Использование ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста | Обучение и развитие детей

Использование ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Терентьева Надежда Витальевна
В современном образовании основной задачей является воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Образование на современном этапе развития невозможно представить без использования современных технологий активного обучения, которые позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-деятельностный. Этот способ идет на смену объяснительно-иллюстративному типу; который учитывает и использует закономерности развития, позволяет приспосаб­ливаться к уровню и особенностям индивидуума. Подобная тенденция характерна не только для общеобразовательных школ, но и для учреждений дошкольного образования. Современные дошкольные образовательные учреждения достаточно интенсивно начинают адаптировать технологии активного обучения для своих воспитанников. Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого направления [1]. Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества: — в активизации познавательной деятельности детей; — в создании мотивационных установок на проявление творчества; — в создании условий для развития образной стороны речи (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); — повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами; — формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструк­ций; — развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности [2]. Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, важно учитывать следующие дидактические принципы: Принцип свободы выбора – в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора. Принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения. Принцип деятельности – в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность. Принцип обратной связи – педагог может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих. Принцип идеальности – творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей [3]. Работая с дошкольниками, в направлении речевого развития, используются следующие методы ТРИЗ-технологии: обучение детей творческому рассказыванию по картине; работа с противоречием; обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок; методика формирования у дошкольников классификационных навыков; обучение детей сочинительству и словотворчеству; обучение детей приемам фантазирования. Использование методов и приемов ТРИЗ способствует «не только формированию механизмов языковой ориентировки на соответствующем уровне языка (синтаксическом, лексико- семантическом, фонетическом), но и раскрывает творческие потенциальные способности каждого ребенка, от которых зависит качество приобретения знаний, умения нестандартно мыслить, обеспечивает дальнейшее успешное обучение в школе» [4] Конспект по развитию речи с элементами ТРИЗ для дошкольников 6-летнего возраста. «Составление рассказа по картине «Собака со щенками» Цель Развитие связной речи Тип Проблема Вид интегрированное Задачи Образовательные: — продолжать закреплять у детей умение составлять рассказы по мотивам содержания картины; — продолжать закреплять умение внимательно рассматривать картину, перечислять изображённые объекты; — закреплять умение классифицировать объекты по заданным признакам; — продолжать упражнять детей в умении объединять объекты в группы по разным основаниям; — продолжать учить детей представлять возможные запахи и передавать свои представления в речи; — продолжать учить детей ориентироваться на плоскости картины; — активизировать речь детей за счет слов; — «подзорная труба», «объект», «рукотворный мир», «природный мир». Развивающие: — продолжать развивать внимание, память, сообразительность детей; — продолжать развивать творческие способности детей в связной речи; — продолжать развивать мелкую моторику рук детей. Воспитательные: — продолжать воспитывать у детей умение внимательно выслушивать товарища, не перебивая его; — продолжать воспитывать умение адекватно реагировать на нестандартную ситуацию (приближение бродячей собаки). Методы и приемы Наглядные; практические (дидактическая игра, труд детей, словесные (объяснения, пояснения, игровые Предварительная работа Отгадывание загадок о домашних животных, рассматривание картин «Кошка с котятами», «Белая медведица с медвежатами»; использование элементов ТРИЗ на разных занятиях Оборудование Картина «Собака со щенками», подзорная труба, картинки – изображения Волшебников, Словарь Подзорная труба, рукотворный мир, природный мир, объект Блок 1. Мотивация — «Ребята, отгадайте загадку: у собаки Микки родились котята: три белых и один чёрный. Сколько всего котят родилось у Микки? » (ответы детей) — «Да, у собаки появляются не котята, а щенки. Сегодня мы увидим их на картине». — «Давайте посмотрим на картину в подзорную трубу. Ой, а труба у меня только одна. Как же нам всем посмотреть в неё? Давайте подумаем. (Дети предлагают передавать по очереди, сложить ладони, как трубу, сделать самим) . — «А как сделать самим? Из чего? » — Тому, кто предложил сделать из бумаги, предлагается взять листы . Дети сворачивают бумагу в трубочку, делают подзорную трубу. — «Все готовы? Давайте посмотрим на картину». Педагог выставляет картину. Дети по очереди называют объекты. Педагог задаёт уточняющие вопросы: — какая собака? — какие щенки? — какой двор? — как ещё можно назвать миску? Дети должны назвать объекты «земля», «небо». Педагог может уточнять, где находятся объекты: в центре, в верхнем – нижнем правом углу, в верхнем – нижнем левом углу. — «Молодцы, мы хорошо поработали. Теперь положите подзорные трубы в коробку, они нам ещё много раз пригодятся». Блок 2. Содержательная часть (Пока дети отвлеклись, на картине «кляксой» заклеивается один щенок) . — «Что случилось? Что натворила Клякса? Кто пропал? » (Дети описывают пропавшего щенка) . — «Что же нам делать? » (Предложения детей). — «Давайте позовём Волшебников! Нужно всем вместе закрыть глаза и сказать волшебные слова: гуры – туры – фыр, кыр – шир – мыр! ». На доске появляются изображения Волшебников. — «Давайте попробуем догадаться, как зовут Волшебников?» Дети называют их имена (Объединяй, Дели, Хорошо – плохо, Я слышу, Я чувствую запах. ) Дети рассказывают Волшебникам о своей беде. Педагог объясняет, что Волшебники знают, возле какого объекта в группе Клякса спрятала щенка. Но прямо сказать не могут, побаиваются Кляксу. Отвечать будем только «да» или «нет». Проводится игра «Да-нетка». Примерная последовательность детских вопросов, на которые ведущий должен ответить «да»: — это сделано руками человека? — это относится к посуде? — это металлическое? — это большое? — это кастрюля? Ребята описывают объект по выясненным признакам, и рассказывают, какой щенок был возле миски. Кляксы на щенке нет, зато все Волшебники исчезли. Рядом – письмо: «Ха – ха – ха! Мне не нужен был щенок! Я всегда мечтала избавиться от Волшебников, вот и обманула вас! Теперь вы их только тогда увидите, когда выполните все задания, а этого никогда не будет! Клякса. » (Письмо можно предложить прочитать детям) . «Для того ,чтобы вернуть волшебников, нам нужны силы. Чтобы их обрести, выполним следующие упражнения!» Блок 3. Психологическая разгрузка (физкультминутка) Во дворе щенок играл, Прыгал, бегал и считал: Один – прыжок и два кивка, Два – направо голова, Три – налево поворот И помчался до ворот. А потом вздохнул и сел: Он устал и присмирел. (Повторяется два раза). Блок 4. Головоломка — «Давайте выполним задания в конверте, чтобы спасти волшебников.» «Я читаю первое задание: чтобы спасти Волшебника Объединяй, надо объяснить, почему он объединил бы — собаку, траву, небо (природный мир) — будку, миску, дом (рукотворный мир) — ель, щенков (живая природа) — небо, землю (неживая природа) » Можно предложить детям самим объединить объекты и объяснить, почему. Волшебник Объединяй освобождается от кляксы (появляется на доске) .

