Исследование особенностей наглядно-действенного мышления при решении задач сложения фигур из спичек | Обучение и развитие детей

Исследование особенностей наглядно-действенного мышления при решении задач сложения фигур из спичек

На главную Психодиагностика психолога в школе Психодиагностика познавательных особенностей детей Исследование особенностей наглядно-действенного мышления при решении задач сложения фигур из спичек
Исследование особенностей наглядно-действенного мышления при решении задач сложения фигур из спичек
Психодиагностика психолога в школе — Психодиагностика познавательных особенностей детей
Теоретическое обоснование. Наглядно-действенное мышление относится в онтогенезе к допонятийному, наиболее раннему виду мышления, так как мысль выражается прежде всего в действии, в различных конкретных операциях, ведущих к достижению цели. Наглядно-действенное мышление обладает всеми общими признаками мышления: оно целенаправлено, планируемо, обладает собственной структурой действий, обусловлено различными мотивами. В онтогенезе этот вид мышления преобладает у ребенка до 2—3 лет, у взрослого человека сохраняет свое значение, но находится под мощным влиянием понятийного мышления, более абстрактного и знакового. Наглядно-действенное мышление называют также конструкторским, ручным, принимая во внимание его самый важный исполнительный орган — руки, прежде всего правую руку.

Методика «сложение фигур из спичек» очень удобна для оценки наглядно-действенного мышления в силу ее простоты, общедоступности, равноценности составляющих ее элементов, возможности количественного и вероятностного анализа.

Цель. Изучение особенностей наглядно-действенного мышления.

Инструкция. Каждому испытуемому необходимы 12 спичек и секундомер для регистрации скорости решения задач. Для последующего анализа полученных данных потребуется таблица, где фиксируются номера задач и основные критерии их решения. Используются три основных критерия: эффективность решения (ставятся знаки «плюс» и «минус» в зависимости от конечного результата), время решения (для сокращения потерь можно ограничить его тремя минутами на одну задачу) и количество использованных ходов, т. е. реальное количество ходов, включая и неправильные. Под ходом подразумевается любое перемещение спички в новую позицию.

 

Тестовый материал.

Обработка результатов. Все результаты сводят в единую таблицу (см. табл. 7).

Интерпретация результатов. Чем больше количество ходов, использованных для выполнения задания, тем больше

Таблица 7

Критерии наглядно-действенного мышления при решении задач сложения фигур из спичек

Номер задачи

Эффективность

(+, -)

Время решения

Количество ходов

1

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

Средние, %

 

 

 

ошибочных проб и короче период рефлексии (предварительного обдумывания).