Конспект по ФЭМП в старшей группе | Обучение и развитие детей

Конспект по ФЭМП в старшей группе

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Фомичёва Алёна Анатольевна
Познавательное развитие. ФЭМП. Тема: «Обобщение и повторение количественного счета от 1 до 10». Образовательные  области: Познание, интеграция, физическая культура, познавательно – исследовательская деятельность.  Цель: Совершенствование навыков счета в пределах 10 с детьми старшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные:
  • Закрепить количественный счет  в  пределах  десяти, знание цифр.
  • Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.
  • формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
  • Продолжить формирование закрепить умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).
  • Продолжить формирование временных представлений.
Развивающие:
  • Развивать логическое мышление, внимание, память, речь.
Воспитательные:
  • Воспитывать целеустремленность, усидчивость.
 Материалы и оборудование: Демонстрационный: Буратино, Артемон, Тортилла, Шушера, кот Базилио (картинки); ленты разной длины; картонная полоска, шнурок; нитка; проволока; пять разноцветных конвертов с заданиями; мешочек с «монетами»; табличка «Поле Чудес».  Раздаточный материал:  Математические картинки, ножницы, салфетки, 12 квадратиков из белой бумаги, простые карандаши (на каждого ребенка). Предварительная работа: Чтение сказки А. Толстого «Буратино».   Ход НОД 1. Вводно – мотивационная часть. Воспитатель:  Сегодня к нам пришелгость. Как вы думаете кто это? На завтрак съел он только луковку, Но никогда он не был плаксой, Писать учился носом буковки И посадил в тетрадке кляксу. Не слушался совсем Мальвину Сын папы Карло…                    (Буратино) Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какой  праздник мы будем скоро отмечать?(8 марта). А кого мы будем поздравлять? Буратино тоже хочет поздравить Мальвину – устроить ей праздник. Но у него приключилась беда.  Хитрые кот Базилио и лиса Алиса выманили его денежки и закопали на Поле Чудес. А дорогу туда он не знает. Но герои сказки решили помочь Буратино и дали ему конверты с заданиями, если Буратино выполнит все задания, то  он найдет Поле Чудес. Но Буратино не справиться одному, ведь он совсем не умеет считать — в школу ведь  он не попал. Ребята, сколько всего конвертов у Буратино? (5). Правильно, раз  вы уже умеете считать и знаете цифры, то сможете помочь Буратино найти дорогу  на Поле Чудес. Ну что ж, отправляемся в путь. 2. Основная часть  Разминка «Вопросы крысы Шушеры» Воспитатель: Открываем первый конверт.  Кто дал его Буратино? Правильно, крыса Шушера, которая чуть не утащила Буратино в свою нору.  Вопросы крысы Шушеры.
  •  Какое сейчас время года?
  • Перечислите все зимние месяцы.
  • Какой сейчас месяц?
  • Какой месяц будет после февраля?
  • Какой день недели сегодня?
  • Если сегодня среда, то какой день недели будет завтра?
  • Какой день недели был вчера?
  •  Сейчас утро или вечер?
  • Помогите сосчитать до десяти  1,2, 3,4 ….
  • Какие числа будут дальше 10,9, 8, 7…
Математические загадки кота Базилио – «Математическая  молчанка». Воспитатель: Как вы думаете, ребята, кто будет задавать вам загадки из этого конверта? Правильно – кот Базилио. Он хочет с вами сыграть в математическую молчанку. Самое главное условие – ответы говорить вслух нельзя, можно только показывать правильные цифры с помощью картинок.
  • Сколько пальцев на левой  руке?
  • Сколько пальцев на правой руке?
  • Сколько глаз у светофора?
  • Сколько углов у треугольника?
  • Сколько хвостов у двух котов?
  • Сколько раз в году бывает день рождения?
  • Сколько ушей у двух мышей
  • Сколько носов у трех котов?
  • Сколько монет дал Буратино Карабас Барабас?
