Игры на вербальное общение | Обучение и развитие детей

Игры на вербальное общение

На главную Коррекционная работа психолога в школе Коррекционные игры Игры на вербальное общение
Игры на вербальное общение
Коррекционная работа психолога в школе — Коррекционные игры
РОЛЬ ПРОСТРАНСТВА ПРИ ВЕРБАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ

Выбирается пара, которая будет перед группой вести диалог на любую интересную ей тему. Однако в течение диалога изменяем взаиморасположение участников:

а)пара садится на пол спина к спине;

б)один партнер сидит, другой стоит около него (один стоит на полу, другой на стуле);

в)пара садится вплотную друг к другу;

г)пара расходится в противоположные углы комнаты.

После выполнения упражнения участники описывают свои ощущения, особое внимание обращается на то, как смена поз, расстояние, обращенность друг на друга взглядами влияла ни состояние и содержание диалога.

РАЗЛИЧНЫЕ ПОЗИЦИИ В ВЕРБАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ

Три члена группы добровольно вызываются участвовать в упражнении. Каждый доброволец выбирает один из коммуникативных стилей (стереотипов человеческого поведения):

а)умиротворяющий («жертва»)—: угождающий и соглашающийся человек, непрестанно изменяющийся и старающийся любой ценой не вызвать волнения. Умиротворяющий чувствует свою бесполезность и выглядит беспомощным;

б)обвиняющий («обвинитель») — противоположен первому стилю, упрекает, провоцирует, считает других виноватыми. Обвинитель действует высокомерно и объясняет объективными причинами свои недостатки. Говорит громким властным голосом, напрягая мышцы лица и тела;

в)человек-компьютер — ультрарассудительный, спокойный, холодный и собранный человек, избегающий выражать свои чувства, демонстрировать эмоции и переживания. Не пропускает. ничего внутрь и вовне. Говорит монотонно, сверх абстрактно, выглядит негибким и зажатым;

г)уводящий в сторону («флюгер»)—высказывает не адекватные и приводящие в недоумение суждения. Непредсказуем, нет внутреннего стержня, бесконтрольность поведения. Общее чувство неловкости: «я — не я». Позы тела кажутся неуклюжими, интонации могут не соответствовать словам. Участники демонстрируют определенный коммуникативный стиль, включаются в дискуссию друг с другом (ситуацию, тему дискуссии можно задать). Остальные члены группы наблюдают взаимодействие.

Через 5 минут наблюдателям предлагают прокомментировать свое восприятие дискуссии. Затем участники делятся с группой впечатлениями, возникшими в данной ситуации. Упражнение можно повторить с тремя новыми участниками. Другой вариант, когда участники выбирают себе коммуникативные роли и сообщают их руководителю, затем начинают дискуссию. Группа должна определить, кто какого стиля придерживается. Упражнение дает возможность осознания сути стереотипов человеческого поведения, что в дальнейшем позволяет участникам реже впадать в эти стереотипы при общении, либо, осознавая их быстрее выходить из них.

СТРАТЕГИЯ В ДИАЛОГЕ

Эти игровые упражнения направлены на тренировку вербального (словесного) общения — умение говорить, доказывать, слушать другого. Например:

а)двое вызываются ведущим. Каждый из них получает втайне от аудитории и друг друга задание: первый — поддерживать диалог в своей обычной манере, второй — во что бы то ни стало захватить лидерство в процессе диалога (соответствие заданию затем обсуждается всеми);

б)все то же самое, но второй партнер получает противоположное задание — навязать лидерство в диалоге партнеру;

в)оба получают задание вести диалог, заданным образом. Один утверждает какое-то мнение, а второй должен сначала дословно повторить, как он понял мнение первого, а затем высказать свое. Первый должен соответственно повторить (желательно дословно) высказанное партнером, затем продолжает обсуждение темы. Такой диалог идет 3—8 минут. Желательно, чтобы кто-нибудь из группы фиксировал количество искажений, которые допускали партнеры в пересказе слов своего собеседника. Повторяя эту игру постоянно, школьники увидят, как будет меняться манера их разговора и вне игры. Они научатся слышать друг друга.

