Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике в форме игры «Слабое звено» | Обучение и развитие детей

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике в форме игры «Слабое звено»

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Манаева Лилия Вячеславовна
Цель: предоставить учащимся возможность продемонстрировать свои знания, находчивость Задачи: Обучающие:

— систематизировать знания учащихся из различных разделов алгебры, геометрии, физики;

— в эмоционально окрашенной, многофакторной психологической обстановке закрепить знание определений математических и физических понятий, терминов, теорем, фактов из жизни учёных.  Воспитывающие: 

— способствовать повышению интереса к математике, физике; 

— помочь в воспитании таких качеств личности как стремление к победе, целеустремлённость. Развивающие:

— развить умение действовать самостоятельно;

— развить умение выдвигать гипотезы при ответе на поставленные вопросы. Форма проведения урока: игра. Оформление. Кабинет празднично оформлен воздушными шарами, на доске выложена надпись цветными буквами «СЛАБОЕ ЗВЕНО». Учитель: Уважаемые зрители! Перед вами участники сегодняшней игры. После каждого раунда один из них покинет игровую площадку, пока в финале не останутся два игрока. Каждому финалисту предстоит ответить на пять вопросов, выиграет тот, кто ответит на большее количество вопросов. В случае равного количества правильных ответов, игра продолжается до первого неправильного ответа. «Слабое звено» и сильнейшего игрока в раунде определяет жюри, которое следит за игрой. А кто покинет игру – определяет команда большинством голосов. Если голоса разделились поровну, то, кто покинет игровую площадку, определяет сильнейший игрок, его называет жюри в конце каждого раунда. «Слабое звено» выбывает из игры, а мы продолжаем играть. И так до финала. Победителя ждёт приз. Я объявляю первый раунд. (В первом раунде первый вопрос задаётся первому игроку, в последующих – тому, на ком мы остановились в предыдущем раунде. Как и в телевизионной игре, у участников можно спросить: почему они называют «слабым звеном» того или иного игрока.) 

1 раунд.

