Интеллектуальное и творческое развитие детей

Методические разработки тренинга коммуникативных навыков и умений

На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Тренинги с педагогами Методические разработки тренинга коммуникативных навыков и умений

Методические разработки тренинга коммуникативных навыков и умений
Работа психолога с педагогическим коллективом — Тренинги с педагогами
ЗАНЯТИЕ 1. «Знакомства»

Цель: познакомить участников тренинга друг с другом,  настроить каждого на работу в группе, вызвать ощущение доверия и психологического комфорта в данной группе людей.

Позиция психотренера на этом тренинге довольно директивна. Он дает задания, задает вопросы, следит за динамикой занятия, одобряет застенчивых, прерывает болтунов.

Часть 1

Участники рассаживаются в круг, выбирая каждый сам себе место. Ведущий задает всем одни и те же вопросы: «Что вас сюда привело? Чего вы ожидаете от занятий?»

Часть 2

Психотренер разъясняет цели и задачи тренинга, знакомит группу с нормами группового поведения (см. занятие 1 в тренинге самопознания и личностного роста).

Часть 3. Упражнение «Знакомство»

Каждый из участников по очереди называет свое имя. Свое имя он произносит трижды: первый раз нейтрально, второй раз произносит свое имя с положительными эмоциями, а третий раз — представляющийся говорит всем участникам по очереди: «Тебя зовут…».

Существует другой вариант знакомства в тренинговой группе. В начале работы все участники тренинга оформляют себе карточку-визитку, на которой указывают свое имя, причем имя может быть как настоящее, так и игровое (имя друга, знакомого, реального политического деятеля или литературного героя и т. п.). Имя пишут разборчиво и достаточно крупно. Визитки крепятся булавкой (или значком) на груди так, чтобы все могли прочитать его. В дальнейшем на всем протяжении занятии участники обращаются друг к другу по этим именам.

Психолог дает 5 минут для того, чтобы все участники сделали свои визитки и подготовились к взаимному представлению. Своим представлением каждый должен подчеркнуть свою индивидуальность, сказать о себе так чтобы все остальные участники сразу запомнили выступившего. 3атем участники садятся в большой круг и по очереди представляются.

Часть 4. Игра «Вопрос — ответ»

Участники образуют полукруг, каждый по очереди становится ко всем спиной, в центр полукруга. Ему задают какие угодно вопросы, на которые он должен ответить, назвав имя спрашивающего.

Часть 5. Игры на отлаженность взаимных действий

Игра «Печатная машинка»

Группе дается отрывок из широко известной песни. Каждый член группы произносит по одной букве слова, в конце слова все встают, на знак препинания — топают ногой об пол. Игра идет до полного успешного выполнения этого задания.

Игра «Перепутаница»

Участники группы, взявшись за руки, образуют сложный клубок. 3адача того, кто в центре круга, — распутать.

Часть 6. Подведение итогов

Обсуждение первых впечатлений. Каждый участник тренинга высказывается. Психотренер анализирует работу каждого, подбадривает тех, кто испытывает затруднения.

Домашнее задание

Понаблюдать за кем-нибудь в транспорте и попытаться написать в специальной тетради его «психологический портрет»: попытаться угадать его возраст, семейное положение, профессию, эмоциональное состояние в данный момент, представить его в общении с близкими, с коллегами, с начальством.

ЗАНЯТИЕ 2. «Я и другие»

Цель: повышение точности межличностного восприятия.

Тактика психотренера: позиция становится менее директивной, теперь он — организатор групповой дискуссии, эмоциональный резонатор.

Часть 1. «Нетрадиционное приветствие»

Психотренер: «Мы привыкли к стереотипам. Они обедняют нашу жизнь. Давайте попробуем испытать новые эмоции, придумав и воплотив в жизнь нетрадиционные приветствия. Например, можно здороваться тыльной стороной ладони, стопами ног, коленями, лбами… Ваши варианты?»

Часть 2. Обсуждение домашнего задания

Часть 3. » Первое впечатление»

Эта процедура аналогична той, что была в домашнем задании, только теперь свои предположения можно проверить.

Ведущий приглашает совершенно незнакомого человека, группе предлагается описать свое первое впечатление: определить его возраст, профессию, интересы, коммуникативные способности и т. д. Каждый записывает свои соображения на бумаге, после чего делится своими соображениями, пытаясь обосновать их.

После того как выскажутся все, участники могут проверить свои предположения в беседе с незнакомцем.

Психолог кратко знакомит участников с основными механизмами межличностного восприятия (идентификация, эмпатия, рефлексия и т. д.), объясняет причину неадекватных характеристик, выделяет механизмы восприятия, актуализированные при составлении характеристики незнакомца.

