История психологии Беларуси в 60—70-е годы | Обучение и развитие детей

История психологии Беларуси в 60—70-е годы

На главную Лекции и практикум по психологии История психологии История психологии Беларуси в 60—70-е годы
История психологии Беларуси в 60—70-е годы
Лекции и практикум по психологии — История психологии
История подготовки и аттестации научных кадров по психологии в Беларуси

8 июня 1927 г. впервые было утверждено «Положение о научных работниках высших учебных заведений и научных учреждений БССР», регламентирующее порядок присвоения ученых званий, материального и пенсионного обеспечения работников научной сферы. 28 июня 1928 г. на заседании коллегии наркомпроса был утвержден устав об аспирантах, в соответствии с которым в аспирантуру зачислялись лица в возрасте от 20 до 35 лет, имеющие законченное высшее образование.

Аспирантам, выполнявшим все требования, присваивалась степень доктора в определенной отрасли наук с правом преподавания и вузе или самостоятельном ведении научной работы. В 1927—1928 гг. в Беларуси обучалось 93 аспиранта. Постановление Совнаркома СССР от 1 января 1934 г. «Об ученых степенях и званиях» установило наличие двух степеней (кандидат наук и доктор наук). Были введены ученые звания ассистента, доцента, профессора в вузах, младших и старших научных сотрудников в НИИ.

Этим же постановлением вводилась публичная защита докторских диссертаций. Вместе с тем степень доктора наук могла быть присвоена и без защиты диссертации ученым, известным своими выдающимися научными открытиями. Эта степень также автоматически присваивалась тем лицам, которые к этому времени были избраны академиками союзных и республиканских Академий наук. Право присуждать степени и присваивать ученые звания предоставлялось президиумам АН СССР и союзных республик. На основании этого постановления степень доктора наук без защиты была присуждена нашим известным ученым С.Я. Вольфсону, П.Я. Панкевичу и др.

Первый совет по защите кандидатских диссертаций в Минском государственном педагогическом институте им. М. Горького был утвержден постановлением Пленума Высшей аттестационной комиссии СССР 18 февраля 1967 г. в составе 23 человек по специальностям: 730 — «Теория педагогики», 731 — «Психология», 732 — «Методика преподавания» (математика, белорусский язык, иностранный язык).

В состав совета входили; кандидат иедагоптческих наук И.Е. Ла-кин (председатель совета), кандидат педагогических наук Т.М. Ку-риленко (ученый секретарь), доктора педагогических наук Н.И. Болдырев и Н.К. Гончаров (Москва), кандидат педагогических наук (по психологии) Е.П. Ересь и кандидаты педагогических наук, К.А. Кулинкович, М.В. Макаревич, Г.Г Петроченко, С.А, Умрейко и др.

Первая защита диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (по психологии) состоялась 29 октября 1968 г. Защищалась Е.А. Бондарен ко (Панько), научный руководитель — П.М. Якобсон, а также Р.И. Водейко (23.12.1968, научный руководитель — Б.Г. Ананьев); Т.М. Красневская (27.10.1969, научный руководитель — М.С. Клевченя); B.C. Дьяченко (26.12.1969, научный руководитель — А.А.Логинов); Т.М. Савельева (02.03.1972, научный руководитель — Л.И. Айдарова; Н.Я. Привалова (04.05.1972, научный руководитель Б.А. Бенедиктов.); A.M. Кухарчук (22.02.1973, научный руководитель — В.В. Чебышова); В.Н. Олешкевич (15.03.1973, научный руководитель — П.М. Якобсон); М.З. Яновский (17.04.1975, научные руководители Р.И. Водейко и И.А. Кулак); А.Т. Ростунов (01.07.1975, научные руководители В.А. Бодров и М.С. Клевченя).

Таким образом, за первые 13 лет существования совета (до 1982 г.) по психологии защитилось 10 человек.

18 марта 1974 г. приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР № 167-1 был утвержден новый состав совета по присуждению ученых степеней кандидата наук в количестве 36 человек по следующим специальностям: 13.00.01 «Теория и история педагогики», 13.00.02 «Методика преподавания» (языка и литературы, математики, физики, истории), 13.00.04 «Теория и методика физвоспитания» и спортивной тренировки», 19.00.07 «Детская и педагогическая психология», 07.00.02 «История СССР».

Это был период, когда диссертации по всем общественным дисциплинам, куда входили психолого-педагогические науки и методики преподавания различных предметов, защищались в одном объединенном совете.

Членами совета по психологическим наукам были: доктор философских наук, профессор В.М. Ковалгин; кандидат психологических наук, доцент М.С. Клевченя; кандидат психологических наук, доцент О.П. Сергиевич.

