Методическая разработка семинарского занятия по учебной дисциплине «Философия», тема «Философия права как мировоззренческая и методологическая основа юридического мышления» | Обучение и развитие детей

Методическая разработка семинарского занятия по учебной дисциплине «Философия», тема «Философия права как мировоззренческая и методологическая основа юридического мышления»

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Мантуров Олег Сергеевич
Учебно-воспитательные цели семинарского занятия:   Обучающие цели:
  • Показать место и роль философии права в системе философских и юридических наук, положительный опыт философско-правового подхода в решении острых социальных, экономических, политических вопросов, формируя тем самым способность ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4)
  • Рассмотреть основные функции философии права, показать ее направленность на защиту личности, общества, государства от противоправных посягательств, формируя у обучающихся способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав (ПК-11)
Развивающие цели:
  • Раскрыть сущность философского подхода к пониманию права, показать, в каких моментах он дополняет юридический, научив тем самым обучающихся анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11)
Воспитательные цели:
  • Выявить основные ценности в правовой системе государства, показать роль и место полиции в процессе защиты данных ценностей от посягательств любого рода, формируя тем самым способность проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры (ОК-6)
  • Показать влияние национальных традиций и культуры на становление правовой системы государства и государственности в целом, на основании чего формировать способность к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7)
План проведения семинарского занятия

Вводная часть.

Основная часть:

1-й учебный вопрос: Сущность философского подхода к пониманию права. Сравнительный анализ философского и юридического мышления.

2-й учебный вопрос: Философия права в системе философских и юридических наук. Методологические принципы осмысления природы, закономерностей и содержания права.

3-й учебный вопрос: Функции философии права.

4-й учебный вопрос: Юридический позитивизм в контексте философско-правового анализа.

Заключительная часть. 

Дидактические материалы и материально-техническое обеспечение семинарского занятия

— ноутбук;

— проектор;

— магнитно-маркерная доска. 

Литература

Конституция Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2016 год. – М.: Эксмо, 2016. – 32 с. – (Законы и кодексы) Федеральный закон «О полиции»: текст с последними изменениями и дополнениями на 2016 год. – М.: Эксмо, 2016. – 80 с. – (Законы и кодексы) Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации». – Новосибирск: Норматика. 2015. – 80 с. – (Кодексы. Законы. Нормы). Основная литература

1. Иванова Е.В. Философия: учебное пособие / Е.В. Иванова, О.Б. Ионайтис, П.Е. Суслонов. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2016. – 138 с.

2. Нерсесянц В.С. Философия права: учебник / В.С. Нерсесянц. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма : ИНФРА-М, 2015. – 848 с.

3. Пенионжек Е.В. Философия: учебно-методическое пособие [Электронное издание] / Е. В. Пенионжек. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2016. – 109 с. 

Дополнительная литература

  1. Бучило Н. Ф. Философия: учеб. пособие / Н. Ф. Бучило, А. Н. Чумаков. − 2-е изд., перераб. и доп. − М.: Проспект, 2010. − 480 с. 2. Губин В. Д. Философия: учебник / В. Д. Губин. — М.: Проспект, 2011. — 332 с. 3. Иконникова Г.И. Философия права: учебник для бакалавриата и магистратуры / Г.И. Иконникова, В.П. Ляшенко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 359 с. 4.  Миронов В. В. Философия: учебник / В. В. Миронов. − М.: Проспект, 2010. − 240 с. 5.  Михалкин Н.В. философия права: учеб. пособие для магистров / Н.В. Михалкин, А.Н. Михалкин. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 393 с. Методические рекомендации по организации и проведению семинарского занятия.

