Интеллектуальное и творческое развитие детей

Как преодолеть неуверенность в себе, скованность и зажатость? (консультирование)

На главную Психологическое консультирование Консультирование психолога в школе Как преодолеть неуверенность в себе, скованность и зажатость? (консультирование)

Как преодолеть неуверенность в себе, скованность и зажатость? (консультирование)
Психологическое консультирование — Консультирование психолога в школе

Как преодолеть неуверенность в себе,

скованность и зажатость? — вопросы подростков

и старшеклассников к психологу-консультанту

Жизнь,  как видно, не дается никому из нас легко.  Ну что ж,   надо иметь настойчивость, а главное — уверенность в себе. Надо верить, что ты на что-то годен и этого «что-то» нужно достичь во что бы то ни стало.

Мария Кюри, физик

В школе широко распространены обращения подростков и особенно старшеклассников к психологу с вопросами о том, как стать уверенным в себе, преодолеть застенчивость и скованность.

Страхи  показаться смешным  в глазах ровесников,  несостоятелыным  и   неуспешным   в  той   или   иной  ситуации,   мучают большинство подростков, юношей и девушек.

И это не случайно: подростковый возраст и ранний юношеский период в жизни молодого человека — это время социального и личностного самоопределения и самоутверждения. От того, насколько ровно и стабильно молодые люди переживают данный период, зависит формирование их самооценки, что, безусловно, сказывается на их будущих профессиональных достижениях, поведении в критических и жизненных ситуациях, умении достичь гармонии и взаимопонимания в личной жизни. Молодой человек в этот период находится как бы на разрыве, между двух полюсов: мощного стремления к самоутверждению, актуализации своего «я», проявлению сильных и ярких сторон своей натуры — и болезненного самоуничижения, страха перед возможными поражениями, неверия в свои возможности.

Вот как писал об этом периоде Юрий Трифонов: «Что сказать о начале? Может быть, просто вспомнить? Какое-то самомучительство, глухота, немота, неверие, подозрительность… Неверие, подозрительность к себе. А вдруг я не тот, за кого себя выдаю? Ведь я твержу себе днем и ночью, вижу во сне, будто я — ну, не гений, скажем, НО одаренная личность…

Без тайного фанфаронства начала не бывает.

Со стороны не видно, никто не догадывается. Но я-то знаю, что думаю о себе. И -ужасаюсь своим мыслям. Ничего ведь еще не сделано, не напечатано, да и не написано даже, и тем не менее где-то внутри неиссякаемо бьет фонтанчик «Я! Я! Я! Я!»

Ну, что, собственно, я?.. И однако фонтанчик бьет: «Я! Я! Я!» …Только в начале бывает такое гнетущее ощущение собственной бездарности и такое сказочное упоение собственным творчеством «

Неудержимое стремление проявить себя и в то же время болезненная неуверенность в себе присутствуют практически во всех сферах жизни молодых людей: в учебе, поиске будущей профессии, взаимодействиях со сверстниками и взрослыми. Довольно часто юноша может уверенно чувствовать себя в спортивном зале и испытывать мучительную неуверенность в общении с людьми. Может быть и так, что девушка, отличающаяся хорошими успехами в учебе, имеет острый комплекс неполноценности ПО поводу своих внешних женских качеств.

От каких основных причин зависит формирование заниженной самооценки у подростков и старшеклассников? Чаще всего это либо   врожденная   сверхтревожность   и   застенчивость   (высокий уровень возбудимости, чувствительности и энергетики сочетается с выраженной замкнутостью и необщительностью), либо приобретенная внутренняя скованность в следующих ситуациях.

В семье. Один из родителей или оба — властны, доминантны, авторитарны. Зона особого психологического риска находится во взаимоотношениях сильной, доминантной матери и сына в неполной семье. В восьми случаях из десяти юноша, воспитанный властной матерью, инфантилен, зависим, слаб, неуравновешен, не умеет постоять за себя и неуверен в себе*. По мере взросления «маменькин сыночек» имеет выбор в основном из двух жизненных путей: либо остаться психологически зависимым от матери практически на всю жизнь, либо начать борьбу за собственную самостоятельность и независимость. И в том и в другом случае молодой человек нуждается в помощи квалифицированного психолога.

Девушка проявляет себя в семье более гибко, однако и здесь наблюдается определенная тенденция: на развитие положительной самооценки у девушки влияет отношение к ней отца. Если отец эмоционально принимает дочь, поддерживает ее, одобряет ее поведение в целом — девушка становится жизнерадостной, уверенной в себе, оптимистичной. И, наоборот, невнимание отца, его эмоциональная холодность к дочери формируют ее тревожной, неуверенной, скованной и застенчивой.

В школе. Во многих случаях успешное развитие положительной самооценки у учащихся зависит от того, как к ним относилась первая учительница, а также от занимаемого ими места в социометрической структуре коллектива одноклассников. Уверенные в себе и активные ребята — это те, к кому в свое время положительно отнеслась первая учительница, и кто смог стать лидером в референтной группе. Неуверенные в себе, скованные и зажатые -это школьники, кого по тем или иным причинам «не переносила» их первая учительница и кто попал в позицию «отверженных» в классе.

Источник: Самоукина Н. «Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги». М.: ИНТОР, 1997

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>