23 декабря 1981 г. Приказом ВАК СССР № 1146 утвержден специализированный совет в составе 23 человек по специальностям: 13.00.01 «Теория и история педагогики», 13. 00. 02 «Методика преподавания» (математики), 19.00.07 «Педагогическая, детская и возрастная психология».

Членами совета по психологии были: доктор психологических наук, профессор Б.А. Бенедиктов; доктор психологических наук, профессор Ф.И. Иващенко; доктор психологических наук, профессор СВ. Кондратьева; кандидат психологических наук, доцент Л.Н. Рожина; кандидат психологических наук, доцент Я.Л. Коломинский; кандидат психологических наук, доцент М.З.Яновский.

27 июня 1984 г. приказом ВАК СССР № 429/1146 в состав совета был введен доктор психологических наук, профессор Л.А. Кандыбович.

1 июня 1987 г. в состав совета приказом ВАК СССР № 590/1146 был введен доктор психологических наук, профессор А.Т. Ростунов.

Если ранее состав советов был смешанный, то начиная с апреля 1991 г. приказом ВАК СССР № 1471 был образован первый специализированный совет К 113.16.05 по специальности 19.00.07 «Педагогическая и возрастная психология» в следующем составе:

Б.А. Бенедиктов, доктор психологических наук (председатель);

Л.А. Кандыбович, доктор психологических наук, (зам. председателя);

А.А. Амельков, кандидат психологических наук (ученый секретарь совета);

К.В. Гавриловен, доктор педагогических наук; Ф.И. Иващенко, доктор психологических наук; СВ. Кандратьеиа, доктор психологических наук; Я.Л. Коломинский, доктор психологических наук; Е.К. Осииова, доктор психологических наук; Л.Н. Рожина, кандидат психологических наук, А.Т. Ростунов, доктор психологических наук; Т.М. Савельева, кандидат психологических наук; М.З. Японский, кандидат психологических наук.

21 июля 1993 г. приказом № 259 ВАК Российской федерации утвержден первый в истории Республики Беларусь совет по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических наук Д 113.16.02 по специальности 19.00.07 «Педагогическая и возрастная психология»- в составе:

Я.Л. Коломинский, доктор психологических наук (председатель);

Л.А. Кандыбович, доктор психолошческих наук (зам. председателя);

А.А. Амельков, кандидат психологических наук (ученый секретарь совета);

Б.А. Бенедиктов, доктор психологических наук; К.В. Гавриловец, доктор педагогических наук; А.Н. Елсуков, доктор философских наук БГУ; Ф.И. Иващенко, доктор психологических наук; В.М. Козубоиский, доктор психологических наук; СВ. Кондратьева доктор психологических наук ГрГУ; М.А. Кремень, доктор психологических наук, Национальный институт образования;

Г.М. Кучинский, доктор психологических наук БГУ; А.Т. Ростунов, доктор психологических наук национальный институт образования.

28 июля 1996 г, приказ № 85 ВАК Республики Беларусь утвердил докторский совет Д.02.21Д4 в количестве 12 человек по специальностям: 19.00.05 «Социальная психология», 19.00.07 «Педагогическая психология», 13.00.13 «Психология развития». В состав совета вошли:

Я.Л. Коломинский, доктор психологических наук (председатель);

Л.А. Кандыбович, доктор психологических наук (зам. председателя);

Л.В. Финькевич, кандидат психологических наук (ученый секретарь сонета);

Б.А. Бенедиктов, доктор психологических наук; Н.Т. Ерчак, доктор психологических наук; Ф.И. Иващенко, доктор психологических наук; В.М. Козубовский, доктор психологических наук; Ю.Н. Карандашев, доктор психологических наук; СВ. Кондратьева, доктор психологических наук; Г.М. Кучинский, доктор психологических наук; Л.И. Рожина, доктор психологических наук;

Белорусское отделение общества психологов СССР поддерживало тесные связи с Белорусским педагогическим обществом. Ими совместно были проведены многие конференции и семинары. В Президиум педагогического общества Республики Беларусь постоянно входили психологи. В настоящее время (2000 г.) председателем является ректор БГПУ им. М. Танка профессор Л.Н.Тихонов. Долгие годы секретарем общества является Д.А. Зубко. Из психологов в состав президиума входят профессора Л.А. Кандыбович, ЯЛ. Коломинский, Л.Н. Рожина и др.

