Клинико-психологические проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью | Обучение и развитие детей

Клинико-психологические проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Клинико-психологические проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
Клинико-психологические проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
Документация школьного психолога — Информация школьному психологу
СДВГ выражается триадой ядерных симптомов: гиперактивностью, импульсивностью и нарушениями внимания. Эти особенности, в свою очередь, накладывают отпечаток на всю картину поведения и социального взаимодействия гиперактивных детей.

Гиперактивность проявляется в избыточной подвижности ребенка, предпочтении шумных, подвижных игр и неспособности к тихим занятиям, игнорировании ситуативных условий и социальных запретов. Симптомы гиперактивности обнаруживаются в виде выраженной двигательной активности уже в первые годы жизни, что обычно становится первым и наиболее ярким признаком СДВГ (Микадзе 2008).

Импульсивность в повседневной жизни и в выполнении познавательных заданий для таких детей — частая проблема, а именно склонность к действию по принципу «здесь и сейчас», неряшливое выполнение заданий, несдержанность в словах, поступках и действиях, неумение проигрывать, излишняя настойчивость в отстаивании своих интересов, невзирая на требования взрослого (Заваденко 2005). Многие гиперактивные дети занимаются физически опасными видами деятельности, не задумываясь о последствиях. Это повышает риск самоотравлений, травм и дорожных происшествий у детей и подростков с СДВГ (Heininger, Weiss 2002). В старшем возрасте это качество проявляется в трудностях планирования, логического обоснования своих действий (Barkley 2003).

Нарушение внимания выражается в том, что дети допускают ошибки в школьных (и других) заданиях из-за своей невнимательности к деталям, нюансам. Они забывчивы и рассеянны, не доводят до конца начатую работу или игру, не слушают, что им говорят, в результате чего не могут следовать полученным разъяснениям, не могут организовать свою работу и избегают заданий, которые требуют усидчивости. Парадоксально, что при подобной «невнимательности» дети с СДВГ могут быть поглощены часами увлекающими их занятиями, такими как футбол или видеоигры. И тогда им сложно уже не уделять внимания тому любимому делу, которое их захватило. Тем не менее многие авторы указывают на то, что отвлекаемость не связана исключительно с мотивацией, а есть следствие колебания фокуса внимания, которое переключается с одного объекта на .другой (MacNeill Horton, Wedding 2007).

Уровень интеллектуального развития у большинства детей с СДВГ колеблется от нормы до частичного ослабления отдельных способностей (Goldstein, Naglieri 2006). Типичны для СДВГ нарушения таких когнитивных функций, как внимание и память, а также недостаточная сформированность управляющих функций, которые позволяют ребенку поддерживать психологическую установку, необходимую для достижения поставленных целей. На интеллект СДВГ оказывает косвенное влияние, причем в меньшей степени в аспекте приобретения знаний, и в большей степени в отношении применения полученных навыков (Barkley 2003).

Сложности эмоциональной регуляции отмечаются у детей с СДВГ в большинстве случаев (Biederman, Faraone 2005). Гиперактивные дети чаще впадают в состояние крайней степени возбуждения по сравнению со сверстниками, что отражает их неспособность разделять мысль и эмоцию. Дети с СДВГ часто оказываются захваченными переживаниями настолько, что это приводит в недоумение окружающих. Поведенческие трудности ребенка с СДВГ оказывают значительное и зачастую разрушительное влияние на его повседневное взаимодействие. Эмоции оказывают исключительное влияние на их деятельность: переживания средней интенсивности могут ее активизировать, однако при дальнейшем повышении эмоционального фона деятельность может быть полностью дезорганизована (Лебединский, Никольская 1990).

Нарушения социального взаимодействия зачастую сопутствуют СДВГ, что приводит к социальной дезадаптации ребенка. Гиперактивные дети любят играть в деструктивные игры, во время игры не могут сосредоточиться, конфликтуют с товарищами, несмотря на то что стремятся находиться в коллективе (Брязгу-нов, Касатикова 2002). Окружение не принимает их, и они страдают из-за невозможности обрести самостоятельность, четко идентифицировать себя во взаимоотношениях со сверстниками. Социальная незрелость таких детей проявляется в предпочтении построения игровых отношений с детьми младшего возраста. Подобного рода инфантилизм можно рассматривать как попытку адаптации на уровне, при котором дети с СДВГ получают меньше стрессорных воздействий (Heininger, Weiss 2002).

У детей с СДВГ сложно складываются отношения и со взрослыми. Социальное окружение требует от гипер активного ребенка более предсказуемого, стабильного и эффективного подхода к жизни, чем тот, который он может демонстрировать. Неспособность регулировать поведение адекватно ситуации и соответствовать предъявляемым ожиданиям приводит к непредсказуемому, взрывному поведению (Goldstein, Goldstein 1998). В результате, одни дети все чаще впадают в дурное настроение и депрессию, другие, соответственно своему темпераменту, реагируют агрессивно, провоцируют конфликты, а иногда к их поведению примешиваются элементы клоунады.

