Лекция. Личность в общении — Конфликтное и бесконфликтное поведение | Обучение и развитие детей

Лекция. Личность в общении — Конфликтное и бесконфликтное поведение

На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Лекция. Личность в общении — Конфликтное и бесконфликтное поведение
Лекция. Личность в общении — Конфликтное и бесконфликтное поведение
Лекции и практикум по психологии — Разное по психологии
Индекс материала
Лекция. Личность в общении
Виды и формы общения
Взаимодействие с окружающими людьми
Общение в малых группах
Социальная ориентация личности
Конфликтное и бесконфликтное поведение
Культура общения
Все страницы
Страница 6 из 7 Конфликтное и бесконфликтное поведение



Будучи людьми с разными потребностями, вкусами и ценностями, мы, увы, не можем избежать конфликтов. Но обязательно ли они должны приводить к ссоре и, тем более, к скандалу  ? Английский поэт Г. Тейлор писал: «Ничто так не показывает превосходства характера, как хорошее поведение в ссоре, которую нельзя избежать». Конфликт может быть позитивным и негативным в зависимости от того, как мы его разрешим. Конфликт может послужить стимулом к переменам и толчком к прогрессу.

Типы межличностных конфликтов. Конфликт – это взаимодействие двух или нескольких людей, имеющих взаимоисключающие цели (по крайней мере, воспринимаемые ими как таковые) и реализующих их один в ущерб другому. В основе любого конфликта – конфликтная ситуация. В свою очередь в структуре конфликтной ситуации можно выделить участников конфликта и его объект  – то, из-за чего возник конфликт, на что претендует каждый из его участников. Объект конфликта может быть как материальным (например,  какая-либо престижная вещь), так и идеальным ( правила поведения, статус в группе и т.д.). Конфликтная ситуация может существовать задолго до  возникновения конфликта, никак не  проявляясь. К примеру, в комнате, в которой проживают  поэт, музыкант и футболист, — один телевизор. Конфликт может возникнуть только тогда, когда они одновременно выразят желание посмотреть свои любимые передачи: один – вечер поэзии, другой – концерт, третий – футбол – и попытаются завладеть пультом управления. Такие действия условных жителей комнаты называют инцендентом.

В зависимости от того порождена ли конфликтная ситуация объективными обстоятельствами или создана намеренно,  возник ли инцидент случайно или инициативно, можно говорить о разных типах конфликтов. Конфликты, происходящие из-за конкретных объектов, некоторые исследователи называют деловыми. Затянувшийся деловой конфликт может перейти в эмоциональный, т.е. основанный исключительно на чувствах антипатии и враждебности участников конфликта по отношению друг к другу. По количеству лиц, участвующих в конфликте, можно выделить диадические, локальные (вовлечена некоторая часть группы),  всеобщие (вовлечены все взаимодействующие люди) и межгрупповые конфликты. Конфликты могут быть вертикальными (между руководителем и подчиненными в конкретной группе) и горизонтальными (между равноправными членами коллектива). С точки зрения осознания участниками конфликтной ситуации   конфликт характеризуют как адекватно или неадекватно понятый, а также как ложный (объективная конфликтная ситуация отсутствует и отношения ошибочно воспринимаются людьми как конфликтные). В зависимости от причины возникновения конфликтной ситуации различают производственноорганизационные (из-за проблем в организации совместной деятельности), межличностные (определяемые особенностями взаимоотношений: нет взаимопонимания, психологическая несовместимость и т.д.) и личностные (имеющие в основе особенности личности, их внутренние переживания, обиды или разочарования) конфликты. По критерию «целесообразность – нецелесообразность возникновения конфликта» определяют неизбежные, необходимые, вынужденные и функционально неоправданные конфликты.

Очень важно при разрешении конфликта учитывать, на каком из этапов развития находится  конфликт в настоящий момент. Первый этап – напряжение и дискомфорт во взаимоотношениях людей, второй – инцидент, актуализация конфликтной ситуации, третий – осознание  людьми взаимоотношений конфликта, четвертый – развитие конфликтных отношений и действий, пятый – завершение конфликта, установление новых взаимоотношений между участвовавшими в конфликте (в том числе возможен их полный разрыв). С этих позиций конфликт можно характеризовать как кратковременный, длительный или затяжной (зашедший в тупик); а также – как управляемый или неуправляемый. По результату специалисты различают мобилизующие и дезорганизующие, а также стабилизирующие (направлены на устранение поведения, отклоняющегося от принятых в группе норм), конструктивные (способствующие развитию группы) и деструктивные (приводящие к углублению проблемы) конфликты.

Классифицировать конфликты можно и по другим основаниям. Правильное понимание конфликта – обязательное условие для его эффективного разрешения как непосредственно участниками конфликта, так и посредниками (друзьями, руководителями, специалистами – конфликтолагами и  др.).