История психологических обществ России и СССР достаточно богатая. Подробности можно узнать из учебника по истории психологии А.Н.Ждан. Ряд статей о деятельности московского, украинского и других региональных обществ психологов публиковался is психологических журналах. В частности, в «Психологическом журнале» (1996 № 5) была опубликована статья Э.А. Фарчинеший «О работе московского отделения общества психологов в 1957—1971 гг.» Председателями в этот период были А.В. Запорожец (1957-1964 гг.), Н.А. Мснчинская (1964-1971 гг.), на собраниях с докладами выступали А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, В.А. Небылицин, В.П. Зинченко и др., а также психологи из других стран: Ж. Пиаже, Г. Келли, Б. Скинер, Д. Брунер, В. Франкл и др.

Согласно Уставу общества психологов Республики Беларусь, оно является добровольной научно-общественной организацией, ведущей работу в области ПСИХОЛОГИИ. Общество состоит при Академии наук Республики Беларусь. В своей деятельности оно руководствуется законами нашей республики, постановлениями правительства и своим Уставом. Общество является юридическим лицом. Региональные отделения и организации общества вправе быть самостоятельными юридическими лицами.

Президиум общества и его региональное отделение имеют гербовую печать. В Уставе расписаны цели и задачи общества, состав, права и обязанности его членов, структура, отделения общества, органы ревизии общества, руководство его деятельностью, средства общества, порядок ликвидации общества и его отделений.

Последний съезд общества психологов Беларуси прошел в 1993 г. Президентом был избран Г.М. Кучинский. Общество ряд лет существовало формально. В дальнейшем его руководители не смогли довести до конца перерегистрацию, и фактически в том виде, как оно существовало долгие годы, общество психологов Беларуси прекратило свою деятельность.

История создания и деятельности кафедры психологии Лингвистического университета

Минский государственный педагогический институт иностранных языков был образован на базе факультета иностранных языков МГПИ им. М Горького постановлением Совета Министров БССР от 26 ноября 1947 г. и приказом Министерства просвещения БССР от 25 августа1948 г. Учебный процесс начался с 1 сентября 1948 г., на трех факультетах (английском, немецком, французском) и 8 кафедрах, одна из которых — педагогики и психологии.

Следует отметить деятельность У.М. Силенко на кафедре педагогики и психологии института.

Ульяна Мироновна Силенко родилась в 1909 г. в селе Новоржик Брянской области. В 1954 г. защитила кандидатскую диссертацию по психологии в Ленинграде на тему: «Формирование системности знаний учащихся 8-х классов в процессе обучения (на материале изучения экономической географии СССР)». В 1957 г. избирается на должность доцента кафедры педагогики и психологии Минского государственного педагогического института иностранных языков.

Вместе с У.М. Силенко более 20 лет на кафедре работала и Ольга Павловна Сергиевич. Она родилась в 1923 г. в деревне Ново-Владимировка Ивановской области. В 1950 г. закончила Ленинградский государственный университет, философский факультет, психологическое отделение. Получила специальность преподавателя психологии. В 1951 г. О.П. Сергиевич назначается старшим преподавателем по кафедре педагогики и психологии Минского государственного педагогического института иностранных языков. Далее она окончила аспирантуру при Минском пединституте им. М. Горького по специальности «психология», В 1955 г. ей присуждена ученая степень кандидата педагогических наук (по психологии), тема диссертации — «Формирование пространственных представлений у детей в процессе начального обучения». Научным руководителем был Б.Г. Ананьев, В 1964 г. избрана на должность доцента кафедры педагогики и психологии. У.М. Силенко и О.П. Сергиевич была проделана большая работа по созданию Белорусского отделения общества психологов и по подготовке 1-го Белорусского, съезда психологов в 1960 г.

У.М. Силенко является одним из авторов учебного пособия для студентов заочников «Общая психология», изданным под редакцией А. Зарудной в Минске в 1970 г.

Предыстория кафедры такова: первоначально она была объединена кафедрой педагогики и называлась «Кафедра педагогики и методики*. В 1957 г. вышло постановление ЦК партии об усовершенствовании процесса обучения иностранному языку. До этого времени процесс овладения иностранным языком сводился только к переводческой деятельности. Но такие знания не могли давать возможность свободного владения иностранным языком как полноценным средством общения. Нужны были другие подходы, а к этому преподаватели института иностранных языков не были готовы. Новый ректор института Ф.П. Шмыгов, в прошлом дипломат, был уверен в необходимости свободного владения студентами иностранным языком. При нем набор в институт расширился, особенно на специальность «английский язык». Создалась обстановка, которая потребовала приглашения специалистов по психологии овладения иностранным языком. Одним из них и был Б.А. Бенедиктов.