  Учитель: Произведение буквенных и числовых множителей. Ученик: Одночлен. Учитель: Чья теорема помогает решить квадратные уравнения? Ученик: Теорема Виета. Учитель: Какая дробь меньше единицы? Ученик: Правильная. Учитель: Равенство, содержащее неизвестное. Ученик: Уравнение. Учитель: Как называется функция, которая задаётся формулой ? Ученик: Линейная функция. Учитель: Результат сложения. Ученик: Сумма. Учитель: Как найти неизвестное делимое? Ученик: Частное разделить на делитель. Учитель: Из чего состоят молекулы? Ученик: Из атомов. Учитель: Как называется длина траектории, по которой движется тело в течение некоторого промежутка времени? Ученик: Путь или расстояние. Учитель: Как вычислить скорость? Ученик: Чтобы вычислить скорость, следует пройденный путь разделить на время движения. Учитель: Как называется явление сохранения скорости тела при отсутствии действия других сил? Ученик: Инерция. Учитель: Как называют допускаемую при измерении неточность в физике? Ученик: Погрешность. Учитель: Назовите первого космонавта. Ученик: Юрий Гагарин. Учитель: Чем можно измерить скорость? Ученик: Спидометром. Учитель: Как называется четырёхугольник с прямыми углами? Ученик: Прямоугольник. Учитель: Как называется отношение  к ? Ученик: . Учитель: Создатель системы координат. Ученик: Декарт. Учитель: Что не имеет ни длины, ни ширины? Ученик: Точка. Учитель: Угол, на который поворачивается солдат по команде  «Кругом». Ученик: . Учитель: Два в квадрате равен четырём, а чему равен угол в квадрате? Ученик: . Учитель: Луч, делящий угол пополам. Ученик: Биссектриса. Учитель: Что является единицей измерения длины в системе СИ? Ученик: Метр. Учитель: С помощью какого прибора измеряют массу тела? Ученик: С помощью весов. Учитель: Как называется любое изменение формы и размера тела? Ученик: Деформация. Учитель: Назовите три агрегатных состояния вещества. Ученик: Жидкое, твёрдое и газообразные состояния. Учитель: Из чего состоят вещества? Ученик: Из молекул. Учитель: Кто первым указал на существование явления инерции? Ученик: Галилео Галилей. Учитель: Как называется физическая величина, равная отношению массы тела к его объёму? Ученик: Плотность. Учитель: Первый раунд закончился. Выберите самое слабое звено.   2 раунд.   Учитель: 0,1,2,3,4,6,7,8,9 – цифры арабские или римские? Ученик: Арабские. Учитель: Сколько кг в 1 т: 1000 или 100? Ученик: 1000 кг. Учитель: Прибор для измерения углов. Ученик: Транспортир. Учитель: Сила – величина векторная или скалярная? Ученик: Векторная величина. Учитель: Угол, меньший прямого угла. Ученик: Острый. Учитель: Отрезок координатной прямой, длина которого равна 1. Ученик: Единичный отрезок. Учитель: Прямоугольник с равными сторонами. Ученик: Квадрат. Учитель: Сумма длин всех сторон многоугольника. Ученик: Периметр. Учитель: Перпендикулярные прямые – это… Ученик: Прямые, пересекающиеся под прямым углом. Учитель: Ртуть – это жидкость или газ? Ученик: Жидкость. Учитель: Что означает слово «Физика» в переводе с греческого: природа или искусство? Ученик: Природа. Учитель: Что больше: плотность воды или пара? Ученик: Плотность воды больше плотности пара. Учитель: 60 км/ч – это расстояние или скорость? Ученик: Скорость. Учитель: Что больше: 2 дм или 23 см? Ученик: 23 см. Учитель: Сколько весит килограмм? Ученик: 1000 г. Учитель: Как называется третья степень числа? Ученик: Куб. Учитель: Какую часть часа составляет 20мин.? Ученик: . Учитель: Чему равен корень уравнения ? Ученик: Не существует. Учитель: Самая большая хорда окружности. Ученик: Диаметр. Учитель: Динамика, кинематика, электричество – а вместе? Ученик: Физика. Учитель: Второй раунд закончился. Выберите самое слабое звено.   3 раунд.   Учитель: Половина диаметра – это… Ученик: Радиус. Учитель: Первая женщина-математик в России. Ученик: Софья Ковалевская. Учитель: Первая из координат точки на координатной плоскости. Ученик: Абсцисса. Учитель: Числа, используемые при счёте предметов. Ученик: Натуральные. Учитель: Состоит из трёх точек, не лежащих на одной прямой,  и трёх отрезков, попарно соединяющих эти точки. Ученик: Треугольник. Учитель: Назовите учёного, в честь которого названа единица измерения силы? Ученик: Исаак Ньютон. Учитель: Сколько в метре сантиметров? Ученик: 100 см. Учитель: Сколько секунд в минуте? Ученик: 60 с. Учитель: Самое маленькое трёхзначное число. Ученик: 100. Учитель: Ромб, у которого все углы прямые. Ученик: Квадрат. Учитель: Сотая часть величины. Ученик: 1 %. Учитель: Сколько секунд в одном часе? Ученик: 3600 с. Учитель: Чему равна площадь квадрата со стороной 1 м? Ученик: 1 . Учитель: Что не имеет ни начала, ни конца? Ученик: Прямая, окружность. Учитель: Утверждение, не требующее доказательства. Ученик: Аксиома. Учитель: Третий раунд закончился. Выберите самое слабое звено.   