Выбор методики проведения семинарского занятия обусловлен необходимостью достижения следующих результатов: – установление устойчивой связи между знаниями, полученными обучающимися на соответствующем лекционном занятии, и результатами их самостоятельной подготовки; – осуществление контроля за самостоятельной подготовкой обучающихся, восприятием ими лекционного материала, уровня формирования компетенций; – развитие навыков применения теоретических знаний при решении практических задач в сфере деятельности сотрудника полиции; – формирование у обучающихся интереса к научно-исследовательской деятельности, а также привлечение обучающихся к научно-исследовательской работе, проводимой на кафедре. В соответствие с этим, семинарское занятие рекомендуется проводить с использованием следующих методов обучения: Пассивные методы обучения: понятийный диктант, опрос обучающихся, работа с рекомендованной преподавателем литературой, репродуктивные методы, направленные на воспроизведение обучающимися материала лекционных занятий. Применение пассивных методов и приемов обучения в ходе семинарского занятия позволяет преподавателю внести коррективы в понимание обучающимися отдельных тем и вопросов дисциплины, восполнить выявленные пробелы в самостоятельной подготовке обучающихся к семинарскому занятию, закрепить полученные ими на лекционном занятии знания, структурировать новую информацию, привить навыки использования терминологического аппарата учебной дисциплины. Активные методы обучения: учебная дискуссия с элементами проблемного обучения, метод малых групп, выступление с докладом-презентацией. Использование активных методов и приемов обучения на семинарском занятии направлено на формирование способностей обучающихся к логическому мышлению, анализу, систематизации получаемой ими информации, постановке исследовательских задач и выбору путей по их оптимальному решению. Также обучающиеся приобретают навыки критического осмысления получаемой информации, самостоятельного мышления, творческого решения поставленных перед ними задач. Интерактивные методы обучения: методики «Круг идей», «ПОПС-формула». Выбор данных методик в рамках проведения конкретного семинарского занятия предполагает развитие у обучающихся навыков работы в команде, формирование культуры высказывания собственного мнения, умения отстаивать самостоятельно сформированную позицию по значимым вопросам. Также использование методик интерактивного обучения позволяет задействовать максимальное число обучающихся, продемонстрировать им преемственность теоретических знаний и профессиональных задач, с которыми они столкнутся при реализации сформированных компетенций в профессиональной деятельности. Содержание семинарского занятия