— «Чтобы помочь Волшебнику Дели, нам нужно разделить целое на части —  дом (крыша, труба, окна и т. д.) — собаку (голова, туловище, лапы и т. д.) — сооружения (дом, будка) — посуду (миска глубокая и миска мелкая). Волшебник спасён. Помочь Волшебнику Хорошо – плохо мы можем, ответив на вопросы: — Чем хорошо то, что собака сидит на привязи? — А что огорчает её? — Откуда берутся бродячие собаки? — Что делать, если вы встретили бродячую собаку? Получилось Волшебника спасли. Давайте попробуем поиграть: Блок 5. Интеллектуальная разминка

— Ребята, давайте попробуем сделать щенка с помощью наших рук. — У собаки острый носик, — Есть и шёрстка, есть и хвостик. (Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный пальцы вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается). Каких Волшебников теперь будем выручать? — Чтобы помочь Волшебнику «Я слышу», надо назвать объекты, которые издают звуки. Дети высказывают предположения, начиная со слов «Я слышу, как… (идет дождь, лает собака, шумит лес и т.д.)» Волшебник освобождён. — Спасая Волшебника «Я чувствую запах», дети перечисляют те объекты на картине, которые пахнут. — Все Волшебники спасены! Ура! Давайте вместе порадуемся . Блок 6. Резюме — «Давайте мы ещё раз вернёмся к картине. — Понравилась ли вам картина? — О ком или о чём вам хочется рассказать? » Волшебники благодарят детей, хвалят за то, что дети так много знают и умеют, такие дружные.

— Ребята, спасибо вам за активную работу.