Таким образом, особенности развития центральной нервной системы у детей с СДВГ и как следствие неравномерное развитие психических функций (преимущественно их регуляторного компонента) не позволяют им нормально переносить интеллектуальные нагрузки. Поведенческие особенности также затрудняют адаптацию к окружающим условиям и учебной деятельности.

Психологические черты СДВГ можно рассмотреть и с точки зрения его развития в онтогенезе. СДВГ по-разному проявляется на разных этапах развития ребенка, и понимание этой возрастной динамики крайне важно для адекватного выполнения задач психодиагностики и коррекции.

Обычно начальные признаки СДВГ диагностируются в возрасте 5-6 лет. В этом возрасте у детей активно созревают произвольные формы регуляции поведения и произвольное внимание. В этот возрастной период отмечается значительный прогресс в формировании способностей к планированию и самоконтролю. Именно эти сферы психики особенно уязвимы у детей с СДВГ и их дефицит становится заметен в этом возрасте.

При резко выраженных формах гиперактивности уже на 3~4 годах жизни ребенок отличается от сверстников чрезмерной подвижностью, крайней непоседливостью, превышающей допустимые пределы для этого возраста. Такие дети не могут оставаться неподвижными более 2-3 минут. Они не любят игры, требующие известной усидчивости: конструирование из мозаики, сборка пазлов из большого количества частей. Начав, они часто бросают игру не завершенной. Любые возникшие в игре трудности прерывают игру. Такие дети часто предпочитают шумные, подвижные игры. Новые игрушки вызывают интерес на короткий период времени, а затем ребенок перестает ими интересоваться. Однако, если у такого ребенка интеллектуальное развитие протекает без задержки, соответствует возрасту, родители отмечают, что в некоторых играх, увлекающих ребенка, он может проявлять усидчивость и упорство. Довольно часто родители замечают, что такие дети к вечеру не могут успокоиться, их трудно уложить спать. Чем больше разнообразных впечатлений было днем, тем более расторможенным ребенок становится к вечеру. На этом фоне легко возникают капризы, плаксивость.

Довольно часто такие дети многоречивы. Они пристают к взрослым с расспросами, но, часто не выслушивая ответа, могут снова задавать одни и те же вопросы. Болтливость может проявляться не только дома, но и в общественных местах, с посторонними людьми.

В дошкольном возрасте (5-6 лет) становятся заметными недостатки произвольной концентрации внимания. В занятиях, играх, требующих сосредоточенности, дети лишь на короткое время концентрируют внимание. Особенно заметны эти недостатки при выполнении заданий, предложенных взрослыми. У детей обнаруживается недостаточность в организации внимания, необходимой на разных этапах выполнения задания. Как известно, любой вид деятельности включает ориентировочную фазу, фазу планирования и фазу контроля. Уже в ориентировочной фазе возникают ошибки, связанные с недостатками концентрации и распределения внимания. Дети не обращают внимания на частности, мелкие детали. Дефицит внимания затрагивает как зрительную, так и слуховую сферы. Однако в большей степени страдает слуховое внимание в речевой сфере. Дети невнимательно слушают инструкцию или объяснение и поэтому не справляются с заданием. Из-за этого они нередко выглядят менее развитыми интеллектуально, чем это есть на самом деле. Внимание истощаемо и поэтому в конце выполнения задания они допускают больше ошибок, чем в начале.

В дошкольном возрасте здоровые дети уже способны планировать свои действия при выполнении многошаговых, комплексных заданий. У детей с СДВГ эта способность развита недостаточно. Они не умеют планировать свои действия дальше, чем на один шаг. Наблюдение за их когнитивным поведением свидетельствует о том, что у них не формируется образ ожидаемого результата. Поэтому отклонения от правильной стратегии и тактики не корригируются вовремя. Лишь не получив результат, заданный взрослым, они предпринимают новые попытки. Зачастую они удовлетворяются частично выполненным заданием, и лишь настояние взрослого побуждает их довести дело до правильного решения.

Уже в этот период жизни заметны черты импульсивности: склонность действовать не обдумывая, по первому побуждению. Нередко их импульсивные действия не сообразуются с ситуацией. Иногда это делает их поведение трудно предсказуемым. В норме дети этого возраста умеют контролировать свое поведение соответственно общепринятым правилам поведения. Манера общения сообразуется с особенностями коммуникативной ситуации: степенью близости, знакомости собеседника, его возрастом, социальным статусом (воспитатель, врач, знакомый взрослый, родственник). Дети с СДВГ обычно не чувствуют этих различий или не владеют репертуаром разных форм общения. Довольно часто они ведут себя с незнакомым взрослым без достаточного чувства дистанции. Не меньшие трудности возникают и при общении со сверстниками. Их суетливость, шумное, беспокойное поведение мешает участию в групповых играх. Это снижает их социометрический статус в группе.

