Изучение ведущих модальностей преподавателей и студентов с использованием метода наблюдения | Обучение и развитие детей

Изучение ведущих модальностей преподавателей и студентов с использованием метода наблюдения

На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Изучение ведущих модальностей преподавателей и студентов с использованием метода наблюдения
Изучение ведущих модальностей преподавателей и студентов с использованием метода наблюдения
Лекции и практикум по психологии — Психодиагностика
Занятие. Изучение ведущих модальностей преподавателей и студентов с использованием метода наблюдения

Вводные замечания

Нейролингвистическое программирование (НЛП) является одним из наиболее перспективных направлений в практической психологии, использование которого может повысить эффективность профессиональной деятельности, связанной с коммуникацией. К таким видам деятельности, в первую очередь, относится преподавательская деятельность. Эффективные приёмы общения с использование техник НЛП активизируют скрытые умственные способности и помогают использовать язык для достижения взаимопонимания в образовательном процессе, что положительно сказывается на эффективности работы преподавателя, повышает качество обучения студентов [21].

Рассматривая процесс обучения в контексте НЛП, следует отметить два основных способа работы с информацией, на которых базируется процесс обучения: получение доступа к хранимой в памяти информации и ее обработка. Особенности этой работы индивидуальны и определяются системой представлений или модальностью, посредством которой человек воспринимает окружающий мир. Система представлений обусловлена сенсорной доминантой человека, то есть тем, какое из пяти чувств (зрение, слух, осязание, вкус или обоняние) является ведущим в процессе восприятия мира. Согласно НЛП человек получает, кодирует и хранит информацию, пользуясь тремя основными системами представления: визуальной (зрительной), аудиальной (слуховой) и кинестетической (движение, осязание, тактильные ощущения).

Соответствие ведущих модальностей преподавателя и студента способствует более эффективному восприятию информации студентом. С другой стороны, если преподаватель использует одну модальность в учебном процессе, а у студента ведущей является другая модальность, это может стать причиной проблем в учебном процессе. Поскольку в аудитории, как правило, присутствуют студенты с разными ведущими модальностями, то преподавателю в течение занятия следует «переходить из одной модальности в другую», используя вербальные и невербальные активаторы различных модальностей (слова, движения, зрительные образы). Это позволит преподавателю более эффективно организовать подачу информации и облегчит процесс запоминания новой информации, а также уменьшить барьеры на пути к получению новых знаний, которые зачастую связаны с несоответствием модальности преподавания с ведущей модальностью студента. Так, если у студента ведущей является визуальная модальность, то у него могут быть проблемы с концентрацией внимания на предмете лекции и, как следствие, пониманием материала, если преподавание ведётся исключительно в аудиальной модальности.

Определить модальности преподавания можно с помощью метода наблюдения за речью и движениями преподавателя в ходе занятия. Для анализа лучше выбирать лекционные занятия, когда преподаватель сообщает студентам большой объём новой информации.

Порядок работы

1.Сформулируйте проблему возможного несоответствия модальностей преподавателей и студентов. Сформулируйте исследовательские гипотезы: в каких модальностях преимущественно работают те или иные преподаватели, какой является Ваша ведущая модальность.

2.Подготовьте таблицу для записи наблюдений (по образцу табл. 2.2.1) и диктофон. Речь преподавателя лучше записывать на диктофон и потом запись расшифровать, а невербальную составляющую напрямую фиксировать в таблице в течение занятия.

Таблица 2.2.1. Образец таблицы фиксации результатов наблюдения

 

Модальность

Проявления

Характерные фразы и действия

Визуальная

вербальные

Рассмотрим тему; мне кажется; нетрудно заметить; общая картина

невербальные

Использует слайды, схемы

Аудиальная

вербальные

Послушайте; иначе говоря; скажем так

невербальные

Использует модуляции голоса, интонации

Кинестетическая

вербальные

Перейдём к теме; сделаем так; запишите

невербальные

Ходит по аудитории; жестикулирует

Смешанные



Давайте рассмотрим; сделайте ярче

3.По результатам заполнения таблицы подсчитайте используемые предикторы каждой модальности, а также невербальных составляющих. Сделайте вывод.