I. Вводная часть занятия (10 минут) Преподаватель:
  • принимает рапорт командира о готовности учебной группы к занятию, приветствует курсантов;
  • проверяет наличие курсантов по учебному журналу группы и листу контроля учебного процесса, их готовность к занятию, делает соответствующие записи в лист контроля и учебный журнал группы;
  • смотрит обеспеченность курсантов необходимой литературой (рабочие программы учебной дисциплины, учебники, тетради);
  • объявляет тему и цели занятия, обозначает компетенции, на формирование которых направлено проведение данного семинарского занятия;
  • отмечает направленность семинарского занятия и полученных на нем знаний и компетенций на различные аспекты будущей профессиональной деятельности обучающихся.
Проведению основной части семинарского занятия предшествует понятийный диктант в форме экспресс-опроса по материалам предыдущего семинарского занятия, вынесенным обучающимся на самостоятельную подготовку. Обучающимся предлагается дать краткое, но содержательное определение таким понятиям, как: методология, методы научного познания, науки о природе и науки о культуре, позитивизм, постпозитивизм, герменевтика, социальное познание, социальные и гуманитарные науки. Проведение понятийного диктанта в начале занятия помогает не только выявить качество самостоятельной подготовки обучающихся к семинарскому занятию, но и закрепить полученные ранее знания. Помимо этого, проведение понятийного диктанта направлено на формирование у обучающихся навыков владения терминологическим аппаратом учебной дисциплины.   II. Основная часть (75 минут).   1-й учебный вопрос: Сущность философского подхода к пониманию права. Сравнительный анализ философского и юридического мышления (30 минут). Изучение первого учебного вопроса направлено на формирование у обучающихся общекультурной компетенции ОК-11. В рамках данного вопроса необходимо раскрыть сущность философского подхода к пониманию права, показать, в каких моментах он дополняет юридический, научив тем самым обучающихся анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности. Для достижения данной цели изучение первого учебного вопроса проходит согласно методике интерактивного обучения «Круг идей». Данная методика предполагает групповое обсуждение проблемного вопроса, направленное на установление его многоаспектности, необходимость привлечения для его решения материалов из самых разных учебных дисциплин. Применение данной методики на семинарском занятии позволит вовлечь в активную работу полный состав учебной группы. Необходимость внутригруппового взаимодействия для решения поставленной задачи позволит сплотить группу, научить обучающихся работать в коллективе, предлагать собственную точку зрения на решение конкретной проблемы, принимая при этом во внимание все высказанные другими участниками группы позиции. В конечном счете применение подобной методики на семинарских занятиях способно сформировать единый коллектив, что благотворно скажется на дальнейшем прохождении службы и облегчит адаптацию к особенностям будущей профессиональной деятельности обучающихся. Методика «Круг идей» направлена на привлечение обучающихся к обсуждению одной проблемы. В зависимости от количества присутствующих на занятии обучающихся, преподаватель делит их на 4 или 5 групп, учитывая при этом индивидуально-психологические особенности обучающихся, уровень их знаний в области учебной дисциплины, эрудицию, особенности самостоятельной подготовки к семинарским занятиям. Перед каждой группой преподаватель ставит один вопрос: «В чем заключается сущность философского подхода к пониманию права?» Обучающимся дается 5 минут на обсуждение данного вопроса внутри групп. Важно следить за тем, чтобы кто-либо из обучающихся в каждой группе записывал рождающиеся в ходе обсуждения идеи в виде тезисов. По истечению 5 минут преподаватель просит прекратить обсуждение и просит каждую из групп в порядке очередности высказывать по одному тезису. Преподаватель записывает данные тезисы на доске до тех пор, пока у групп не закончатся идеи. Когда все возникшие в ходе обсуждения идеи будут высказаны, преподаватель обращает внимание обучающихся к написанному на доске и предлагает выстроить единую концепцию сущности философии права и записать основные тезисы себе в тетради. В ходе обсуждения могут быть высказаны следующие идеи:
  • Философия права направлена на постижение сущности права как особой формы отражения социальной действительности;
  • В философии права право понимается как специфическая форма бытия людей, особый вид регуляции отношений внутри общества;
  • В философии права исследуется «абстрактное» право, право как социальный феномен, категория, универсальная целостность, включающая в себя самые различные правовые явления;
  • Философия права направлена на изучение таких категорий, как: свобода, равенство, справедливость, вина, наказание, социальная ответственность, право и закон;
  • В философии права изучаются философские концепции и парадигмы права, а также их актуальность для правотворческой и правоприменительной сфер деятельности государства.
Для формирования продвинутого уровня сформированности компетенций обучающимся предлагается произвести сравнительный анализ философского и юридического подходов к пониманию права. Философский подход к пониманию права:
  • Предполагает понимание конкретных правовых норм через их включенность в общее, правовой универсум;
  • Направлен на демонстрацию познавательных возможностей и эвристического потенциала определенной философской концепции в области права;
  • Призван раскрыть концептуальный смысл какого-либо вида права или правового явления, проанализировать историю его появления и перспективы развития в современном обществе;
  • Первоочередными являются сознание человека, его жизненный мир, коммуникативные и этические аспекты правоприменительной практики;
  • Право понимается как особая форма духовности, универсальная характеристика социального и индивидуального бытия.
  • Юридический подход к пониманию права:
  • Предполагает изучение конкретных правовых норм и актов, на основе чего и формирует представление о правовой системе конкретного общества, региона, государства;
  • Направлен на применение и совершенствование конкретных норм права, нормативно-правовых актов;
  • Призван раскрыть наличные формы бытия существующей системы защиты прав и свобод человека;
  • Первоочередными являются нормативно-правовые акты и правоприменительная практика;
  • Право понимается как социальный институт регуляции деятельности людей, отчужденный от человека.