В 1966/67 учебном году образована самостоятельная кафедра психологии. Заведующим кафедрой был избран кандидат педагогических наук (по психологии) доцент Борис Андреевич Бенедиктов. Членами кафедры были: У.М. Силенко, доцент, О.П. Сериивич, старший преподаватель, МИ. Мелешкевнч, старший преподаватель, Э.С.Дунская, доцент, С.И.Королев. Основные проблемы, исследовавшиеся членами кафедры: психология овладения иностранными языками, а также проблемы воспитания учащихся средней и высшей школы.

Борис Андреевич Бенедиктов родился в 1918 г. в селе Сунеево Нижегородской области, в семье священника. Закончил Ленинградский государственный университет (1937—1941 гг.) по специальности филолог-романист. Участник Великой Отечественной войны. После ранения преподавал военное дело в авиационном училище г.Горького (1943—1946 гг.), затем работал учителем средней школы. В 1947 г. закончил Центральные курсы логики и психологии.

С 1 сентября 1947 г. по август 1966 г. он работал в Горьковском педагогическом институте иностранных языков сначала старшим преподавателем, затем деканом факультета, проректором по научной работе и заведующим кафедрой педагогики и психологии. В 1964 г. читал лекции на курсах преподавателей русского языка в Румынской Народной Республике.

В 1966 г. Б.А. Бенедиктов был избран по конкурсу на должность заведующего кафедрой психологии Минского государственного педагогического института иностранных языков. С 1968 г. он является деканом факультета французского языка.

С 1981 г, работал в Минском государственном педагогическом университете им. М. Горького на должности профессора кафедры педагогического мастерства. В 2000 г. ушел па пенсию с должности профессора-консультанта кафедры психологии Академии последипломного образования.

Б.А. Бенедиктов — ученик Б.В. Беляева по психологии речи. В 1976 г. в Ленинграде защитил докторскую диссертацию в педагогическом институте им. Герцена по теме «Общие и темпоральные особенности перевода и овладения языками». Им также была написана монография «Психология овладения иностранным языком». Б.А. Бенедиктов вел активную творческую деятельность. Так, в учебном пособии «Особенности формирования личности будущего учителя иностранных языков» изложены тексты лекций для аспирантов, преподавателей и слушателей ФНК (факультет повышения квалификации), где освещены основные вопросы психологии личности: темперамент, характер, способности. Дана оценка существующих теорий и взглядов на природу характера и темперамента, определена собственная позиция автора по ряду принципиальных положений психологической науки. Материалы пособия имеют четкую учебно-воспитательную направленность.

В методических рекомендациях «Учет возрастных и индивидуальных особенностей в воспитании школьников» анализируются закономерности в развитии сознания школьников, его направленность и возможности, даются соответствующие практические рекомендации.

В работе «Реформа общеобразовательной и профессиональной школы и актуальные задачи психологии» рассматриваются важные теоретические и практические проблемы общей, социальной и педагогической психологии в плане их актуализации в реформе общеобразовательной и профессиональной школы, предусматривается возможность внедрения излагаемого материала в учебно-воспитательный процесс.

В работе «Развитие мышления и памяти учащихся» память и мышление представлены в их системных взаимосвязях. При этом рассматриваются особенности памяти и мышления учителя, условия их развития у учащихся, специальное внимание уделяется процессу творческого мышления.

Б.А. Бенедиктов вместе с сыном Сергеем Борисовичем Бенедиктовым в книге «Психология обучения и воспитания в высшей школе» (1983 г.) исследует широкий круг актуальных проблем высшей школы: организация учебно-воспитательного процесса и управление им; осуществление сознания в речи и его направленность во внимании; развитие памяти и мышления и их взаимосвязь в процессе усвоения учебного материала; психологические трудности в воспитании будущих специалистов и специфика воспитания в студенческом возрасте; совершенствование .эмоционально-волевых свойств личности, психических состояний, формирование характера, развитие способностей студентов.

Деятельность Б.А. Бенедиктова многогранна. Он внес существенный вклад ii развитие психологической науки вообще и, в частности, в Беларуси. Много полезного сделал и как председатель обществ психологов нашей Республики, и как председатель специализированного ученого совета по защите диссертации.

С 1968 г. к кафедре была прикреплена группа аспирантов, которые также исследовали проблемы психологии овладения иностранным языком.

Под руководством Б.А. Бенедиктова были выполнены диссертации Н.Я. Приваловой «Психологические особенности овладения белорусским языком как вторым» (1971 г.); Н.И. Курьянко «Аудирование иноязычной контекстовой речи» (1972 г.); А.П.Домбровскнм «Аудирование глагольных словосочетаний» (1972 г.) и др. Основной материал этих работ был получен в оригинально организованных экспериментах в лаборатории кафедры. Дополнительный материал о работе лаборатории опубликован Г.В. Лосиком [47, с. 56-62].

