Конспект урока географии в 8-м классе по теме "Байкал – жемчужина Сибири" | Обучение и развитие детей

Конспект урока географии в 8-м классе по теме "Байкал – жемчужина Сибири"

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Спирина Нина Николаевна
1. Байкал уникален огромным объемом воды – по объему воды равен Балтийскому морю. 2. На воде Байкала все люди Земли могут прожить 40-50 лет. 3. В Байкале содержится 20% всех пресных вод планеты. 4. Имеет уникальную чистую прозрачную воду (до глубины 40 м.) 5. По химическому составу вода озера очень близка к дистиллированной воде (соленость 0,1‰) и богата кислородом.   В Байкале сосредоточено – 1/5 мировых и 4/5 российских запасов пресной воды. Байкал – самое чистое на Земле естественное хранилище пресной питьевой воды. Редкая чистота и исключительное свойство байкальской воды обусловлены жизнедеятельностью животного и растительного мира. За год армада рачков эпишура способна трижды очистить верхний пятидесятиметровый слой воды. В байкальской воде очень мало растворенных и взвешенных минеральных веществ, мало органических примесей, много кислорода. Слабоминерализованная вода идеально подходит для организма человека. Белый диск Секи, применяемый для определения прозрачности вод, виден на Байкале на глубине 40 метров. Цвет воды зависит от присутствия взвешенных частиц, от глубины, состояния неба, облачности, высоты солнца и т.д. В открытом Байкале вода синего цвета, вблизи берегов – голубовато-серая или зеленоватая. В Байкал впадает более 336 рек (вместе с мелкими речушками 544 реки), а вытекает одна единственная Ангара.   Уникален и неповторим органический мир Байкала. Появление нерпы на Байкале – загадка для ученых до сих пор. Одни считают, что нерпа появилась здесь сама по себе, независимо от каких бы то ни было миграций из морей и океанов. Другие – что этот вид проник сюда в ледниковую эпоху через Лену, или Ангару и Енисей. Взрослые нерпы достигают длины 1,8 м. и веса 130 кг. Живет нерпа до 55 – 56 лет. Форма тела у нерпы веретеновидная, без выраженной шеи. Конечности нерпы – ласты. Передние ласты очень развиты, с мощными когтями. Когда Байкал покрывается льдом, мощные передние ласты являются тем орудием, с помощью которого нерпа проделывает во льду отдушину (продух) для выныривания и вдыхания воздуха. Нерпа имеет толстый слой подкожного жира, толщиной от 2 до 14 см. Жир спасает нерпу от переохлаждения, определяет её высокую плавучесть и является запасом питательных веществ. Нерпа – хороший ныряльщик. Она может нырять на глубину до 400 м. и находиться под водой до 40 минут. Её скорость движения под водой 7–8 км. в час, максимальная скорость – 20–25 км/час. Точное количество нерпы, живущей в Байкале, не знает никто, потому что погрешность методов подсчета довольно большая. Можно говорить только о приблизительной численности нерпы, она изменяется в пределах от 60 до 120 тыс. голов. На нерпу ведется промысловая охота, ежегодно отстреливается около 6 тыс. нерп. Мясом нерпы кормят песцов, из меха изготавливают шапки, используют для подбивки охотничьих лыж. Нерпичье мясо употребляют в пищу, а ласты нерпы, отваренные в воде, считаются лакомством. Особенно нежное мясо у молодых нерпят-хубунков, мясо которых не имеет запаха рыбы и напоминает по вкусу цыплят. В печени нерпы много витаминов. В старину нерпичий жир применялся в кожевенном производстве и в мыловарении. В 1895–1897 гг. нерпичье сало главным образом использовали на Ленских золотых приисках для освещения шахт. Местные жители жир нерпы считают лечебным и употребляют его при лечении легочных заболеваний и язвенных болезней желудка.   Конспект урока географии в 8 классе УМК: И.И.Баринова Тема урока «Байкал – жемчужина Сибири» Цель урока: ученики смогут объяснить причины, по которым озеро Байкал относят к уникальным объектам природы Задачи урока: 1. узнают о геологических, климатических условиях Байкала 2. выявят взаимосвязь между особенностью геологического строения и уникальностью воды озера, его флорой и фауной 3. опишут экологическую ситуацию на Байкале, выявят причины её ухудшения, предложат свои способы улучшения ситуации Средства обучения: физическая карта России, атласы, м/ медийная презентация, информационные материалы для учащихся, маршрутный лист урока, рабочий лист урока Тип урока: урок изучения нового материала Технология урока: проблемное обучение Методы урока: проблемный диалог, частично-поисковый метод Организация деятельности учащихся; работа в парах, работа в группах   1. Организационный момент, мотивация учащихся 2. Целеполагание Мы продолжаем знакомство с крупнейшим регионом России – Восточной Сибирью, а вот о чём будем говорить на сегодняшнем уроке узнаем, если ответим на вопросы: – древние народы называли его по-разному. Например, китайцы в хрониках, датированных 110 годом до нашей эры называли его «Северное море», буряты и монголы – «Седое море», «Море-океан» – коренные народы, живущие на берегах водоема, считают его священным обряды поклонения его духам проводят при помощи шаманского бубна – священную воду этого водоема можно пить без очистки, в нем заключено 90 %всей пресной воды России   Тема урока «Байкал-жемчужина Сибири» Что вы знаете об этом озере? В рабочих листах зафиксируйте свои знания (в разделе «Знаю»)