 Выводы по первому учебному вопросу: Предмет философии права – это общие закономерности возникновения, становления и развития права как особого социального феномена, отражающего как социальную действительность, так и общественное сознание на конкретном этапе его формирования. Философия права обращает свое внимание на изучение таких категорий, как: правосознание, правовой порядок, правовая культура, свобода, правовое государство, правосудие, гражданское общество и т.д. Она стремится синтезировать философское и юридическое знание в понимании сущности права и закона, основ государственности, правовой реальности в целом. Особое значение в философии права придается ценностному аспекту понимания права, способам реализации прав и свобод человека и гражданина.   2-й учебный вопрос: Философия права в системе философских и юридических наук. Методологические принципы осмысления природы, закономерностей и содержания права (15 минут).   Изучение второго учебного вопроса направлено на формирование у обучающихся общекультурной компетенции ОК-4. В рамках изучения данного вопроса необходимо показать место и роль философии права в системе философских и юридических наук, а также отметить положительный опыт философско-правового подхода в решении острых социальных, экономических, политических вопросов, формируя у обучающихся способность ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач. Для достижения данной цели используется активная форма обучения, взаимодействие обучающихся прежде всего с преподавателем посредством учебной дискуссии с элементами проблемного обучения. Базовый уровень сформированности компетенции достигается посредством индивидуальной работы обучающихся, направленной на понимание сущности предложенного им предмета исследования, его проблемного характера, нахождение способов применения получаемых знаний в профессиональной деятельности. Обучающимся предполагается проанализировать несколько высказываний, предметом которых является сущность права:
  1. «Право – это правила общежития, поддерживаемые государственной властью» (Г.Ф. Шершеневич)
  2. «Право – это совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения все-общего закона свободы» (И. Кант)
  3. «Право – это надстройка над экономическим базисом, это юридическое оформление общественных, в первую очередь  экономических, отношений» (К. Маркс)
  4. «Право и все его определения основываются исключительно на свободной личности, на самоопределении, являющемся скорее противоположностью природного определения <…> Общество есть то единственное состояние, в котором право только и имеет свою действительность: то, что следует ограничить и чем надлежит пожертвовать, есть как раз произвол и насильственность, свойственное естественному состоянию» (Г. Гегель)
  5. «Субъективное право определяется как нравственная возможность, или иначе, как законная свобода что-либо делать. Или требовать. Объективное право есть самый закон, определяющий эту свободу. Соединение обоих смыслов дает нам общее определение: право есть свобода, определяемая законом» (Б.Н. Чичерин)
Данное задание также предполагает направленность на воспроизведение знаний, полученных обучающимися в ходе изучения предыдущих тем учебной дисциплины, расширение их кругозора за счет привлечения к обсуждаемой теме новых концепций, сведений из иных учебных дисциплин. Обучающимся следует проанализировать, какое из данных определений права можно считать исключительно философским, а какое может быть закреплено и в юридической теории. На основании сказанного перед обучающимися следует поставить вопрос: «Каково место философии права в системе философских и юридических наук?» Обучающимся следует дать понять, что философия права – это самостоятельная область философского знания, прошедшая многовековой путь становления. Сам термин «философия права» появляется в юридической науке, в трудах известного немецкого юриста 18 века Г. Гуго. Гуго подразделял юриспруденцию на три составные дисциплины: юридическую догматику, историю права и философию права (под ней подразумевалась главным образом философия позитивного права). Цель философии права – показать, что правовая система создается всей историей человечества, а не просто складывается законодательно. В 1820 году выходит труд Г. Гегеля «Философия права», при этом данная дисциплина понималась им уже как часть философии, а не юридической теории. Гегель дает такое определение философии права: «Философская наука о праве имеет своим предметом идею права – понятие права и его осуществление». Главная ее задача – понять те идеи и представления, что лежат в основании права. В своем постижении сущности права философская и юридическая теории не могут обходиться друг без друга. Философия права тем самым представляет собой область междисциплинарного исследования, в которой находится место не только собственно философии и юридической теории, но и иным дисциплинам социальной и гуманитарной направленности. Философия права тесно связана с социальной философией через объект своего исследования – жизненный мир человека, социальную реальность. Социальная философия рассматривает социальную реальность в целом и в ее взаимодействии со всевозможными детерминирующими факторами, тогда как философия права направляет свое внимание на взаимодействие социальной реальности, жизненного мира человека с системой прав и законов, установлений и предписаний. Из этого взаимодействия и рождается основной предмет философии права – правовая реальность как таковая. Для формирования продвинутого уровня сформированности компетенций обучающимся предлагается самостоятельно соотнести философию права с такими науками, как теория государства и права, социология, политология, этика – определить в них общее и особенное. Также обучающиеся, воспроизведя свои знания по изученным в предыдущем семестре темам, должны обозначить и дать содержательную характеристику таким разделам философии права, как:
  • Философско-правовая онтология – учение об основных принципах, формах, способах существования и развития правовой реальности, а также таких феноменах правовой реальности, как правовые нормы, юридические законы, правосознание, правовая культура и т.д.;
  • Философско-правовая гносеология – учение о природе, методах и логике познания правовой реальности, о соотношении эмпирического и теоретического, рационального, эмоционального и иррационального уровней в праве;
  • Философско-правовая аксиология – учение о ценностных аспектах функционирования права, о соотношении в нем утилитарного и неутилитарного, научного и идеологического уровней, рассмотрение права как способа достижения социальной справедливости и общего блага;
  • Философско-правовая праксиология – учение о практическом законотворчестве и практической реализации права, о принципах правовой деятельности.
Выводы по второму учебному вопросу: философский и юридический подходы к пониманию сущности права отличаются в первую очередь методологическими принципами осмысления его природы. Юридическая теория направлена на изучение отчужденного права, которое является неотъемлемой частью социальной реальности. Право для юридической теории – это социальный институт деятельности людей. В философии источником права является субъект и право предстает имманентным атрибутом человека. Поэтому право – универсальная характеристика не только социального, но и индивидуального бытия.   3-й учебный вопрос: Функции философии права (20 минут). Изучение данного вопроса направлено на формирование у обучающихся общекультурной компетенции ОК-7 и профессиональной компетенции ПК-11. В рамках его изучения нам будет необходимо рассмотреть основные функции философии права, показать ее направленность на защиту личности, общества, государства от противоправных посягательств, формируя тем самым способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, а также показать влияние национальных традиций и культуры на становление правовой системы государства и государственности в целом, на основании чего формировать способность к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий.