4 раунд.   Учитель: Общее начало двух лучей. Ученик: Вершина угла. Учитель: Чему равно произведение взаимно обратных чисел? Ученик: 1. Учитель: Тело покоится или движется, если ? Ученик: Покоится. Учитель: Великий русский математик – создатель неевклидовой геометрии. Ученик: Лобачевский. Учитель: Единица измерения длины, равная 10 см. Ученик: Дециметр. Учитель: Планиметрия, стереометрия – а вместе? Ученик: Геометрия. Учитель: Единица измерения площади, используемая в сельском хозяйстве. Ученик: Гектар. Учитель:  — это … Ученик: Обыкновенные дроби. Учитель: Какой русский писатель окончил математический факультет Московского университета? Ученик: Грибоедов. Учитель: Немецкий учёный, которого называли «королём математики». Ученик: Гаусс. Учитель: В каком городе состоялась первая Всероссийская математическая олимпиада: в Москве или Тбилиси? Ученик: В Тбилиси. Учитель: Это слова Гаусса или Пушкина: «Математика – царица всех наук»? Ученик: Гаусса. Учитель: Верно ли, что Гаусс, Пифагор, Зигмунд Фрейд– математики? Ученик: Зигмунд Фрейд – австрийский  философ. Учитель: Что произнёс Архимед, выскакивая из ванны? Ученик: Эврика. Учитель: Четвёртый раунд закончился. Выберите самое слабое звено.   5 раунд.   Учитель: Сторона, противолежащая прямому углу. Ученик: Гипотенуза. Учитель: График линейной функции. Ученик: Прямая. Учитель: Действие, обратное умножению. Ученик: Деление. Учитель: Наименьшее натуральное число. Ученик: 1. Учитель: Русская единица веса, которой измеряется вес золотых изделий. Ученик: Золотник. Учитель: Другое название миллиарда. Ученик: Биллион. Учитель: Единица веса, применяемая при взвешивании драгоценных камней. Ученик: Карат. Учитель: Числовой множитель одночлена. Ученик: Коэффициент. Учитель: Числа, которые делятся на 2. Ученик: Чётные. Учитель: Треугольник, у которого две стороны равны. Ученик: Равнобедренный треугольник. Учитель: Пятый раунд закончился. Выберите самое слабое звено.   6 раунд.   Учитель: Мера веса: фунт или фут? Ученик: Фунт. Учитель: «От перестановки слагаемых сумма не меняется». Как называется этот закон? Ученик: Переместительный. Учитель: Число или выражение, которое находится под дробной чертой? Ученик: Знаменатель. Учитель:  градуса. Ученик: Минута. Учитель: Модуль числа не равен … Ученик: Отрицательному числу. Учитель: Угол, градусная мера которого от  до . Ученик: Тупой угол. Учитель: Чему равна площадь квадрата? Ученик: Квадрату стороны. Учитель: Шестой раунд закончился. Выберите самое слабое звено. 7 раунд. Учитель: Инструмент для измерения длины отрезка. Ученик: Линейка. Учитель: Международная единица измерения силы тока. Ученик: Ампер. Учитель: Число, которое получается при делении суммы чисел на количество слагаемых. Ученик: Среднее арифметическое. Учитель: Наглядное изображение функциональной зависимости. Ученик: График. Учитель: Смежные углы равны. Чему равен каждый из них? Ученик: . Учитель: Окружность – это линия или часть плоскости? Ученик: Линия. Финальный раунд. Учитель: И вот в нашей игре осталось только двое участников. И мы начинаем финальный раунд. Правила игры таковы: каждому из игроков по очереди будет задано по пять вопросов. Кто правильно ответит на большее количество вопросов, тот и победит. Если будет ничья, играем до первого неправильного ответа. Учитель: Древнегреческих, а также древнеиндийских математиков интересовали числа, которые соответствовали количеству точек, расположенных в виде некоторой геометрической фигуры – треугольника, квадрата и т.