Говоря о выше обозначенном, какую цель мы будем преследовать на уроке? (понять, почему Байкал называют жемчужиной Сибири).   А для того, чтобы это понять, нам надо ответить на вопрос: в чем заключается уникальность Байкала?   Искать ответ будем, используя все информационные материалы, которые у вас на партах, двигаясь по маршрутному листу и заполняя рабочий лист урока. Что ж, начнем нашу работу! (видео «Уроки географии» 2,58–4,02)   Видеосюжет дал нам несколько подсказок, чтобы ответить на главный вопрос урока, но начнем мы с …… определения географического положения Байкала. • маршрутный лист пункт 1 4 минуты – подготовка, обсуждение Проблема максимальнаяглубина озера в 2008 году составляла 1680 метров, сейчас – 1637, почему произошли изменения? Обсуждение, вывод, возврат к пункту плана   • Логичен вопрос, а каково происхождение озера? (маршрутный лист пункт 2) 4 минуты – подготовка, обсуждение Проблема: Буряты обожествляют Байкал, поклоняются ему, называют «Байгал-далай» – «Байкал-море». Так все-таки, Байкал – озеро или море? Работая в группах, попробуйте решить эту проблему. (информ. материалы, лист проблемы) Обсуждение проблемы, вывод, возврат к пункту плана Байкал – древнейшее озеро мира. Его возраст – 15 – 20 млн. лет. Если другие озера живут 10-15000 лет, затем заполняются осадками, со временем стареют и зарастают и исчезают, то Байкал, наоборот, до сих пор сохраняет свою молодость – его водная площадь и глубина продолжают увеличиваться.  Исследования последних лет показывают, что Байкал – это зарождающийся океан. Это подтверждается тем, что его берега расходятся со скоростью 2 см в год.  Предполагают, что через 50 млн. лет Байкал превратится в настоящий океан. И дно, и берега озера постоянно меняются. Байкал находится в рифтовой зоне, в разломе земной коры. Процесс формирования байкальского рифта, активная стадия которого началась 3-4 млн. лет назад, продолжается и сейчас. Об этом свидетельствуют многочисленные землетрясения.   Я живу у Байкала, Может быть, потому Гимн байкальским ветрам, восхищаясь, пою. Всемогущим дыханьем из тёмных глубин Волны вновь поднимает седой баргузин.   Баргузин – что это? Мы ответим на этот вопрос, когда выясним климатические особенности Байкала • маршрутный лист пункт 3 Обсуждение, вывод, возврат к пункту плана Огромная водная масса озера медленно нагревается летом и медленно остывает осенью, Байкал долго не замерзает.  В декабре озеро начинает сковываться панцирем и лишь в мае освобождается тот льда Зима на берегах Байкала значительно теплее (на 6–10°С), а лето прохладнее, чем в соседних районах. Значительные перепады температур и давления воздуха над озером и окружающими горными хребтами приводит к возникновению сильных ветров. По числу штормовых дней Байкал превосходит Черное море. В каждом районе озера дуют свои местные ветры, имеющие собственное название. Почему же ветра все столь разные? Они возникают в результате резких различий в температурах воздуха над озером и окружающими прибрежными районами, часто возникают перепады атмосферного давления, сопровождаемые сильными ветрами то с озера на берег, то с берега на озеро. Все ветры вызывают сильные горизонтальные течения, способствуя сильному перемешиванию вод, обогащая кислородом.  Это создает благоприятные условия для жизни организмов. С 1992г начат промышленный разлив байкальской воды в пластиковые бутылки. Вода берется с глубины 400 метров, где сохраняется постоянная температура 4,2 градуса и где она защищена водной толщей от загрязнения. В мире не сохранилось открытых водоемов с пресной водой пригодной для разлива питьевой воды. Проблема в чем уникальность байкальской воды?   • маршрутный лист пункт 4 Обсуждение, вывод, возврат к пункту плана   Что означает слово ЭНДЕМИК? Подберите к нему синоним (уникальный) • маршрутный лист пункт 5   Известно 1550 видов животных и 1085 видов растительных организмов, большая часть их, более ¾, обитают только в Байкале. Это обстоятельство и послужило причиной того, что Байкал считают «музеем живых древностей». Здесь и пресноводные губки, и рачки-бокоплавы, и веслоногие рачки-эпишура. В озере живет 56 видов рыб: байкальский осетр, таймень, ленок, черный и белый хариус, около 30 видов бычков-подкаменщиков и основная промысловая рыба – деликатесный омуль. Пожалуй, самая экзотическая рыба Байкала – голомянка. Бледно-розовые, с перламутровым отливом, полупрозрачные рыбки содержат до 30 % целебного жира. Это единственная в наших широтах живородящая рыба. Единственное млекопитающее, которое обитает в Байкале – байкальская нерпа. Видео «Уроки географии» с 17, 44 по 20,03   Жизнь многих характерных для Байкала животных неразрывно связана не только с самим озером, но и с его побережьем. Чайки, крохали, гоголи, турпаны, огари, орланы-белохвосты, скопы и многие другие виды птиц гнездятся на берегах озера и на его островах. К сожалению, некоторые виды птиц исчезли в результате деятельности человека – это баклан, серый гусь, таежный гуменник, сухонос и дрофа. Они исчезли за 50 лет. Другой неотъемлемый компонент великого озера и замечательное байкальское явление – массовый выход на берега бурых медведей, целиком обусловленный особенностями природы озера. В горной тайге Прибайкалья водится кабарга – самый маленький олень. Крайне редко можно встретить соболя – это осторожный и скрытный хищник. Обсуждение, вывод, возврат к пункту плана   Попробуем ответить на главный вопрос нашего урока? Итак, в чем же заключается уникальность озера Байкал? По ходу ответов оформляется доска   Почему же Байкал называют жемчужиной Сибири?   Байкал в 1996 году включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это озеро – неповторимое чудо света, гордость нашей страны. Летом 2008 года по итогам голосования Байкал вошел в список 7 чудес России. Вокруг Байкала расположено три заповедника, два национальных парка, создан лимнологический институт Сибирского отделения Академии наук России. Значит ли это, что у озера и его окрестностей нет экологических проблем?   Какие экологические проблемы существуют у Байкала? Как их решить? Обсудите в группе и предложите свой вариант улучшения экологии Байкала • маршрутный лист пункт 6 Обсуждение, вывод

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Работая в группах, отгадайте кроссворд. Та группа, которая первой и правильно отгадает кроссворд – победит.

Кроссворд «Что мы знаем о Байкале» По вертикали должно получиться название рачка, очищающего байкальскую воду. Рефлексия, самооценка, оценивание учителя Домашнее задание- параграф 40, творческое задание на выбор   Каждый из нас по-своему видит Байкал, любит его, гордится им. Именно от нас, людей, зависит его будущее, его первозданность, его чистота.   Лесистых гор полуовалы, Касанье голубых лекал, И скалы, срезанные валом, И небо, павшее в Байкал. И сам он величав и вечен В гранитной раме вырезной И весь до донышка просвечен, И весь до капельки родной. И Ангары полет строптивый, И ветра крик, и гул турбин, И птицы — сосны над обрывом, И дикий ветер баргузин. Все это, без чего не в силах Быть далью даль, и ширью ширь. И ты не мыслима, Россия! И ты не мыслима, Сибирь!   Спасибо за урок!