   Игровое упражнение «Завяжи Мальвине бантик». Воспитатель: Следующий конверт приготовила нам девочка с голубыми волосами. Правильно, зовут ее Мальвина. Мальвина готовится к празднику 8 Марта —  хочет заплести две косички и завязать бантики. У куклы уже есть одна ленточка и ей надо подобрать пару такой же длины.   — У меня есть ленточка. Давайте сравним ее с ленточкой Мальвины. Какая ленточка длиннее, какая короче? — Что значит длиннее? (Это значит больше по длине.) — Что значит корче? (Это значит меньше по длине.) — Как мы определили, какая ленточка длиннее, а какая короче? (Приложили ленточки друг к другу, наложили ленточки друг на друга.)  Что нужно сделать, чтобы отрезать ленточку нужной длины? — Удобно ли будет нам отмерить вторую ленточку для Мальвины при помощи приложения и наложения ленточек? (нет, ленточки скользят и распадаются). У меня на столе лежат разные предметы, которые могут служить мерками, то есть предметы для измерения различных предметов: кусок веревки, тесьма, палочки, картонные полоски. — Как вы думаете, какой меркой будет удобнее отмерять нашу ленточку? (Картонной полоской.) Запомните правила измерения при помощи мерки: начинать надо точно от конца, уложить полоску-мерку прямо. При помощи картонной полоски воспитатель вместе с детьми отмеряет и отрезает ленточку нужной длины, сравнивает ее с первой ленточкой и завязывает кукле бантики.  Физминутка. Воспитатель: Я немного устала, а вы? Давайте отдохнем. В понедельник я купался, (изображаем плавание) А во вторник – рисовал. (изображаем рисование) В среду долго умывался, («умываемся») А в четверг в футбол играл. (бег на месте) В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем) Очень долго танцевал. (кружимся на месте) А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши) Целый день я отдыхал. (дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают) «Салфетки для кукол». Воспитатель: Сколько уже конвертов мы открыли? (3). А сколько еще осталось? (2). Кто приготовил задание в четвертом конверте? Это —  пудель Артемон, верный пес Мальвины. К Мальвине в гости пришла подружка, и Артемон    хочет подарить Мальвине и ее подружке салфетки одинаковой величины. Воспитатель: Ребята, у каждого из вас по одной салфетке. — Какой формы салфетка? (Квадрат) — Что нужно сделать, чтобы из одной салфетки получились две салфетки? (Нужно сложить ее пополам так, чтобы стороны совпали, и разрезать по линии сгиба). Дети разрезают салфетку по линии сгиба пополам. — Как проверить равенство салфеток? (Наложением или приложением.) Дети проверяют равенство салфеток наложением. -Одинаковые получились салфетки? -Сколько частей получилось? -Как можно назвать каждую часть? (Половина, одна вторая.) — Что больше: целое или часть? -Что меньше: часть или целое? Дети дарят салфетки куклам. «Секрет черепахи Тортиллы». В последнем, пятом конверте находится задание от черепахи Тортиллы — тайный зашифрованный код для прохода на Поле Чудес. Чтобы его разгадать, нам нужно пальчики размять. Пальчиковая гимнастика: На моей руке пять пальцев,  (повороты ладоней вверх-вниз) Пять хватальцев, Пять держальцев.         Чтоб строгать и чтоб пилить,    (имитируют движения) Чтобы брать и чтоб дарить.        ( сжимают и разжимают кулачки) Их нетрудно сосчитать:               (пальцы – в замок) Раз, два, три, четыре, пять!          (выбрасывают пальцы из кулачков) Воспитатель:  -А с кем у нас дружит прямоугольник? (С кругом, квадратам, овалом, треугольником.) — Давайте мы найдем его друзей, в предметах, которые нас окружают. Я вам буду называть предмет, а вы должны изобразить его геометрической фигурой. Тайный код записываем на квадратиках бумаги простым карандашом. Воспитатель: ТАРЕЛКА, ДВЕРЬ, КРЫША ДОМА, ОГУРЕЦ, ПОДУШКА. Воспитатель:  — Какие фигуры у вас получились? Назовите их. — Как их можно назвать одним словом? (Геометрические) — Сколько всего фигур? (5). Ребята, я предлагаю вам ваш код выложить на кодовый замок в таком порядке, в  таком порядке, в каком находится наш секретный код. (Дети выполняют задание). Воспитатель: Ребята, вы выполнили все задания и помогли Буратино. И  вот мы уже на Поле Чудес. Осталось только произнести волшебные слова КРЕКС — ФЕКС – ПЕКС. ( Дети находят мешочек с монетами) 3. Заключительная часть. Рефлексия. Ребята, Буратино благодарит вас за помощь и дарит вам по одной золотой монете – посмотрите, теперь их стало не 5, а целых 20. — Что позволило нам помочь Буратино? — Зачем мы это делали? — Важно ли то, что вы сегодня узнали (длина), и для чего это пригодится в жизни? — Какое задание было самое трудное? Почему? — Какое задание больше понравилось? Почему?