Интеллектуальное и творческое развитие детей

Метод фактического и желательного использования времени (С.Я. Рубинштейн)

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Метод фактического и желательного использования времени (С.Я. Рубинштейн)

Метод фактического и желательного использования времени (С.Я. Рубинштейн)
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы
Данная методика направлена на изучение мотивационной сферы личности, интересов, предпочтений, а также степени ее внутренней конфликтности.

В основе методики – идеи французского философа Л. Сэва о временной структуре как базисе личности: рассматривать базис личности как структуру деятельности – значит неизбежно рассматривать его как структуру, субстанцией которой является время, то есть, как временную структуру, ибо только временная структура может соответствовать внутренней логике деятельности индивида. В соответствии с объектом нашего исследования интересными представляются идеи Л. Сэва о конфликте реального и желательного использования времени: реальное использование времени вступает в известных случаях в конфликт с внутренними психологическими необходимостями развития, что вызывает многочисленные последствия [Рубинштейн, С.Я. Использование времени (фактическое и желательное) как показатель направленности личности. [Текст] / С.Я. Рубинштейн / Экспериментальные методы исследования в патопсихологии / Под. ред. Портнова. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1973. – 262с.].

 

Заслуга первых попыток реализации на практике идей Л. Сэва принадлежит А.Н. Леонтьеву, Р.С. Вайсману (1971). Желаемое использование времени выступает как некоторый «эталон правильного использования времени», отражающий структуру ценностей человека [113, с. 251].

В оригинальном варианте методики перечень дел включает 17 сфер (сон, еда, транспорт и др.), причем каждое занятие входит в определенную группу деятельностей: трудовая, учебно-профессиональная, общение и др.).

Определяя виды деятельности в соответствии с задачами нашего исследования, мы ориентировались на следующее:

а) обеспечение согласованности, взаимодополняемости используемых методов;

б)   соответствие выделенных сфер деятельности реальными делами современного студента.

В результате нами было выделено 31 занятие, каждое из которых включено в одну из 9 деятельностей: учебно-профессиональная деятельность; трудовая; деятельность саморазвития; самообслуживание; сохранение здоровья, физическое развитие; постижение красоты природы и искусства; общественная работа; творчество; общение.

Процедура проведения.

Испытуемому предлагают список дел и просят указать, сколько примерно времени он затрачивает на их выполнение в течение 10 дней (240 часов). (Приложение 3). Затем испытуемого просят отметить, сколько времени он затрачивал бы на эти же самые дела, если бы мог распоряжаться временем по своему усмотрению. После проведения опросов сопоставляется фактическое и желаемое распределение времени.

Обработка результатов.

Каждому занятию приписано два числа: реальное и желательное количество часов, затрачиваемых на его выполнение. Первое число отражает субъективное представление испытуемого об использовании времени, об отношении к тем или иным видам занятий. Желательное время выявляет некоторый идеальный эталон наиболее правильного, по мнению испытуемого, использования времени, при котором максимум времени отводилось бы на наиболее значимые для него занятия. Первоначально анализируется значение каждой пары чисел. Затем вычисляется отношение желательного времени к реальному (k)по каждой паре отдельно:

k = желательное время / реальное время;

если k – меньше 1 (k < 1), то делается вывод о том, что данная деятельность не является значимой, студент вынужден по тем или иным причинам тратить на нее больше времени, чем ему хотелось бы.

Если k > 1, то деятельность значима для студента, ощущение недостатка данного вида деятельности.

Далее вычисляют средний коэффициент по каждой деятельности: вычисляется средний коэффициент для всех занятий входящих в данную деятельность. (Список видов деятельности и входящих в них дел представлен в приложении 3)

kср. = k1 + k2 + … +kn / n (число занятий в группе).

Далее сравниваются коэффициенты значимости каждой деятельности, выявляется иерархия наиболее значимых для испытуемого видов   деятельности.

Бланк методики «Метод фактического и желательного распределения времени»

Инструкция:ниже Вам предлагается список дел. Укажите в столбике «Ф» сколько примерно времени вы затрачиваете на их выполнение в течение 10 дней (240 часов). А затем, в столбике «Ж» отметьте, сколько времени вы затрачивали бы на эти же самые дела, если бы могли распоряжаться временем по своему усмотрению.

Проверьте, чтобы в каждом столбике в сумме у Вас получилось по 240 часов!

Список дел

Ф

Ж

1. Аудиторные занятия (лекции, семинары, лабораторные)  

 

2. Дневной сон  

 

3. Дорога в университет, домой и пр.  