Часть 4. «Диалог»

Участникам надо продолжить диалог, зафиксировав его на листе бумаги.

Ситуация 1

Муж (жена) поздно возвращается домой.

1: «Сколько это будет продолжаться, ладно на меня тебе наплевать, но дети же совершенно тебя не видят».

2: ……

Ситуация 2

Разговор между начальником и подчиненным.

Начальник: «Хотя рабочий день уже закончился, я попросил бы вас остаться».

Подчиненный:

Как вы продолжите разговор?

Часть 5. Игра «Понять партнера»

Один человек из группы выходит на 10 секунд из аудитории. Группа разбивается на два лагеря: те, кто будут демонстрировать неприязнь к вышедшему, и те, кто будет демонстрировать расположение к нему. Все при этом молчат, сохраняют невозмутимое выражение лица, контактируют только глазами.

Домашнее задание

Попросить у кого-нибудь из очереди пропустить вас вне очереди. Описать ситуацию контакта с незнакомым человеком, свои ощущения и мысли по этому поводу.

ЗАНЯТИЕ З

Цель: уяснение социальных ролей участников, приобретение и тренинг навыка принятия компромиссного решения; развитие способностей к децетризации.

Часть 1. Обсуждение домашнего задания

Часть 2. «Комплимент»

Сидя в кругу, каждый участник должен сделать комплимент партнеру, сидящему слева, подумать о том, какая черта характера, привычка того ему нравится, и сказать об этом. Тот, кому сделан комплимент, должен, как  минимум, поблагодарить. Если кто-то не готов, он может пропустить ход и сделать комплимент после других.

Часть 3. Игра «Потерпевшие кораблекрушение»

Каждому члену группы дают следующую инструкцию и просят выполнить задание в течение 15 минут: «Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи миль к юго-западу от ближайшей земли. Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и не поврежденными после пожара.

В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасатёльным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы.

Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот. Ваша задача — классифицировать 15 нижеперечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания.

Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 — у 2-го по значению и так далее до 15-го, наименее важного для вас».

Список предмётов:

  • Секстант.
  • 3еркало для бритья.
  • Пятигаллоновая канистра с водой.
  • Противомоскитная сетка.
  • Одна коробка с армейским рационом.
  • Карты Тихого океана.
  • Подушка (плавательное средство, санкционированное береговой охраной).
  • Двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси.
  • Маленький транзисторный радиоприемник.
  • Репеллент, отпугивающий акул.
  • Двадцать квадратных метров непрозрачного пластика.
  • Одна кварта пуэрториканского рома крепостью 80 градусов.
  • Пятнадцать футов нейлонового каната.
  • Две коробки шоколада.
  • Рыболовная снасть.

После того как завершена индивидуальная классификация, группе дается 45 минут для выполнения общего задания.

Это упражнение на групповое принятие решений. Группа должна прийти к единому мнению относительно места в классификации каждого из пятнадцати предметов, прежде чем оно станет частью группового решения. Достичь согласия трудно, поэтому не каждая оценка будет получать полное одобрение всех участников. Группа старается каждую оценку дать так, чтобы все члены группы могли с ней согласиться хотя бы отчасти.

Психотренер может дать группе следующие рекомендации для достижения согласия:

1. Избегайте защищать свои индивидуальные суждения. Подходите к задаче логически.

2. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти.

3. Рассматривайте различие мнений как помощь, а не как помеху.

После того как группа закончила свою работу, ее необходимо познакомить с мнением экспертов.

Согласно «экспертам», основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточно пищи и воды для жизни в течение этого периода.

Следовательно, самыми важными являются зеркало для бритья и двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям.

Вторыми по значению являются такие вещи, как канистра с водой и коробка с армейским рационом.

Предметы следует расположить так:

1. 3еркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.

2. Двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси. Важна для сигнализации. Нефтегазовая смесь может быть зажжена долларовой банкнотой и спичкой (естественно, вне плота) и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей.

3. Пятигаллоновая канистра с водой. Необходима для утоления жажды.

4. Одна коробка с армейским рационом. Обеспечивает основную пищу.

5. Двадцать квадратных метров непрозрачного пластика. Используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии.

6. Две коробки шоколада. Резервный запас пищи.

7. Рыболовная снасть. Оценивается ниже, чем шоколад, потому что нет уверенности, что вы поймаете рыбу.

8. Пятнадцать футов нейлонового каната. Можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не уплыло за борт.

