Методические рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине «Экономика труда и социально-трудовые отношения» | Обучение и развитие детей

Методические рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине «Экономика труда и социально-трудовые отношения»

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Федотова Татьяна Анатольевна
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ   Учебная дисциплина «Экономика труда и социально-трудовые отношения» является фундаментальной дисциплиной образовательно-профессиональной программы подготовки специалистов образовательно-квалификационного уровня «Бакалавр».

Перечень компетенций.
После овладения дисциплиной студент будет уметь: • осуществлять анализ и описание работы с учетом подходов отечественной и международной практики; • формировать систему управления трудом на предприятии (в организации); • оценивать состояние и определять направления совершенствования нормативно-правовой базы социально-трудовых отношений; • обосновывать пути усовершенствования социального партнерства на производственном уровне; • анализировать состояние рынка труда по системе показателей; • анализировать влияние факторов на формирование, сохранение и развитие трудового потенциала на разных уровнях; • оценивать качество рабочей силы и конкурентоспособность работника; • разрабатывать систему мероприятий для развития трудового потенциала на разных уровнях; • определять показатели тяжести, напряженности, сложности, интенсивности, качества, эффективности труда; • рассчитывать показатели производительности труда разными методами; • разрабатывать программу управления производительностью труда в организации; • обосновывать направления совершенствования организации труда на предприятии; • описывать и анализировать трудовые процессы; • анализировать использование рабочего времени работников; • устанавливать нормы численности, времени, выработки, обслуживания, длительности процесса; • обосновывать механизм формирования цены рабочей силы; • анализировать расходы на рабочую силу; • обосновывать уровень заработной платы с учетом государственных стандартов, гарантий, норм, нормативов в сфере трудовых доходов населения; • обосновывать уровень и условия оплаты труда с учетом механизмов договорного регулирования оплаты труда; • проектировать основную заработную плату, используя разные подходы к ее построению; • разрабатывать показатели и условия премирования персонала; • обосновывать установление доплат и надбавок; • складывать план повышения производительности труда по предприятию; • рассчитывать величину фонда заработной платы по предприятию, в разрезе структурных подразделений и категорий работников на разные периоды; • определять мероприятия в сфере управления трудом и регулирования социально-трудовых отношений, проведение которых целесообразно с использованием консалтинговых услуг; • определять направления аудита в сфере труда; • разрабатывать программу контроллинга персонала.

Цель:
— формирование системы теоретических и прикладных знаний о категориях; — понятие, механизмы обеспечения производительности труда и развития социально-трудовых отношений; — приобретение умений и навыков формирования и производительного использования ресурсов труда. — возможность глубоко изучить теоретико-методологические и социально-экономические вопросы трудовых отношений в обществе.

Предмет:
— социально-трудовые отношения; закономерности и способы формирования и производительного использования ресурсов труда.

Главные задачи курса:
обучение студентов основам экономики труда; — выработка у студентов практических умений и навыков управления трудом на макро- и микроуровнях; — содействие исследовательской деятельности, развитие самостоятельности и ответственности студентов. Экономика труда и социально-трудовые отношения является составной частью производственно-хозяйственной  деятельности  предприятия  любой  формы собственности. Будущие производственные функции бакалавра в вопросах экономики труда являются одними или несколькими элементами существования объекта деятельности: системы проектирования, планирования, организации производства, стимулирования и т.д.

Тема 1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Объект экономики труда, объект социально-трудовых отношений, предмет экономики труда, предмет социально-трудовых отношений, задачи дисциплины, структура дисциплины, методы исследования, источники дисциплины.



Вопросы для самостоятельной проработки темы:

1. Охарактеризуйте объект дисциплины.

2. Раскройте предмет дисциплины.

3. Определите задачи дисциплины. 

Тема 2. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕСТВА

Население, экономически активное население, экономически неактивное население, занятые, безработные, воспроизводство населения, естественное, механическое, социальное и экономическое движения населения, простой, расширенный и суженный режимы воспроизводства, традиционный и современный типы воспроизводства, коэффициенты рождаемости, смертности, брачности, разводов, миграция, виды миграции, коэффициенты прибытия, выбытия, механического оборота, механического прироста, сальдо миграции, валовая миграция, трудовые ресурсы, трудовой потенциал, человеческий потенциал, человеческий капитал.

Вопросы для самостоятельной проработки темы:

1. Дайте определение населения.

2. Из каких групп состоит население по методике МОТ?

3. Кого относят к экономически активному населению?

4. Кто считается безработным по методике МОТ?

5. Что такое воспроизводство населения?

6. Какие типы воспроизводства Вы знаете? Охарактеризуйте их.

7. Назовите известные Вам режимы воспроизводства.

8. Какие существуют виды движения населения?

9. Перечислите относительные показатели естественного движения населения, дайте их определения.

10. Назовите абсолютные и относительные показатели механического движения населения.

11. Дайте определение трудовым ресурсам.

12. Охарактеризуйте структуру и размещение населения Украины.

13. Назовите виды миграции, которые Вы знаете.

14. Дайте определение категорий «человеческий капитал» и «человеческий потенциал». 

Тема 3. ТРУД КАК СФЕРА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВЕДУЩИЙ ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА

Труд, наука о труде, экономика труда, трудовое направление экономической мысли, процесс труда, социально-экономическое значение труда, труд как объект исследования, социально-трудовая сфера, взгляды на труд, труд как экономическая категория, функции труда, трудовая деятельность людей, научная организация труда.

Вопросы для самостоятельной проработки темы:

1. Физиологический закон средних нагрузок и скоростей; энергетический оптимум и оптимальный темп движений, особенности использования резервов организма как основа нормирования труда.

2. Познавательные процессы: сущность, индивидуальные особенности развития, динамика в трудовой деятельности. Понятие об интеллекте.

3. Личность и структура ее свойств.

4. Сущность и факторы работоспособности. Профессиональная  работоспособность. Движущие силы и предел работоспособности. Полная, частичная и остаточная работоспособность.

5. Методика изучения динамики работоспособности по системе производственных, физиологических и психологических показателей.

6. Закономерности динамики работоспособности и характеристика ее фаз.

Тема 4. СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК СИСТЕМА

Социально-трудовые отношения, социально-трудовые правоотношения, предмет социально-трудовых отношений, индивидуальные, групповые и смешанные уровни социально-трудовых отношений, солидарность, субсидиарность, патернализм, государственный патернализм, социальное партнерство, конфликт, дискриминация, социальная политика, социальная защита, социальная поддержка, социальная помощь, качество трудовой жизни, качество жизни, потребительская| корзина, минимальная потребительская корзина, социальные индикаторы.

Вопросы для самостоятельной проработки темы:

1. Дайте определение социально-трудовых отношений.

2. Назовите формы социально-трудовых отношений.

3. Объясните сущность таких составляющих системы социально-трудовых отношений, как субъекты и уровни социально-трудовых отношений.

4. Раскройте принципы и типы социально-трудовых отношений.

5. Какие факторы влияют на формирование и развитие социально-трудовых отношений?

6. Дайте определение качеству трудовой жизни.

7. В чем заключается концепция качества трудовой жизни?

8. Как Вы понимаете программно-нормативное регулирование социально-трудовых отношений?

9. Назовите показатели, которые являются социальными индикаторами.

10. Назовите направления программно-нормативного регулирования социально-трудовых отношений.