д. Такие числа назывались фигурными. Например, число 10 называется «треугольным», 16 – «квадратным». Такое представление чисел помогало древним учёным изучать свойства чисел. Внимание, вопрос. Число 25 является треугольным или квадратным? Ученик: Квадратным. Учитель: С развитием математики возникла необходимость пользоваться помимо целых чисел и другими. Сначала их называли «ломаными числами». Позже их назвали дробями. Запись дроби с помощью числителя и знаменателя появилась в Древней Греции, только греки записывали числитель снизу, а знаменатель – сверху. Дроби в привычном для нас виде впервые стали записывать индусы около 1500 лет назад. В старину в основном применялись дроби со знаменателем 12, 16 или 40. Позже появились более удобные знаменатели. А в XVII – XVIII вв. эти дроби получили всеобщее распространение, а особенно после введения метрической системы в большинстве стран. Внимание, вопрос. Что это за дроби? Ученик: Десятичные дроби. Учитель: Первые сведения об этих числах встречаются у китайских математиков во II в. до н. э. Одни числа истолковывались как «имущество», а противоположные им как «долг». Эти числа легко складывались и вычитались. А умножать и делить их не умели. Однако в III в. греческий учёный Диофант предложил правило: «Вычитаемое, умноженное на прибавляемое, даст вычитаемое, а вычитаемое на вычитаемое даёт прибавляемое». Внимание, вопрос. Какие числа назывались «имуществом» и «долгом»? Ученик: Положительные и отрицательные числа. Учитель: Некоторые алгебраические понятия и общие приёмы решения задач знали уже в Древнем Вавилоне и Египте более 4000 лет назад. В начале нашей эры греческая наука и культура пришли в упадок. Но к этому времени больших успехов в математике достигли индийские учёные. С V по VII вв. ими было сделано много открытий. Культуру древних индийцев усвоили их соседи – арабы, персы и другие народы. В IX – XV вв. эта часть света становится мировым центром наук, подарившим миру многих учёных – математиков. Внимание, вопрос. Что это за часть света? Ученик: Средняя Азия. Учитель: Идея задавать положение точки на плоскости с помощью чисел зародилась в древности – прежде всего, у астрономов и географов при составлении звёздных и географических карт. Уже во II в. древнегреческий астроном Птолемей пользовался долготой и широтой. В XVII в. французские математики Декарт и Ферма впервые использовали координаты в математике. Поэтому прямоугольную систему координат называют декартовой. Но названия координатам x и y дал немецкий учёный Лейбниц. Внимание, вопрос. Как называются координаты x и y? Ученик: Абсцисса и ордината. Учитель: Это число часто встречается в русских пословицах и поговорках. Но оно действительно удивительное. Именно это число определяет количество звёзд в Большой Медведице. Такое число дней составляет каждая из фаз Луны, а лунный месяц длится 28 дней. В древние времена поклонялись именно такому количеству небесных богов. Это число чтили многие народы. Оно и сейчас считается счастливым. Внимание, вопрос. Что это за число? Ученик: 7. Учитель: Геометрическую фигуру, называемую трапецией, знают все. Известно, что две её противоположные стороны параллельны. Она может быть и прямоугольной, и  равнобедренной. Происхождение названия никак не связано с геометрией, его значение можно найти в Древней Греции. Внимание, вопрос. Как переводится слово «трапеция»? Ученик: Обеденный стол. Учитель: По легенде, в честь открытия этой теоремы учёный принёс в жертву 100 быков, а теорему назвали его именем. Но позже выяснилось, что эта теорема была известна ещё древним шумерам. На сегодняшний день существует около 150 доказательств этой теоремы. Внимание, вопрос. Чьё имя носит теорема? Ученик: Пифагора. Учитель: Фамилия и имя какого математика отличаются только одной буквой? Ученик: Галилео Галилей. Учитель: Выдающийся учёный древности. Жил и работал в г. Сиракузы на острове Сицилия. Ученик: Архимед. Учитель: Считается, что геометрия в Греции началась с него. Он родился в г. Милет на ионийском побережье Малой Азии. Каждый школьник знает теоремы его имени: диаметр делит круг пополам, вертикальные углы равны, диагональ прямоугольника делит его на два равных прямоугольных треугольника. Назовите его имя. Ученик: Фалес. Учитель: Аль-Хорезми – выдающийся средневековый учёный, внесший большой вклад в развитие математики, астрономии, математической географии. Это не фамилия, а своеобразное прозвище. А от самого имени Аль-Хорезми произошло слово, так широко используемое сейчас. Ученик: Алгоритм. Подведение итогов, поощрение сильнейшего игрока, благодарение всех участников игры.



Литература:
  1. Математика. Приложение к 1 Сентября. —  2012, N 13, — с. 9-15.