РОЛЕВОЕ ОБСУЖДЕНИЕ

Руководитель раздает участникам листочки с обозначением той роли, в которой должен выступать данный человек в обсуждениях, например, «поэт», «скептик», «неформал», «философ», «эрудит» и т. д. Школьникам, конечно, поясняется, что речь идет о той внутренней позиции, том отношении к окружающему миру, которое им следует прочувствовать и сыграть во время дискуссии. Каждый знает только о своей роли и не знает о других. Затем договариваются 6 предмете обсуждения.. Им может быть 4 любое известное художественное произведение или кинофильм Предмет дискуссии не должен быть слишком сложным, иначе он будет «выбивать» играющих.из ролей. После 15—20 минут дискуссии окружающие должны определить, кто в какой роли выступал. Тот, чья роль осталась неузнанной, считается не выполнившим задание.

РУКОВОДСТВО ДИСКУССИЕЙ

Выбирается тема для обсуждения. Она может звучать в общей формулировке: «Что такое свобода?», «Где корни равнодушия?», или выдвигается конкретная ситуация для обсуждения. Ситуации могут быть взяты из писем старшеклассников в «Алый парус» газеты «Комсомольская правда». Все участники совместно выдвигают критерии оценки деятельности;руководителя: умение четко формулировать вопросы, резюмировать моменты в обсуждении, вовлекать пассивных, переключать слишком длинные монологи, быть тактичным по отношению к аудитории.

Здесь еще раз напоминаются общие правила тренинговой группы: необходимость предельной доброжелательности, обсуждение деятельности, а не личности. Затем выбирается ведущий дискуссии: или по желанию, или по назначению руководителя, или по жеребьевке. Дискуссия идет 20— 40 минут, в зависимости от увлечения темой. Самый главный момент — обсуждение. Вначале самоанализ своей деятельности дает тот, кто был руководителем: насколько выполнил свою задачу в соответствии с критериями оценки, что получилось, что — нет, в чем испытал особые трудности, как группа помогла ему как ведущему. Затем свои мнения о деятельности ведущего излагают все желающие.

Наконец, самый тонкий момент анализа — каждому предлагается ретроспективный самоанализ состояния во время дискуссии: в какой момент переживался больший интерес, а в какой было чувство скуки. Какие мысли-ассоциации вызвали начало и конец дискуссии. Наибольший интерес, как правило, вызывает самоанализ ведущего. Часто бывают признания в чувстве страха в начале, чувстве отчаяния-в середине, когда видишь чьи-то скучающие глаза или скрываемый зевок, в чувстве благодарности кому-то за остроумные реплики, чувстве удивления на неожиданные реакции членов диспута и т. д,

В упражнении «Руководство дискуссией» положительное отношение участников обычно вызывает такой прием, как определение в аудитории «тайного единомышленника», сочувствующего ведущему. Его можно вводить следующим образом. Педагог заранее договаривается с ведущим дискуссию о кандидатуре единомышленника. Затем все участники получают листочки бумаги так, что никто не видит, что на листочке соседа. Все они пустые. Лишь на одном какой-нибудь знак. Получивший его становится тайным единомышленником ведущего, мысленно ему помогающим. Его задача сочувствовать, мысленно подбадривать и при этом все делать. так, чтобы никто из окружающих не догадался о его роли. Ведущие утверждают, что в такой ситуации легче вести дискуссию.

ДИСКУССИЯ-СОРЕВНОВАНИЯ

Все участники, разбиваются на две команды. Выбирается жюри, определяются критерии оценки выдвигаемых аргументов: доказательность, логика, четкость формулировок, корректность, способность строго придерживаться темы. Руководить дискуссией может сам руководитель группы. В конце жюри объявляет, результаты, комментирует их. В заключение — коллективное обсуждение с использованием любых этапов анализа.

КОНКУРС ОРАТОРОВ

Желательно, чтобы через это упражнение прошло как можно больше участников. Этот конкурс предполагает импровизацию — монолог: Вызывается любой участник. Он должен, произнести речь продолжительностью 2—3 минуты на любую заданную группой тему. Это упражнение следует вводить в конце игрового практикума, когда в группе уже сложились пробные доброжелательные отношения. Тогда можно ставить условие, запрещающее превращать речь в пустую болтовню и зубоскальство. Тогда можно ставить темы, стимулирующие раскрытие личности: «Что мне принесло шестнадцатилетие», «Мои принципы жизни» и др.