9. Плавательная подушка. Если кто-то упадет за борт, она может послужить спасательным средством,

10. Репеллент, отпугивающий акул. Назначение очевидно.

11. Одна кварта пуэрториканского рома крепостью 80 градусов. Содержит 80% алкоголя — достаточно для использования в качестве антисептика при

любых травмах; в других случаях имеет малую ценность.

12. Маленький транзисторный приемник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.

13. Карты Тихого океана бесполезны без дополнительных навигационных приборов. Для вас важнее знать не где находитесь вы, а где находятся спасатели.

14. Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов.

15. Секстант без таблиц и хронометра бесполезен.

Часть 4. Подведение итогов

После того как группа познакомится со списком, составленным экспертами, можно начать обсуждение линии поведения отдельных участников. Обсудить, что помогало, а что мешало процессу достижения согласия? Кто проявил себя лидером? Кто участвовал, а кто нет? Кто оказывал влияние? Почему? Какова была атмосфера в группе? Какие действия предпринимались участниками группы для «протаскивания» своих мнений? Как улучшить принятие решений группой?

Домашнее задание

Вспомнить и записать недавний конфликт, возникший на работе или в семье.

ЗАНЯТИЕ 4. «Мы и наши конфликты»

Цель: развитие способов конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Тактика ведущего: на данном занятии ведущий — консультант и организатор. В игре «Необитаемый остров» — наблюдатель и «генератор возможных затруднений». Все большая инициатива и активность предоставляется самой группе.

Часть 1. Обсуждение домашнего задания

Каждый участник по кругу читает описание конфликтных ситуаций, группа отбирает некоторые из них для проигрывания. Действия участников определяют те, кто разыгрывает ситуацию.

Каждая ситуация проигрывается несколько раз, чтобы вовлечь максимальное число участников группы и получить как можно больше вариантов поведения в ситуации.

После этого все варианты поведения в ситуации обсуждаются участниками, анализируется поведение каждого.

Можно предложить следующую схему анализа:

1. Формулирование проблемы, подлежащей решению.

2. Квалификация конфликта (деловой, личностный), разбор конфликта — конфликтующие стороны, повод конфликта, его настоящая причина и т. д.

3. Обсуждение и оценка возможных вариантов разрешения конфликта, действий конфликтующих сторон.

4. Прогноз последствий выбранного варианта разрешения конфликта.

Часть 2. Игра » НЕОБИТАЕМЫИ OCТPOB»

Участникам группы нужно представить себе, что они оказались на необитаемом острове, и разыграть свои действия в этой ситуации: организовывать совместную деятельность (поиски пищи и воды, разведение костра), делать свой социальный выбор (выбирают главного, обдумывают планы на будущее и т. д.).

Действия участников обозначают символически, оговаривая их.

Игра продолжается в среднем 15-20 минут.

После все участники игры садятся в круг и обсуждают ее.

Сначала по очереди высказывается каждый из участников, что он ощущал во время игры, какую позицию занял, как себя вел, как вели себя партнеры, как оценивает работу группы в целом.

3атем психолог дает общую характеристику и оценку действий группы на «необитаемом острове», анализируя, во-первых, распределение ролей (лидер, генератор идей, скептик, координатор и т. д.), во-вторых, поведение  каждого участника, попавшего в ситуацию фрустрации. (Сама ситуация «необитаемого острова» из-за своей неопределенности, как правило, воспринимается участниками группы как фрустирующая.)

Поведение в ситуации фрустрации:

Экстрапунтивное. Когда человек вместо принятия ситуации начинает обвинять в ней кого угодно, например, ведущего, в том, что он дал ситуацию, которую невозможно представить себе, или других участников игры, что они не так себя ведут и т. д.

Интропунтивное. Человек начинает винить себя за неспособность «вжиться» в ситуацию, за свою ограниченность, глупость и т. д.

Конструктивное — это продуктивный тип поведения в ситуации фрустрации. Человек принимает ситуацию, стремится определить ее для себя, поставить цели, найти средства достижения этих целей.

ЗАНЯТИЕ 5.  «Использование коммуникативных способностей»

Цель: совершенствование коммуникативных способностей участников.

Часть 1. » Разминка»

3-4 участника разыгрывают роль человека, испытывающего радость (выиграл большую сумму денег, получил резкое повышение). Остальные молча невербально должны поздравить его. После анализируется, кто больше всего почувствовал ситуацию.

Часть 2. «В самолете»

Далее группе предлагается разыграть следующую ситуацию: «Вы купили билет на самолет Москва-Хабаровск, впереди 7 часов полета. Спать вы не хотите, интересной книги у вас нет, вы обращаете внимание на соседа и пытаетесь завязать с ним разговор.

