Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с детьми старшего дошкольного возраста в старшей группе компенсирующей направленности «Лесное ателье». | Обучение и развитие детей

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с детьми старшего дошкольного возраста в старшей группе компенсирующей направленности «Лесное ателье».

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Иванова Любовь Анатольевна
Цель: Обучение детей правильно понимать и употреблять в речи приставочные глаголы. Коррекционно-образовательные: – Учить дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу; – Упражнять в образовании прилагательных от существительных. – Обогащать словарный запас существительными (портной, модница), глагольной лексикой (зашить, перешить, сшить, ушить, вышить). Коррекционно-развивающая: – Развивать внимание, память, мышление. Коррекционно-воспитательная: – Воспитывать уважение к профессии портной. Оборудование: кукла, кукольная одежда, деревья для оформления, ширма, игрушки для кукольного театра: ёж, лиса, медведь, заяц, белка. Ход занятия

I. Организационный момент 1. Психогимнастика. Собрались все дети в круг. Я – твой друг и ты – мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. 2. Сообщение темы. Постановка проблемы. В гости пришла кукла Галя. Галя очень любит наряжаться, она настоящая модница и она хочет больше знать об одежде. Сегодня я предлагаю вам рассказать Гале, все, что мы знаем об одежде. Хотите посмотреть, какую одежду принесла с собой Галя?   II. Основная часть. 1. Игра «Посмотри и назови» Логопед: – Что это? Дети: – Это пальто. Логопед: – Скажите, пожалуйста, это что? Дети: – Это жилетка. Логопед: – Посмотрите внимательно, а это что? Дети: – Это юбка. Логопед: – Ребята, давайте посмотрим, во что любит наряжаться ещё Галя. Это что? Дети: – Это платье. Логопед: – А эта вещь как называется? Дети: – Это брюки. Логопед: – Молодцы, ребята. Скажите, пожалуйста, что сейчас вы называли.   2. Игра «Назови материал» Логопед: – Ребята, как вы думаете, из какого материала сшито это пальто? Дети: – Из драпа. Логопед: – Если пальто из драпа, значит оно какое? Дети: – Драповое. Логопед: – Посмотрите внимательно, из какого материала сшито платье? Дети: – Из шелка. Логопед. – Если платье сшито из шелка, значит платье, какое? Дети: – Шелковое. Логопед: – Скажите, пожалуйста, из чего сшита жилетка? А всё ли в порядке у Гали с одеждой?   3. Игра «Без чего?» Пальто без рукава. Логопед: – Что нужно сделать с рукавом? Дети: – Пришить. Логопед: – Посмотрите внимательно на платье, чего не хватает? Дети: – Воротника. Логопед – Что нужно сделать? Дети: – Пришить. Логопед: – Посмотрите на брюки, брюки без чего? Дети: – Без кармана. – Ребята, а куда и к кому можно обратиться Гале для того, чтобы ей починили одежду, и может быть сшили ещё какую-нибудь модную новую вещь, (ателье) Логопед: – Ребята, а как вы думаете, какими качествами должен обладать портной? Дети: – У него должны быть зоркие глаза и очень умелые руки. Когда вы вырастите, кто-нибудь из вас тоже будет портным. Давайте мы поупражняем свои пальчики.   4. Пальчиковая гимнастика Две подружки, две портняжки Взяли в руки по катушке: Даше СШИЛИ сарафан Деду ВЫШИЛИ кафтан Бабушке ЗАШИТ жакет Больше дырочек в нём нет Дядюшке из юбки новой ПЕРЕШИТ жилет лиловый А девчонкам и мальчишкам ПЕРЕШИТО по штанишкам.   5. Уточнение значения приставочных глаголов – Что ЗАШИВАЮТ? (дырки, разорванные швы) – Что ПОДШИВАЮТ? (низ юбки, платья) – Почему нужно УШИВАТЬ одежду? (чтобы сделать её меньше, потому что она большая) – Что значит ПЕРЕШИТЬ? (переделать, из старой одежды сшить новую) – Что значит ВЫШИТЬ узор? (украсить одежду) Логопед: Ребята, а кого можно назвать модницей? Не только Галя любит переодеваться. Я слышала, что звери, готовясь к зиме тоже переодеваются. Хотите посмотреть, кто работает в лесном ателье? Для этого нужно отправиться в лес. Идти долго, поэтому мы встанем, друг за другом, и поедем на паровозике. Ехали мы, ехали… Ехали, мы ехали, до елки доехали, Ёлку объехали, дальше поехали, Ехали, мы ехали, до речки доехали. На мост въехали, с моста съехали. Дальше поехали. До леса доехали. К ателье подъехали. Вот и приехали Приехали в «Лесное ателье».   6. Инсценирование сказки – Ребята, а нас встречает (кто?) – Ёжик. – Однажды Ёжик решил: Раз у меня много иголок, я могу открыть швейное ателье в лесу. И объявил на весь лес: Ёж-портной ОБОШЬЁТ народ лесной. Платья для бала, Костюмы для дела, Халаты, рубашки Для отдыха и сна. Скорее, зверюшки, Скорее, лесные, Бегите, ползите, Спешите сюда! Привёз я и бархат, И шерсть и атлас, Наряды отличные Будут у вас. Первой прибежала Лиса: «Помоги, Ёж! Кур воровала, шубу разорвала. ЗАШЕЙ дырки. Ёжик: «Я, Лисонька, тебе новую шубу СОШЬЮ: рыжую, пушистую, меховую. Будешь, лиса, модная ходить. Пришёл к Ежу Медвежонок: «Дядя Ёж, ПЕРЕШЕЙ мне шапку. На улице весна, мне жарко. Ёжик: «Я сошью тебе другую шапку. В новой шапке тебе не будет так жарко!» Волк прибежал: «Помоги дружище Ёж, ПРИШИТЬ пуговицы к рубашке». Ёж: «Давай, серый, новую ЛЬНЯНУЮ РУБАШКУ СОШЬЮ, а пуговицы КАПРОНОВЫМИ нитками ПРИШЬЮ. НИКОГДА НЕ ОТОРВУТСЯ. Прискакала Белочка-хлопотунья жалуется: «Орехи собирала, у фартука карманчик оторвала, юбку тоже нужно подшить и оборки пришить». Ёжик: «Не расстраивайся, хозяюшка! Сошью тебе новый ситцевый фартук, на кармане вышью шёлковыми нитками орехи да грибы и кружевные оборки пришью. Будешь Белочка нарядная хлопотать в лесу». Заяц косой вприпрыжку прибежал и заказал: «Ёжик, сшей мне жилетку бархатную. Ведь скоро будет карнавал». Ёжик: «И правда, скоро будет карнавал, Лишь бы я не опоздал».   7. Беседа по содержанию (глаголы) – Ребята, а вы запомнили, кто приходил в ателье? – Какой заказ сделала лиса? – О чём попросил медвежонок? –  Что ежу нужно сделать для волка? – О чём попросила белка? – Какой заказ сделал заяц? Ёж: – Заказов много у меня. Все заказы в срок исполню Подошью, зашью, ушью. Всё красивенько оформлю. И к примерке приготовлю. Вот если бы помощники у меня были.   Давайте поможем Ёжику. Сможете раскроить фартук для Белочки? Вот вам выкройка, и вы дома попробуете сами изготовить фартук для Белочки.   III. Итог занятия Мы с вами ребята, побывали в лесном ателье, вам понравилось? (что понравилось?). Но нам пора возвращаться в группу. Вставайте паровозиком друг за другом и поехали в группу.