Линии поведения в конфликтных ситуациях. Как было  отмечено,  конфликтная ситуация не всегда переходит в конфликт. …

Выделяют несколько основных стилей поведения людей в конфликтных ситуациях. Уклонение (уход, избегание): действия направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии; в ответ на обвинения проявляется стремлении перевести разговор на другую тему.  Для человека, использующего этот стиль поведения, прежде всего важно сохранить взаимоотношения, что в ряде жизненных ситуаций целесообразно. Вместе с тем, конфликт не разрешается и, при наличии объективной конфликтной ситуации, может возникнуть снова. Приспособление (уступка): также выражается в стремлении уйти от конфликта, но при этом человек готов пренебречь своими интересами в пользу другого. Такой стиль поведения может быть характерен человеку в силу его индивидуально-психологичесих особенностей, а также проявляться во взаимоотношениях «подчиненный – руководитель». Целесообразен, когда исход дела не существенен для данного человека, но весьма значим для другого, а также – на этапе поиска путей разрешения другой, более сложной  конфликтной ситуации. Конкуренция (противоборство): действия человека направлены на то, чтобы настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы (с использованием принуждения, психологических средств давления). Этот стиль поведения целесообразен в экстремальных ситуациях. Если используется постоянно, без учета объективных обстоятельств и интересов группы, приводит к нарушению взаимоотношений и психологического климата в группе. Компромисс: действия человека направлены на то, чтобы урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другой стороны. Принимается «среднее» решение, устраивающее в основном всех участников, несмотря на сохраняющуюся «зону взаимного несогласия».   Преимущества данного стиля в быстром разрешении конфликта. Однако это решение не всегда справедливое, а потому, хотя и не так выражено, как в других ситуациях, сохраняется эмоциональная неудовлетворенность у участников конфликта. Сотрудничество: предполагает поиск решения, полностью удовлетворяющего интересы всех участников конфликта, в ходе открытого обмена мнениями. Этот способ — самый трудоемкий, требующий времени и внимания к партнеру. Вместе с тем, это — единственный путь, который может привести к справедливому и окончательному разрешению конфликта.

Пути разрешения конфликтов. Участники конфликта могут  как самостоятельно предпринимать соответствующие действия по  разрешению конфликта, так и обратиться за помощью к «постороннему» человеку – посреднику, который поможет организовать диалог между ними. В любом случае  для конструктивного разрешения конфликта важны следующие условия: 1) адекватность восприятия конфликта, 2) открытость и эффективность общения конфликтующих сторон, 3) создание климата взаимного доверия и сотрудничества, 3) совместный поиск взаимных интересов, альтернативных способов выхода из конфликта и решения по разрешению конфликта.

Часто   в ситуации конфликта мы неправильно воспринимаем  действия и намерения как свои, так и другого человека, нашего оппонента. К типичным искажениям восприятия конфликта относятся: «иллюзия собственного благородства» (кажется, что истина и справедливость полностью на нашей стороне), «поиск соломинки в глазу другого» (замечаем  недостатки прежде всего у нашего оппонента, но не у себя), «двойная этика» ( одинаковые поступки свои и оппонента оцениваем по-разному), «все ясно» (чрезмерное упрощение ситуации конфликта и однозначная оценка намерений оппонента как враждебных). Может иметь место так называемое самоподтвеждающееся допущение: приписывая другому враждебные намерения, мы своим поведением невольно действительно толкаем его к такому поведению. К человеку, который вступил с нами в конфликт, следует проявить максимальное дружелюбие и готовность заняться разрешением общих проблем, не пуская их «на самотек».

Чем точнее определение основных элементов конфликта, тем легче найти средства для эффективного поведения. Последовательность совместных действий, направленных на преодоление конфликта, предполагает несколько этапов: 1)определение основной проблемы, 2)определение вторичных причин конфликта, 3) поиск возможных способов разрешения конфликта, 4) принятие общего решения о выходе из конфликта, 5) реализация намеченного плана, 6) оценка эффективности предпринятых усилий. Большинство конфликтов имеет несколько причин, и этот факт делает возможным взаимовыгодные решения. Ключ к получению взаимовыигрышного решения проблемы состоит в том, чтобы удовлетворить важное для человека желание, а взамен добиться уступок в других, не очень важных для него, вопросах

Немало конфликтов между людьми осложняется наличием невысказанных мыслей и чувств. Обмен такими чувствами, даже негативного характера, на этапе изучения конфликта целесообразен. При этом рекомендуется использовать тип «я-высказываний»: «я обиделся». «я рассердился» и т.д. При этом «нападайте» на проблему, а не на личность. Это, к примеру,  значит, что высказывание «вы нарочно ставите громкую музыку, чтобы раздражать меня» должно быть перефразировано примерно так: «Когда я слышу громкую музыку у вас, мне трудно сосредоточиться, так как это вызывает у меня раздражение».  Важно также узнать о том, что думает и чувствует другой человек. Попытайтесь встать на позицию другого человека и взглянуть на ситуацию «его глазами». При обсуждении конфликта следует избегать угроз, вранья, хладнокровной отповеди. Польский психолог Е. Мелибруда отмечал, что «подчас, прикрываясь хорошими манерами и вежливым тоном, люди идут на преднамеренное психологическое убийство другого». Вместе с тем обязательное условие разговора – максимально возможный спокойный тон высказываний, точность и продуманность фраз.