В соответствии с названными целями при изучении обучающимися третьего учебного вопроса будет использована методика интерактивного образования «ПОПС-формула». Целесообразным является привлечение к работе тех обучающихся, которые вели себя недостаточно активно при обсуждении первого учебного вопроса. Роль остальных обучающихся – дополнять отвечающих, задавать им провокационные вопросы, пытаться представить альтернативную точку зрения.

Обучающимся предлагается несколько вопросов, на которые необходимо дать ответ, используя «ПОПС-формулу»: Позиция – Объяснение – Пример – Следствие (суждение). Каждый отвечающий при ответе должен сказать ровно четыре предложения, используя данную формулу: 1. «Я считаю, что…» 2. «Потому что…» 3. «Я могу показать это на примере…» 4. «Исходя из этого, я могу сделать вывод, что…» Отступление от данной формулы при ответе не допускается.

Для формирования базового уровня сформированности компетенций преподаватель предлагает обучающимся порассуждать на тему, какие функции выполняет философия права в современной науке и в современном обществе. По материалам предшествующего лекционного занятия обучающиеся совместно с преподавателем называют основные функции философии права: мировоззренческую, методологическую, аксиологическую, воспитательную, праксиологическую. После этого преподаватель просит кого-либо из обучающихся ответить, использую «ПОПС-формулу», на следующий вопрос: «Какую функцию выполняет философия права в современной науке и в современном обществе»?

Ответ каждого из обучающихся (согласно количеству провозглашенных ранее функций) строится таким образом по следующей схеме:

– «Я считаю, что философия права выполняет важную мировоззренческую (методологическую, аксиологическую, воспитательную, праксиологическую) функцию…»

– «Потому что данная функция позволяет…»

– «Я могу показать это на примере…». В этом пункте особенно важны рассуждения выступающего, направленные на выявление практической значимости философии права в профессиональной деятельности и профессиональной культуре сотрудника органов внутренних дел. Именно посредством проведенного обучающимся анализа практической значимости и будет формироваться профессиональная компетенция ПК-11 на базовом уровне сформированности.

– «Исходя из этого, я могу сделать следующий вывод: …»

Использование данной методики позволяет достичь преподавателю сразу нескольких целей: а) включить в групповую работу на семинарском занятии максимальное число обучающихся; б) выявить имеющиеся у них пробелы в знаниях; в) привить обучающимся культуру высказывания собственного мнения, умение отстаивать самостоятельно сформированную позицию по значимым вопросам; г) продемонстрировать обучающимся преемственность теоретических знаний и профессиональных задач, с которыми они столкнутся при реализации сформированных компетенций в профессиональной деятельности.

В ходе интерактивного обучения могут возникнуть следующие суждения, которые преподаватель просит записать в тетради:

Философия права выполняет несколько важных функций:

– Методологическая функция. Философия права предлагает методы исследования правовой реальности, вооружает юридическую теорию и отдельного индивида системой методов научного познания правовой реальности, направленных на взаимодействие с ней и ее преобразование;

– Мировоззренческая функция. Философия права вырабатывает наиболее общие представления о правовой реальности, ее взаимодействии с миром повседневности, вооружая тем самым человека адекватным знанием о жизненном мире. Философия права применяет к правовой реальности альтернативные теории, способствуя тем самым выявлению и объяснению общих принципов функционирования правовой реальности, а также обращается к разнообразным теоретико-мировоззренческим идеям, что позволяет ей преодолевать стереотипы юридического знания.