Первым соискателем кафедры был СИ. Королев. Он занимался проблемой эмоционального отношения к изложенному на род пом и иностранном языках. Э.С. Дунская изучала процесс овладения английским языком учащимися специальных школ. На материале фильмов она исследовала временные и содержательные характеристики процесса усвоения английского языка.

М.И. Захаркевич защищал диссертацию в Киеве. Диссертация его была по проблеме образов, возникающих в связи с речью на родном и иностранном языках. Он выявил и описал этапы овладения языком и особенно лексико-грамматическим строем, интонацией и зависимое ги от возрасти.

Всего же в институте, начиная с 1968 г., защитили кандидатские диссертации: Л.Н. Дичковская, И.И. Курьянко, Г.В. Сумсков, Н.Т. Ерчак, М.И. Чеховских, Г.В. Лосик, М.И. Захаркевич, Л.К. Ве-лигченко, И.И. Овчара iko, Я.В. Подрядчикова, З.Ф. Севко, Т.Д. Алек сеева. В 1996 г. защитил докторскую диссертацию по психологии Н.Т. Ерчак. В течение ряда лет кафедра занималась наряду с тема-МЯ синтеза речи проблемами памяти в связи с обучением иностранным языкам, а также социально-психологической проблема-такой. Б.А. Бенедиктов возглавлял кафедру до 1981 г., затем — доцент А.Б. Широкова, до этого работавшая в МГПИ им. М. Горького, а с 1992 г.— доцент М.И. Чеховских.

В период с 1974 по 1982 г, кафедра занималась проблемой адаптации устной речи для систем «человек — машина».

Чтение лекций ведется по общей психологии, возрастной и педагогической психологии с проведением лабораторно-практических занятий.

Материалы многих исследований были получены в лаборатории кафедры, в которой работали Л.Н. Дичковская, Г.М. Кучин-ский, А.И. Бардиловский.

С сентября 1997 г. кафедрой заведует Н.Т. Ерчак — доктор психологических наук, профессор. В составе кафедры доценты: М.И. Чеховских, А.Б. Широкова, кандидат медицинских наук Л.А. Кувшинникова, старшие преподаватели П.С. Рак и Л.А. Шнареиич.

Николай Тимофеевич Ерчак родился 3 марта 1945 г. в д. Гощево Брестской области. Закончил Минский государственный пединститут иностранных языков, факультет английского языка. Служил в рядах Советской армии. С 1970 по 1973 г.— учитель английского языка в Любищицкой средней школе Ивацевического района Брестской области. В 1973—1976 гг.— аспирант кафедры психологии при государственном пединституте иностранных языков, с 1976 г.— преподаватель психологии Минского государственного педагогического института иностранных языков. Тема его кандидатской диссертации «Психологические особенности развития иноязычной речи у школьников и студентов*, которую он защитил в 1978 г. в Киевском НИИ психологии. В 1993 г. он защитил докторскую диссертацию «Психология профессиональной речи учителя» в Санкт-Петербургском государственном университете. Занимается проблемой изучения процесса совершенствования подготовки учителей иностранного языка. Основная его монография — «Психологические основы профессиональной речи учителя».

С 1997 г. под руководством Н.Т. Ерчака проводится научно-исследовательская работа «Индивидуальные стратегии устного перевода».

В 1996 г. в МГЛУ была создана служба психологической помощи для студентов, преподавателей и родителей. Это одна из первых психологических служб при пузе, сейчас создана и при других вузах нашей республики.

Начиная с 1973 г. коллектив кафедры активно занимается исследованиями по хоздоговорной и госбюджетной тематике. В исследованиях принимали участие вначале под руководством Б.А. Бенедиктова Э.С.Дунская, Н.И. Курьянко, Г.В. Лосик, И.А. Макарова, Н.Т. Ерчак, Б.М.Лобанов, Г.В. Сумсков, М.И. Чеховских. По результатам этих исследований аспиранты кафедры Г.В. Лосик и М.И. Чеховских получили авторские свидетельства па изобретение устройства для автоматического определения темпа речи.

В 1980 г. члены научно-исследовательского коллектива Б.Л. Бенедиктов, Н.Т. Ерчак, Н.И. Курьяненко, Г.В. Лосик, И.Л. Фольт, М.И. Чеховских получили авторское свидетельство на изобретение «Способ синтеза речи», особенностью которого является подготовка слов, необходимых для последующего синтеза.

Исследования продолжаются все годы существования кафедры. Подробнее о них говорится в статье Н.Т. Ерчака.