Качества личности, важные для бесконфликтного общения и конструктивного разрешения конфликтов

1.Эмпатия.

2.Доброжелательность.

3. Аутентичность (умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками и ролями).

4. Конкретность (отказ от многозначных и невнятных замечаний, общих рассуждений, готовность однозначно отвечать на вопросы).

5. Инициативность ( способность устанавливать контакты, склонность к тому, чтобы в отношениях с другими  «идти вперед», а не только реагировать на их  действия),

6. Непосредственность (умение говорить и действовать напрямую, честная демонстрация своего отношения к ним).

7. Открытость (готовность и умение говорить о своих мыслях и чувствах).

9. Принятие чувств (отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других людей, но при этом отсутствие стремления навязать окружающим свои чувства).

10. Отсутствие страха перед конфронтацией, если это необходимо в случае несходства мнений. Но не с целью испугать, а с надеждой на установление искренних и честных отношений.

11. Готовность к самопознанию, в том числе используя информацию, поступающую от других людей, о себе.

Посредник выполняет важнейшие функции косвенного управления ходом конфликта. Посредничество включает пять основных этапов. Первый  — организация опосредования конфликта. Предполагает инициирование и индивидуальную подготовку (мотивирование, объяснение основных условий эффективного разрешения конфликта и пр.) участников конфликта к предстоящему взаимодействию, а также поиск удобного (лучше на нейтральной территории) места для их встречи. Второй этап – мотивация и установление отношений между участниками разрешения конфликта в начале их встречи и формулирование правил поведения на всех стадиях совместной работы. Третий этап – монологическое опосредование конфликта – в организации поочередного высказывания участниками конфликта своих позиций, взглядов, чувств, отношений, оказание помощи им в этом проясняющими вопросами. Диалогическое опосредование конфликта – четвертый этап посредничества, главной задачей которого является постепенный перевод общения участников конфликта в прямой, непосредственный диалог и помощь при затруднениях в этом разговоре. Заключительный этап  — подведение итогов конфликта. Предполагает совместный с участниками процесса краткий обзор конфликтной ситуации, обобщение достигнутых договоренностей и формулирование (даже в письменном виде) взаимного соглашения, фиксирующего основные результаты разрешения конфликта. В основе стратегии разрешения конфликта методом посредничества  лежит методика эффективного общения.

Выводы: 1. Межличностные конфликты можно охарактеризовать по разным основаниям. 2. Правильное понимание конфликта важно для выбора адекватной стратегии и тактики поведения в конфликте и его разрешения. 3. В зависимости от того, чьи интересы и как отстаивают участники конфликта, выделяют пять типовых стилей поведения: уклонение, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество. 4. Эффективность того или иного стиля поведения определяется его соответствием особенностям ситуации и индивидуальным характеристикам человека. 5. Конфликт в своем развитии проходит ряд этапов. 6. Конструктивное разрешение конфликтов, непосредственно участниками конфликта или с помощью посредника, предполагает использование методики эффективного общения. 7.  Не существует универсальных и чудодейственных способов разрешения конфликтов. Очень важна готовность личности к поиску эффективных путей разрешения ситуации.

1. Что такое конфликт, каковы его основные структурные компоненты?

2. По каким основаниям возможна классификация межличностных конфликтов?

3. Вспомните какой-либо конфликт, в который Вы были вовлечены, и опишите его.

4. Дайте сравнительную характеристику таких стилей поведения людей в конфликтной ситуации, как уклонение, приспособление, компромисс.

5. Дайте сравнительную характеристику таких стилей поведения людей в конфликтной ситуации, как компромисс, конкуренция, сотрудничество.

6. Почему целесообразно в различных ситуациях использовать разные стили поведения, а не один, казалось бы проверенный годами?

7. Каковы основные стадии развития взаимоотношений в ходе конфликта?

9.     Что мешает и что помогает адекватному восприятию конфликта?

10.                       Опора на какие правила, использование каких приемов способствуют открытому и эффективному общению участников разрешения конфликта?

11.                       Каковы основные этапы совместных действий участников конфликта по его разрешению?

12.                       Когда, на Ваш взгляд, целесообразно прибегать для разрешения конфликта к помощи посредника?

13. Австралийские психологи Х. Корнелиус и Ш. Дэйр определили конфликт как «нераскрытую возможность». Как вы понимаете данное определение?

13.                       Какие качества личности способствуют бесконфликтному общению и конструктивному разрешению конфликтов. Как Вы думаете, какие из этих качеств присущи Вам?

14. Каковы основные требования к действиям посредников при разрешении конфликта?

 



<< Предыдущая — Следующая >>