– Аксиологическая функция. Философия права вырабатывает оценочные суждения в области сущего и должного, правомерного и неправомерного, законного и незаконного. Она призвана раскрыть роль объективных и субъективных ценностей в праве, а также моральных и религиозных принципов, характеризующих конкретное общество;

– Гносеологическая функция. Философия права вырабатывает систему категорий, позволяющих углубленно познавать правовую реальность, механизмы ее функционирования в обществе;

– Воспитательная функция. Философия права направлена не только на формирование и развитие определенных знаний, умений и навыков, но и на социализацию самого субъекта правовых отношений. В философии права поднимаются такие глубинные проблемы современного общества, как правовой нигилизм, правовой экстремизм, правовая культура, обращение к которым позволяет формировать сознание человека, его направленность на достижение общего блага, а не индивидуальных сиюминутных целей;

– Праксиологическая функция. Философия права направлена на осмысление, взаимодействие и активное формирование собственно правовой деятельности: законотворческой, правоприменительной и правозащитной.

Для формирования у обучающихся продвинутого уровня сформированности компетенций имеет смысл задать также дополнительные вопросы:

– Какая из функций философии права Вам кажется наиболее важной и почему?

– Какая из функций философии права наиболее важна в области практической деятельности сотрудника органов внутренних дел?

– Какую роль может сыграть изучение философии права в Вашей профессиональной деятельности?

– Назовите категории философии права, на осмысление которых должно быть направлено внимание сотрудника органов внутренних дел в первую очередь.

– Может ли философско-правовой подход к социальной действительности быть полезен при взаимодействии с лицами, нарушающими закон?

Выводы по третьему учебному вопросу: Философия права необходима сотруднику органов внутренних дел в его практической деятельности для выработки навыков по формированию у граждан правосознания, для выявления условий и факторов совершенствования правовой реальности, а также для обретения знаний и навыков по оптимизации правоотношений в обществе. Всем комплексом своих познавательных возможностей философия права ориентирует человека на критическое отношение к правовой реальности, на выявление противоречий между сущим и должным, свободой и необходимостью, справедливостью подлинной и мнимой.

4-й учебный вопрос: Юридический позитивизм в контексте философско-правового анализа (15  минут).

Изучение данного вопроса направлено на формирование у обучающихся общекультурной компетенции ОК-6. В рамках изучения данного вопроса нам будет необходимо выявить основные ценности в правовой системе государства, показать роль и место полиции в процессе защиты данных ценностей от посягательств любого рода, формируя тем самым способность проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры. Изучение данного учебного вопроса предполагает активную форму обучения, взаимодействие обучающихся прежде всего с преподавателем посредством учебной дискуссии с элементами проблемного обучения. Выбор данной методики обусловлен необходимостью получения обучающимися точных знаний по конкретному вопросу, формирования у них навыков применения лекционного материала к задачам профессиональной деятельности.

В рамках данного учебного вопроса один из обучающихся делает доклад – сообщение на тему «Основные концепции философии права», не более чем на 5 минут. Такая форма активного обучения как выступление с докладом предполагает: от докладчика – умение кратко, но содержательно представить свое видение проблемного вопроса, совершенствование навыков публичного выступления, способность заинтересовать большую аудиторию темой своего выступления; от аудитории – умение слушать и слышать, отмечать основные положения доклада, навык критического отношения к передаваемой информации, готовность высказать возникшие вопросы или предложения. Оценка доклада складывается из нескольких факторов: содержательность и актуальность подобранного докладчиком материала; соблюдение регламента выступления, принимая во внимание ограничение по времени; способность заинтересовать аудиторию, вызвать широкое обсуждение заявленной в докладе темы; наличие вопросов, замечаний, комментариев и иные признаки вовлеченности обучающихся в ход занятия.