Как вы поступите, если вашим соседом окажется молодая девушка, военный, пожилая женщина, читающий книгу и т. п.

Все члены группы попеременно включаются в игру – то в роли желающего вступить в контакт, то в роли его попутчика в разных вариантах.

Часть 3. Упражнение «СМЕНА ЛИДЕРСТВА В КОНТАКТЕ»

Участники разбиваются на пары и ведут беседу на общую тему.    

3адача более пассивного говора перехватить инициативу в контакте, используя удачный жест, вопрос, подхватить какое-либо слово, и плавно перевести разговор на обсуждение своей темы. Затем повторяется то же самое, но теперь цель инициатора разговора — отдать нить разговора партнеру, навести его на высказывание своих мыслей, можно диалогическими вопросами.

Часть 4. Упражнение «ТРОЙКИ»

Участники разбиваются на тройки.  Один выходит, а двое договариваются о том, что они хотели бы узнать у третьего, например его любимый стиль одежды и др.

Отсутствующий возвращается, и кто-то из участников начинает разговор, цель которого — узнать нужную информацию, но так, чтобы он не догадался, о чем хотели узнать. Вопросы задает один из договаривавшихся, а второй наблюдает и оценивает ведение беседы, естественность партнера и    т. д. Беседовавшие также высказываются о том, где они почувствовали «слабые» места в разговоре, что было удачным.

Часть 5. Упражнение «ВЫХОД ИЗ КОНТАКТА»

Психолог предлагает представить ситуацию: «Вы встретили не очень близкого знакомого, который располагает временем и имеет желание пообщаться с вами, а вам некогда».

Участники группы разыгрывают эту ситуацию, предлагая несколько вариантов выхода из контакта. После этого следует обсуждение.

Домашнее задание

Каждый участник дома должен написать сочинение «Я в группе тренинга в начале и сейчас», отразив свои представления о целях тренинга в начале работы и на настоящий момент, описать развитие отношений с другими участниками, поделиться новыми для себя мыслями, чувствами, переживаниями и т. д.

ЗАНЯТИЕ 6. Итоговое

Цель: проанализировать динамику в развитии коммуникативных навыков каждого члена тренинга, закрепить полученные навыки.

Часть 1. Упражнение «ГОРЯЧИИ CTУЛ»

Каждый из участников группы по очереди садится на стул в центре круга. Остальные участники группы обращаются к нему со словами: «Когда ты делаешь, говоришь или ведешь себя так-то и так-то, то у меня возникают вот такие чувства, мне кажется, что это означает то-то и то-то».

Все фразы должны быть корректными. В оценке используется информация о человеке, полученная во время тренинга. Оценивать следует поведение, черты характера, а не самого человека. Следует избегать определений «правильно», «хорошо», «плохо».

Описанную процедуру проходит каждый участник тренинга. После того как все участники высказались, тот, о ком шла речь, рассказывает о том, что он извлек из этих обсуждений, с чем не может согласиться. Используя выдержки из домашнего сочинения, выступающий оценивает свою работу в тренинге, результаты.

Часть 2. Анкетирование

Анкета участника тренинга

1. Тренинговое имя ________________________________________

2. Дата заполнения _________________________________________

3. Что мешало вам в общении с людьми до тренинговых занятий?

_________________________________________________________

_________________________________________________________

4. Какие навыки вы приобрели, пройдя курс тренингов?

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

5. Самые значимые для вас упражнения, во время которых удалось сделать «прорыв»

_________________________________________________________

_________________________________________________________

6. Понравилось ли вам работать в группе?

_________________________________________________________

7. Ваши основные ошибки в ходе занятий по отношению к себе

__________________________________________________________

__________________________________________________________

по отношению к членам группы

__________________________________________________________

__________________________________________________________

по отношению к психотренеру

__________________________________________________________

__________________________________________________________

8. Что тебе не понравилось на занятиях?

__________________________________________________________

__________________________________________________________

9. Ваши замечания, пожелания психологу (по форме, по содержанию занятий, по его поведению и т. д.)

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Ведущий собирает анкеты и переходит к заключительной части всего курса тренингов.

Часть 3. Подведение итогов

Анализируя анкету каждого, используя свои записи в журнале наблюдения, психолог подводит итоги работы каждого члена тренинга: анализирует эффективность, устойчивость приобретенных навыков, ищет причины неудач, анализирует свою работу и психологический климат группы. Если есть такая возможность, раздает каждому участнику тренинга видеокассеты с записью занятий.

Источник: А.С.Прутченков «Тренинг личностного роста»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>