 

4. Занятия в спортивных секциях, посещение бассейна, тренажёрного зала, пробежки по утрам и пр.  

 

5. Мероприятия по укреплению собственного здоровья (посещение физиотерапевтического кабинета, релаксационных занятий, консультации с врачом)  

 

6. Научно-исследовательская работа (подготовка, проведение, обработка результатов научного исследования, беседы с научным руководителем  

 

7. Ночной сон.  

 

8. Общение с друзьями и знакомыми  

 

9. Общение с любимым человеком  

 

10. Общение с преподавателями, специалистами-практиками (в моей профессии)  

 

11. Общение с членами семьи  

 

12. Общественная работа во внеучебное время (оформление стенгазет, подготовка выступления команды КВН и др.)  

 

13. Отдых, занятие любимым делом (чтение, просмотр телевизора и др.)  

 

14. Подготовка к семинарам,  лабораторным, контрольным занятиям)  

 

15. Посещение тренингов, семинаров, лекций ведущих преподавателей, организуемых во внеучебное время.  

 

16. Походы в музеи, театры, картинные галереи  

 

17. Приём пищи  

 

18. Прогулки в парке, «вылазки на природу, посещение зоопарка и др.  

 

19. Работа в библиотеках  

 

20. Работа в творчески группах и кружках  

 

21. Работа по дому (уборка, стирка, приготовление пищи, ремонт и т.д.)  

 

22. Работа по саморазвитию, самосовершенствованию, саморегуляции (аутотренинг, медитация и пр.)  

 

23. Работа с целью улучшения материального достатка  

 

24. Работа, связанная с будущей специальностью  

 

25. Размышления о различных аспектах, проблемах будущей профессии  

 

26. Рефлексия, самоанализ (размышления о себе, своих поступках, профессиональных качествах и способностях)  

 

27. Творческая деятельность (написание научных статей, создание на бумаге или в натуре новых моделей одежды, причесок, сочинение стихотворений и пр.)  

 

28. Учебная практика  

 

29. Чтение дополнительной литературы по специальности  

 

 

 

 

Список сфер деятельности (ключ к обработке).

 

Сферы деятельности

Дела

1.Учебно-профессиональная деятельность.

1. Аудиторные занятия (лекции, семинары, лабораторные)

2. Подготовка к семинарам, лабораторным, контрольным занятиям)

3. Работа в библиотеках

4. Чтение дополнительной литературы по специальности

5. Размышления о различных аспектах, проблемах будущей профессии

6. Учебная практика

7. Научно-исследовательская работа (подготовка, проведение, обработка результатов научного исследования, беседы с научным руководителем

8. Посещение тренингов, семинаров, лекций ведущих преподавателей, организуемых во внеучебное время.

2. Трудовая деятельность

9. Работа, связанная с будущей специальностью

10. Работа с целью улучшения материального достатка

3. Саморазвитие

11. Работа по саморазвитию, самосовершенствованию, саморегуляции (аутотренинг, медитация и пр.)

12. Рефлексия, самоанализ (размышления о себе, своих поступках, профессиональных качествах и способностях)

4. Самообслуживание

13. Приём пищи

14. Ночной сон.

15. Дневной сон

16. Дорога в университет, домой и пр.

17.Отдых, занятие любимым делом (чтение, просмотр телевизора и др.)

18. Работа по дому (уборка, стирка, приготовление пищи, ремонт и т.д.)

5. Постижение красоты природы и искусства

21. Прогулки в парке, «вылазки» на природу, посещение зоопарка и др.

22. Походы в музеи, театры, картинные галереи

6. Сохранение здоровья, физическое развитие

23. Занятия в спортивных секциях, посещение бассейна, тренажёрного зала, пробежки по утрам и пр.

24. Мероприятия по укреплению здоровья (посещение физиотерапевтического кабинета, релаксационных занятий, консультации с врачом)

7. Общественная работа

25. Общественная работа во внеучебное время (оформление стенгазет, подготовка выступления команды КВН и др.)

8. Творчество

26. Творческая деятельность (написание научных статей, создание на бумаге или в натуре новых моделей одежды, причесок, сочинение стихотворений и пр.)

27. Работа в творчески группах и кружках

9.Общение

28. Общение с любимым человеком

29. Общение с членами семьи

30. Общение с друзьями и знакомыми

31. Общение с преподавателями, специалистами-практиками (в моей профессии)

 

Источник: Кузнецова Л.Б. Внутриличностные противоречия студентов вуза (монография) – М.: Изд-во СГУ, 2009. – 196 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>