Преподаватель напоминает обучающимся, что позитивистский подход к сущности права утверждает государственную власть в качестве источника и установителя тех прав и свобод, которыми располагает человек как гражданин того или иного государства. Позитивизм представляет собой один из двух основных подходов к трактовке сущности прав человека. Второй подход – естественно-правовой, – провозглашает неотчуждаемый, не зависимый от государственной воли характер прав и свобод человека, источник которых он находит в самой человеческой природе, в особенностях его бытия. Позитивизм в его понимании права идет от государства и государственной необходимости к правам конкретного человека, естественно-правовой подход, напротив, от личности к государству. Для формирования базового уровня сформированности компетенции обучающимся предлагается порассуждать на тему того, какой из двух подходов более применим к анализу сущности права, а также подобрать аргументы в пользу каждой из позиций.

С одной стороны, государство есть такой союз людей, целостность которому придает верховная власть – именно она и определяет правовой статус индивидов. Разрешенное и дозволенное людям государство обязуется охранять и соблюдать с помощью специальной системы государственных средств и органов. Но: если государство дарует человеку его права и свободы, то оно же по такой логике может изъять какие-либо из них, а то и навсегда лишить человека определенных прав в интересах абстрактного общества. Опыт такого соединения позитивного права и тоталитарного государства в избытке предоставил нам прошлый век. С другой стороны, естественно-правовая установка настаивает на том, что именно изначально присущие человеку права должны определять права власти и границы вмешательства государства в частную жизнь человека. Но и здесь возникают некоторые противоречия, так как именно сильное государство зачастую выступает гарантом того, что данные права будут нерушимы. Б.Н. Чичерин так определял данный парадокс: «Учение о неотчуждаемых и ненарушимых правах человека, которые государство должно охранять, но которых оно не смеет касаться, есть учение анархическое… При таком порядке каждый делается судьей своих собственных прав и обязанностей, начало, при котором общежитие немыслимо. В здравой теории, так же как и в практике, свобода только тогда становится правом, когда она признается законом, а установление закона принадлежит государству».

Для формированию продвинутого уровня сформированности компетенции преподаватель просит обучающихся прокомментировать изложенные выше доводы, применяя в своей аргументации соответствующие статьи Конституции Российской Федерации. Следует обратить внимание обучающихся на ст. 2: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства», а также на ст.3 п.1: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

В теории права за последние 200 лет все заметнее становилось господство «юридизма» (фр. правовед Жак Леклерк), т.е. преобладание узкопрофессионального юридического подхода к феномену права. «Юридизм» означает попытку отрыва права от всего комплекса наук о духе, что ведет к отрыву правовой науки от реальной действительности и от других областей знания и, прежде всего от философии, социологии, политической науки и антропологии. «Юридизм» стал одной из тенденций становления и усиления юридического позитивизма; другой такой тенденцией стало нарастание господства эмпиризма как основополагающей установки правовых исследований. Юридический позитивизм с ярко выраженным эмпиризмом придал праву совершенно определенный практический уклон. Освобожденное от излишней, а часто и необходимой духовно-нравственной нагрузки право стало неуклонно развиваться по пути все большей прагматизации. До сих пор никто не превзошел юристов-позитивистов по части циничного превознесения силы в праве, а сила всегда на стороне тех, кто имеет власть. При формальном равенстве юридических возможностей для всех граждан свобода сильного исключает свободу слабого, индивидуализм не дает проявиться индивидуальности слабого, выгода и успех всегда на стороне сильного. Эта изначально запрограммированная жесткость позитивистской юриспруденции проявляется в ее ориентации на ценности среднего уровня, то есть ценности эмпирического характера, критерии которых располагаются между «полезно» и «неполезно», «выгодно» и «невыгодно», «успех» и «неуспех». Право признает любой успех, даже неправедный, если он формально не вступает в противоречие с юридическими нормами, и тем самым легитимирует, делает непреложным юридическим фактом.

Логически дедуцированное юридическое знание и вся юридико-позитивистская методология оказываются бессильными в неординарной правовой ситуации. Такими ситуациями оборачиваются революции, кризисы, при которых общество достаточно долго находится в состоянии многообразных социально-тектонических сдвигов на самых разных уровнях. Юридический позитивизм в качестве особого направления правовой мысли оформился в эпоху образования национальных централизованных государств в Европе. Он воплотил в себе идеи укрепляющейся государственности, стремление к единству, порядку и стабильности. Все изъяны и недостатки правового позитивизма обнаруживаются, когда под напором социальной критики утрачивается стабильность общественного порядка, и ему ищут альтернативы. Начинается критика законов, отражающих принципы старого порядка, и юридического позитивизма, который эти законы абсолютизирует.