4.Определите свою ведущую модальность с помощью методики «ВАК: визуал, аудиал, кинестетик» (табл. 2.2.2).

Таблица 2.2.2. Бланк методики ВАК

Ф.И.О. ______________________________________________________

Дата заполнения _______________  Дата рождения ________________

Инструкция. Вам предлагается заполнить анкету. К главному слову, написанному прописными буквами, даны три определения. Вы должны выбрать то определение, которое больше всего подходит к главному слову. Если Вы не можете выбрать ни одно из трёх слов, то напишите своё словосочетание под буквой г).

1. РОЗА

а)   сочные краски цветка

б)   шипы, запах

в)    жужжание пчелы

г) __________________

2. ГОЛОВА

а)   нос

б)   уши

в)    глаза

г)

З. ЦИРК

а)    костюм клоуна

б)    запах опилок

в)    играющий оркестр

г)

4. НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

а)   народная мелодия

б)   движение «присядка»

в)    яркие цвета костюма

г)

5. МОРЕ

а)    крик чаек

б)    пена прибоя

в)    ласковая вода

г)

6. ЗВЁЗДНОЕ НЕБО

а)   мерцание звёзд

б)   безграничность

в)    тишина

г)

7. БАЛ

а)   красивые платья

б)   движение танца, запах духов

в)    шуршание платьев

г) __________________

8. ЧАСЫ

а)   тиканье

б)   большие часы с гирями

в)    бегущая стрелка

г)

9. ЯБЛОКО

а)    «наливное яблочко»

б)    вкус яблока

в)    хруст яблока

г)

10. ЛЕС

а)   свежий воздух, запах хвои

б)   хруст веток

в)    роса, блестящая на листьях

г) __________________

11. ПАРАШЮТ

а)   укладка парашюта

б)   купол в небе

в)    шуршанье куполов

г) __________________

12. АВТОМОБИЛЬ

а)   звук двигателя

б)   запах бензина

в)    современные формы и дизайн

г) __________________

13. СТРОЙКА

а)   недостроенное здание

б)   запах краски

в)    гул строительных машин

г) __________________

14. ПОЕЗД

а)   стук колёс

б)   пейзаж за окном

в)    неудобная полка

г) __________________

15. КОМАР

а)   жужжание

б)   жало

в)    укус

г) __________________

16. ГРОЗА

а)   раскаты грома

б)   сверкание молнии

в)    холод, ветер

г) __________________

17. КРЕСЛО

а)   цвет обивки

б)   мягкость, удобство

в)    звук пружин

г) __________________

18. ПОХОД

а)   красивый пурпурный закат

б)   треск веток

в)    тяжёлый рюкзак

г) __________________

19. КОТ

а)   мягкая шерсть

б)   мурлыканье

в)    цвет шерсти

г) __________________

20. ЧАЙНИК

а)   пар из носика

б)   кипяток

в)    свист чайника

г) __________________

21. ШКОЛЬНЫЙ КЛАСС

а)   лица одноклассников

б)   стук указки, мела по доске

в)    неудобная парта

г) __________________

 



5.Подсчитайте ответы, относящиеся к каждой модальности

(табл. 2.2.3), после чего сделайте вывод о доминировании той или

иной модальности или сочетания модальностей.

6.Сделайте вывод о соответствии вашей ведущей модальности с модальностью преподавания дисциплин. Разработайте рекомендации для студентов и рекомендации для преподавателей по повышению эффективности образовательного процесса в контексте содержания настоящего занятия.

7.Отчёт должен включать результаты выполнения пунктов 1-6.

Таблица 2.2.3. Ключи к методике ВАК

Пункт ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

а)

в

к

в

а

а

в

в

а

в

к

к

б)

к

а

к

к

в

к

к

в

к

а

а

в)

а

в

а

в

к

а

а

к

а

в

в

Пункт ответа

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

а)

а

в

а

а

а

в

в

к

а

в

б)

к

к

в

в

в

к

а

а

к

а

в)

в

а

к

к

к

а

к

в

в

к

Примечание: ответы г) следует также отнести к одной из модальностей, исходя из содержания ответа.

Источник: Леонова Е. В. Эмпирические методы психологического исследования: Учебное пособие. – М.: НИЯУ МИФИ, 2014. – 324 с.