6)

Положительное отношение к учебной деятельности, интерес, благожелательное настроение

Исполнительность, атмо- сфера страха, неуверенности в своих действиях, полная зависимость, от оценки педагога

Кол-во обращений

Кол-во обращений

1

2

3

6

7

1

















2

















3

















4

















5

















6

















7

















8

















9

















стиль



педагог

Авторитарный стиль

Либерально-попустительский

демократический

Вывод о стиле взаимодействия

«+» 4,5,6,7,8

«-«

1,2,3,9,10

«+»

10,7,2

«-«

1,3,4,5,6,8,9

«+»

1,2,3,4,5,9

«-«

6,7,8,10



































































































НАБЛЮДЕНИЕ ЭГО-СОСТОЯНИЙ РОДИТЕЛЯ

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ



«ЗЛОЙ РОДИТЕЛЬ»
«ДОБРЫЙ РОДИТЕЛЬ»

Нахмуренный лоб

Вертикальные морщины

 

 

 

 

Горизонтальные морщины

Поджатые губы

Чаще встречается

 

 

 

 

реже встречается

Указующий перст

Вытянутый вперед, угрожающий,наказующий

 

 

 

 

 

Вытянутый вверх,

как призыв прислушаться

и обратить внимание на что-то

Покачивание головой

Чаще из стороны в сторону

 

 

 

 

Чаще сверху вниз

Ужасающий взгляд

Выражает осуждение: «Как ты мог?!» ил «Что такое?!»

 

 

 

 

 

Выражает действительную

эмоцию ужаса – например,

страх за ребенка

Притопывание ногой

Как осуждение

 

 

 

 

Как шутливое напоминание о чем-то

Руки на бедрах

Как выражение стремления увеличить свой объем, доминировать

 

 

 

 

Как выражение недоумения

или удивления

Руки, сложенные на груди

Чаще встречается

 

 

 

 

Реже встречается

Заломленные руки

Чаще встречается

 

 

 

 

Реже встречается

Прищелкивание языком

Чаще встречается

 

 

 

 

Реже встречается

Вздохи

Как осуждение

 

 

 

 

Как выражение сочувствия

Поглаживание другого человека по голове

Как выражение снисходительного доминирования

 

 

 

 

Как ласка

 

 

 

 

 

 

 

НАБЛЮДЕНИЕ ЭГО-СОСТОЯНИЙ РОДИТЕЛЯ

ВЕРБАЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ



«ЗЛОЙ РОДИТЕЛЬ»
«ДОБРЫЙ РОДИТЕЛЬ»

«Я собираюсь положить этому конец раз и навсегда»

Чаще встречается

 

 

 

 

Реже встречается

«Да я бы никогда в жизни…»

Как осуждение

 

 

 

 

Как восхищение

чужим достижением

«Запомни навсегда…»

Чаще встречается

 

 

 

 

Реже встречается

«Сколько раз я тебе говорил?»

Чаще встречается

 

 

 

 

Реже встречается

«Если бы я была на твоем месте…»

Как указание с

оттенком осуждения

 

 

 

 

 

Как восхищение чужим достижением: «..то я бы так здорово сделать не смогла бы…»

Слова оценки, основанные не на зрелом рассуждении, а на автоматических, архаичных реакциях:

«глупый»

Чаще встречается

 

 

 

 

Реже встречается

Слова оценки, основанные не на зрелом рассуждении, а на автоматических, архаичных реакциях:

«дрянной»

Чаще встречается

 

 

 

 

Реже встречается

Смешной

Как выражение насмешливого осуждения

 

 

 

 

Как признание того, что ребенок хотел рассмешить и рассмешил

Гадкий

Встречается

 

 

 

 

Не встречается

Ужасный

Чаще встречается

 

 

 

 

Реже встречается, только как выражение высшей степени какого-либо другого качества – «ужасный эрудит»и.т.п.

Дурацкий

Чаще встречается

 

 

 

 

Реже встречается

Ленивый

Встречается

 

 

 

 

Не встречается

Чепуха, ерунда

Чаще встречается

 

 

 

 

Реже встречается, только по отношению к обстоятельствам, а мне к человеку и его высказываниям

Бедняжка, бедненький

Как издевка, с издевательской или насмешливой интонацией

 

 

 

 

Как выражение симпатии и сочувствия

Нет,нет!

Чаще встречается

 

 

 

 

Реже встречается

Сынок

Только как издевка, с соответствующей интонацией

 

 

 

 

Как ласковое отеческое обращение

Милая моя

Чаще встречается, как выражение неодобрения

 

 

 

 

Реже встречается, только при соответствующей любовной интонации

Как ты смеешь?

Чаще встречается,

 

 

 

 

Реже встречается, только в смысле: «Какой ты молодец, что осмелился!»

Умница!

Реже встречается – только с издевательской интонацией

 

 

 

 

Чаще встречается – как выражение одобрения и восхищения

Тихо! Тихо!

Чаще встречается

 

 

 

 

Реже встречается

Ну и что?

Чаще встречается

 

 

 

 

Реже встречается

«Больше не будешь?!

Чаще встречается

 

 

 

 

Реже встречается