Давно отмечены неполнота и ограниченность юридико-позитивистской проблематики, которая по преимуществу находится в сфере применения права и закона. Тайну сотворения закона позитивисты пытаются не нарушать, оставляя ее законодателю, суверену, изрекающему правовые императивы, команды и приказы. Правотворчество лежит за пределами внимания позитивистской юриспруденции. Эта деятельность требует особого рода знаний о возможном, рекомендуемом и желательном будущем праве, огромной ценностной информации, предполагает поиск содержательных законодательных решений, удовлетворяющих известным критериям справедливости и нравственности. Как правило, люди стремятся не просто к праву, но справедливому праву с нравственным потенциалом. Ничего необходимого для поиска такого права юридический позитивизм предложить не может.

Для формирования продвинутого уровня сформированности компетенции обучающимся также предлагается ответить на вопрос, какие основные принципы юридического позитивизма нашли свое отражение в законодательстве о деятельности полиции. В связи с этим обучающимся предлагается проанализировать Федеральный закон от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции», а также Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации». Также обучающимся предлагается самостоятельно смоделировать ситуации в профессиональной деятельности, при которых возможно выявление противоречий между сущим и должным, справедливостью и необходимостью. Обучающиеся должны еще раз отметить для себя, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2 Конституции РФ), а предназначение полиции состоит в их защите от преступных и иных противоправных посягательств любого рода (ст. 1 ФЗ «О полиции»).

Вывод по четвертому учебному вопросу: Хотя юридический позитивизм и предложил, в общем, неплохие частные методологии применения различных видов юридических норм, ограниченный характер положительного юридического знания негативно сказывается на возможностях изучения правоприменения и практически исключает серьезное исследование правотворческих процессов. Юридический позитивизм, таким образом, изначально не способен поднять фундаментальные проблемы правоведения, создать полную теорию права и правотворчества.

 III. Заключительная часть занятия (5 минут)

Преподаватель:

1. Подводит итоги занятия, определяет достижение обучающимися заявленных в его начале целей.

2. На основании решения поставленных перед обучающимися задач делает выводы по всему занятию, в тезисном формате:
  • Предмет философии права – это общие закономерности возникновения, становления и развития права как особого социального феномена, отражающего как социальную действительность, так и общественное сознание на конкретном этапе его формирования;
  • Философия права обращает свое внимание на изучение таких категорий, как: правосознание, правовой порядок, правовая культура, свобода, правовое государство, правосудие, гражданское общество и т.д.;
  • Особое значение в философии права придается ценностному аспекту понимания права, способам реализации прав и свобод человека и гражданина;
  • В философии источником права является субъект и право предстает имманентным атрибутом человека. Поэтому право – универсальная характеристика не только социального, но и индивидуального бытия;
  • Философия права необходима сотруднику органов внутренних дел в его практической деятельности для выработки навыков по формированию у граждан правосознания, для обретения знаний и навыков по оптимизации правоотношений в обществе.
3. Аргументированно выставляет оценки.

4.Дает задания на самостоятельную подготовку к следующему семинарскому занятию:

Тема следующего занятия: «Тема 13/1. Природа и сущность права».

Вопросы для подготовки к следующему занятию:

  • Происхождение права. Единство общего и особенного в праве;
  • Социально-экономические отношения как условия формирования права;
  • Проблема соотношения права и исторической реальности;
С содержанием темы следующего занятия обучающиеся могут ознакомиться, взяв в библиотеке института рабочую программу учебной дисциплины «Философия» по своей специальности. При подготовке к следующему занятию обучающимся рекомендуется воспользоваться следующим учебным пособием: Иванова Е.В. Философия: учебное пособие / Е.В. Иванова, О.Б. Ионайтис, П.Е. Суслонов. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2016. – Глава 13. – С. 110-117. Также при подготовке к семинарскому занятию от обучающихся требуется глубокая проработка учебного материала, полученного ими на лекционном занятии по данной теме.

К следующему занятию одному из обучающихся предлагается сделать доклад на тему: «Проблема соотношения права и исторической реальности», не более чем на 5 минут.

Преподаватель отвечает на вопросы обучающихся, приглашает пропустивших семинарское занятие и получивших неудовлетворительные оценки (если таковые имеются) на консультацию через командира учебной группы. Занятие объявляется законченным.