Левша или правша? | Обучение и развитие детей

Левша или правша?

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика разная Левша или правша?
Левша или правша?
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика разная

Исследование степени рукости (Методика Д. Куна)

В английском языке «правый» значит «правильный» или «прямой», а слово «левый» (или «оставленный»; англ. left означает и то, и другое) может быть связано с ошибкой. Так, получаются идиомы и оригинальное противостояние. С одной стороны — неискренние (буквально «леворукие») комплименты, объедки (leftovers), неуклюжие люди (буквально люди с «двумя левыми ногами»), отстающие учащиеся (left behind), обойденные вниманием (left out) и… леворуких,или левшей. С другой стороны — прямой угол, человек, являющейся чьей-то «правой рукой», праведность и… праворукость.

Леворукость имеет давнюю и незаслуженную дурную репутацию. Левшей обвиняли в неуклюжести, упрямстве (за отказ пользоваться правой рукой) и плохой приспособляемости. Но, как скажет вам любой левша, а психология подтвердит, все это неверно. Предполагаемая неуклюжесть левшей является всего лишь результатом жизни в праворуком мире – мире, приспособленном к правшам: если какой-то предмет должен быть схвачен, повернут, сложен, удержан или вытянут, он, вероятно, сконструирован так, чтобы им было удобно пользоваться правой рукой. Если Вы правша и Вам кажется, что левши неуклюжи, попробуйте разрезать пополам лист бумаги, но ножницы следует держать в левой руке. Еще одним доказательством необычности, а не неуклюжести левшей являются появившиеся магазины для левшей, где, в частности, есть ножницы, совершенно неудобные для праворуких и делающих их неуклюжими. Это довольно странно, поскольку руки сами по себе не отличаются по своей силе или ловкости. Подвижность вашей доминантной руки — это внешнее выражение моторного контроля, осуществляемого преимущественно одной стороной головного мозга. Если вы правша, контролированием вашей правой руки занимается, скорее всего, большая область левой половины вашего мозга, а если вы левша, вероятно обратное (Volkman et al., 1998). Выполненноезаданиепредполагает,чтовы—либо стопроцентный правша, либо левша, но это не единственный вариант — рукость может быть выражена в разной степени (Согеп, 1992). Возможен смешанный характер рукости, и, наконец, существуют амбидекстры – «двурукие» — люди с одинаковой легкостью использующие обе руки.

В российской образовательной практике было принято переучивать левшей на пользование правой рукой, для того, чтобы адаптировать их к жизни в праворуком мире. И хотя многие переученные говорили, что получили две ловкие руки, довольно быстро педагоги и родители заметили, что переучивание мальчиков часто приводит кнежелательным последствиям: трудностям в освоенииустной и письменной речи. Это натолкнуло ученых на предположение, что ведущая рука не так проста – ее деятельность программируется головным мозгом. С другой стороны, связь ведущей руки с речевыми функциями, т.е. с речевым центром мозга подтверждалась отсутствием у животных ведущей конечности и речи. Важна для нашего исследования и гипотеза о том, что доминирующий эмоциональный фон человека определяется ведущим полушарием головного мозга. Если ведущее полушарие правое, то доминируют отрицательные эмоции, а если левое, то положительные.

Для оценки степени рукости Вам предлагается ответить на шесть вопросов, каждый из которых предполагает три варианта ответа: правой, левой или любой рукой Вы выполняете предложенное действие:

1.Какой рукой вы обычно пишете?

2.Какой рукой вы пользуетесь, когда бросаете мяч в цель?

3.Какой рукой вы держите зубную щетку?

4.Какой рукой вы пользуетесь, когда разрезаете пищу ножом?

5.Какой рукой вы держите молоток, когда забиваете гвоздь?

6.Когда вы вдеваете нитку в иголку, какой рукой вы держите нитку?

Чтобы определить свой результат, подсчитайте количество ответов «Правой» и умножьте сумму на 3. Затем умножьте сумму ответов «Любой» на 2. Далее подсчитайте количество ответов «Левой». Теперь сложите все три промежуточных результата и сравните общий итог со следующей шкалой (Согеп, 1992).

17-18 Сильно выраженная праворукость

15-16 Умеренная праворукость (смешанная рукость)

13-14 Слабо выраженная праворукость (смешанная)

12 — Двурукость (амбидекстр)

10-11 Слабо выраженная леворукость (смешанная)

8-9 Умеренная леворукость (смешанная)

6-7 Сильно выраженная леворукость

В выводе укажите Вашу степень рукости, предполагаемое ведущее полушарие и доминирующий эмоциональный фон.

Источник: Тестовые материалы для психолого-педагогической диагностики./ Под общей редакцией доктора полит. наук., проф. В.В. Бариса. – М.: Издательство МИТХТ им. М.В. Ломоносова, 2013.