В младшем и среднем школьном возрасте (7-12 лет) наблюдается полный спектр симптоматики, свойственной СДВГ. Функции, страдающие у детей с СДВГ, в школьном возрасте достигают у здоровых детей значительной степени зрелости. Система правил, установившаяся в школьных образовательных учреждениях, предъявляет максимальные требования к этим же качествам и способностям. Дети должны уметь регулировать свое поведение соответственно установленным правилам, следовать указаниям учителя, длительное время находиться в неподвижном состоянии, внимательно и старательно выполнять даже монотонную и малоинтересную деятельность, обдумывать и планировать свои действия прежде, чем их совершать.

Дети с СДВГ не способны длительно концентрировать внимание на содержании урока. Они часто отвлекаются, на уроке занимаются посторонними вещами, играют с игрушками. Эти недостатки создают препятствия и при подготовке домашних заданий. Дети не доводят до конца решение задач. Трудности концентрации и распределения внимания провоцируют многочисленные ошибки при решении задач и примеров с переходом через разряд. Так, например, они «не видят» своих ошибок в письме.

Дефицит внимания и работоспособности почти всегда сопровождается недостаточным объемом оперативной памяти (Mclnn.es, Humphries, Hogg-Johnson, Tannock 2003). Это, в свою очередь, снижает качество понимания речи и оказывается одной из причин трудностей в овладении чтением и письмом. Известно, что у детей с СДВГ примерно в одной трети случаев обнаруживается дислексия, т. е. стойкие, избирательные трудности в овладении навыками чтения и письма. Это вызывает значительные трудности в обучении: наличие дислексии не только препятствует овладению чтением и письмом, но и затрудняет работу с текстами учебников по всем остальным предметам. Кроме того, дислексия, вызывая тяжелую фрустрацию, часто сопровождается невротическими расстройствами, такими как фобия чтения, школьная фобия и др. В ряде случаев у детей с СДВГ обнаруживается дискалькулия — избирательное нарушение усвоения математических представлений, счетных навыков.

Синдром гиперактивности и импульсивности в школьные годы вызывает особенно резкий конфликт со школьной системой правил. В связи с невозможностью оставаться неподвижным на протяжении всего урока и неспособностью контролировать свое поведение дети с СДВГ постоянно получают замечания по поводу нарушения дисциплины. Они мешают не только учителю, но и одноклассникам. Поэтому этот синдром осложняет отношения детей с СДВГ со сверстниками. Существует немало свидетельств их низкого социометрического статуса в классе. Их не принимают в групповые игры, так как они часто нарушают правила. С ними не любят дружить, потому что они утомляют и раздражают своим суетливым, шумным поведением, многоречивостью.

Гиперактивное поведение в не меньшей степени осложняет отношения детей с СДВГ с собственными родителями. В жалобах родителей это выглядит как проблема непослушания и неорганизованности. Большинство таких детей избегают выполнения рутинных обязанностей по дому, не держат в порядке свои вещи, забывают выполнить порученное им дело, в том числе и домашние задания. Попытки родителей преодолеть указанные недостатки воспитательными мерами очень часто оказываются безуспешными. Кроме того, многочисленные претензии учителей также вызывают негативные реакции родителей. Все это накаляет обстановку в семье. Довольно часто родители подобное неорганизованное поведение рассматривают как нежелание подчиняться родительской воле, злостное неподчинение или следствие лени и невоспитанности. Нередко детям приписываются черты характера, не соответствующие действительности. У родителей постепенно формируется предвзятое отношение к ребенку, его проступки вызывают раздражение, гнев. Образ ребенка, сформировавшийся у родителей, окрашен в негативные краски. За ними довольно часто родители не видят реальных достоинств ребенка. Ребенок, в свою очередь, чувствуя такое отношение к себе, воспринимает его как несправедливое, обидное. Часто это переживается ими как неприятие или отвержение со стороны родителей. В ответ иногда возникают защитные и протестные формы поведения.

Таким образом, вследствие всех перечисленных выше жизненных обстоятельств у детей с СДВГ могут формироваться психоген-но обусловленные нарушения поведения, осложняющие основную симптоматику.

В подростковом возрасте (13-18 лет) происходит определенная трансформация симптоматики СДВГ. По данным исследований, в 50-80% случаев симптоматика сохраняется (Barkley 1998). С возрастом уровень выраженности гиперактивности снижается. В то же время повышенная двигательная активность сменяется чувством внутреннего беспокойства. Среди симптомов на первое по частоте место выходит импульсивность, которая иногда сочетается с агрессивным поведением, формируются оппозиционно-вызывающие формы поведения. Подростки с СДВГ входят в группу риска по формированию аддиктивных расстройств: алкоголизма и наркомании. Многие авторы отмечают также наличие у подростков с СДВГ тревожно-депрессивных расстройств.

У многих пациентов с СДВГ определенные недостатки сохраняются и во взрослой жизни. У них чаще, чем в общей популяции, встречаются тревожные и психосоматические заболевания, а также снижение способности к планированию времени, частые смены мест работы и т. д.

Источник: «Поддержка и обучение родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью» О. Н. Боголюбова, М. В. Галимзянова, А. Н. Корнев, Евина, М. В. Яковлева; Под редакцией Р. Ж. Мухамедрахимова— СПб.: Изд-во С.-Петерб» ун-та, 2009. — 78 с.