Готовность к созданию семьи (беседа-занятие №2, 10 класс) | Обучение и развитие детей

Готовность к созданию семьи (беседа-занятие №2, 10 класс)

На главную Просвещение школьников Беседы с детьми и подростками Готовность к созданию семьи (беседа-занятие №2, 10 класс)
Готовность к созданию семьи (беседа-занятие №2, 10 класс)
Просвещение школьников — Беседы с детьми и подростками
ЗАНЯТИЕ 2.

Тема: «Готовность к созданию семьи»

Цель занятия: ознакомить учащихся с условиями, при которых молодые люди могут создать семью.

Основные понятия: социально-нравственная готовность, мотивационная готовность, психологическая и педагогическая готовность.

Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. Понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность. Рассмотрим названные виды готовности.

Социально-нравственная готовность к семейной жизни предполагает гражданскую зрелость (возраст, среднее образование, профессия, уровень нравственного сознания), экономическую самостоятельность, здоровье.

Создать семью можно в 18 лет, но наиболее благоприятный с медицинской точки зрения возраст вступления в брак – 20–22 года для девушек и 23–28 для юношей (здесь учитывается тот факт, что мужской организм достигает полной зрелости позже женского). К этому времени многие молодые люди получают профессию, обретают определенную экономическую самостоятельность. Этот возраст наиболее благоприятен для рождения здоровых детей, с демографической точки зрения важен в плане увеличения времени для рождения нескольких детей, поскольку после 30 лет не каждая женщина отважится родить второго или третьего ребенка. Этот возраст благоприятен и с психологической точки зрения. Ведь именно в данный период у человека происходит расцвет всех психических проявлений (памяти, мышления и др.), наблюдается большая пластичность процессов, происходящих в психике, более легкая изменяемость их, чем и зрелом возрасте. Молодые люди легче привыкают друг к другу, чем люди более старшего возраста, у которых взгляды на многие вопросы семейной жизни отличаются устойчивостью и неизменностью.

Важным моментом, обеспечивающим адаптацию супругов в семейной жизни, является соотношение их возрастов. Сексологи утверждают, что семьи, в которых жена старше мужа, в подавляющем большинстве не прочны. При этом чем старше возраст вступающих в брак, тем на большее число лет муж должен быть старше жены. Если например, женщине, вступающей в брак, 20–22 года, то мужчине может быть 24–26; если женщине 25 лет, то мужчине – около 30 и т.д. Однако максимальный разрыв в возрасте супругов не должен превышать 8–12 лет.

Уровень нравственного сознания юношей и девушек – одно из важных условий готовности к созданию семьи. Развитое нравственное сознание проявляется в понимании молодым человеком социальной значимости семьи, в серьезном отношении к браку, в продуманном выборе спутника жизни, в чувстве ответственности за создаваемую семью, в глубоком уважении к будущему мужу (жене), к представителям старшего поколения, к другим членам семьи, в чуткости и такте в общении с ними. Юношам и девушкам необходим также минимум правовых знаний о семье, а именно, знание прав и обязанностей супругов, родителей, детей, правовых норм, регулирующих семейно-брачные отношения и опеку.

Готовность к созданию семьи и ее благополучие во многом зависят от состояния здоровья молодых людей, вступающих в брак. Но здоровье приобретается не за один день, а в течение всей предшествующей жизни. Этому, как известно, способствуют закаливание, занятия спортом, физическим трудом, соблюдение норм гигиены, отсутствие вредных привычек (переедание, недосыпание, пересыпание, малоподвижный образ жизни, курение, употребление алкоголя, отсутствие четкого режима груда и отдыха). Здоровый образ жизни способствует развитию духовной культуры человека, укреплению внутрисемейных отношений, поддержанию дружеских и высоконравственных отношений с окружающими людьми, а также позволяет человеку значительно легче преодолевать психоэмоциональные трудности и стрессовые ситуации, которые возникают порой в семейной жизни.

Молодые люди, создавая семью, конечно, думают и о материальных, жилищных проблемах. По данным многочисленных исследований, факторы материальной и жилищной обеспеченности на стабильность семьи непосредственно не влияют. Однако плохие материальные условия жизни часто усиливают конфликтные ситуации, возникающие по другим причинам. Выборочные социологические исследования показывают, что 44% молодоженов собираются жить совместно с родителями (причем у 37% молодых людей были установлены нечеткие представления относительно мнения родителей о их браке, что говорит о недостаточно серьезном их подходе к характеру и содержанию будущих взаимоотношений со старшим поколением). Другие молодожены предполагают жить в общежитии, на частной квартире, в отдельной квартире, в комнате коммунальной квартиры. При этом ответы жениха и невесты не совпадают в 23% случаев. В целом современной молодежи свойственно стремление к раздельному проживанию с родителями, хотя зависимость молодых людей от родителей еще велика. Например, около 80% всех вступающих в брак, по данным тех же исследований, предполагают получать материальную помощь от родителей, что указывает на экономическую и социальную несамостоятельность юношей и девушек.

Молодым людям, собирающимся создать семью без прочного материального фундамента, обычно приходится выслушивать немало предостережений и вполне справедливых. И все же создание такой семьи имеет гораздо больше рациональных оснований, чем это представляется тем, кто ратует за обязательную материальную обеспеченность молодоженов. Длительное откладывание брака «до лучших времен» не всегда самый мудрый выход из положения. Наукой слабо исследованы ритмы развития отношений между мужчиной и женщиной. Можно, однако, предположить, что существуют определенные закономерности такого развития и что их нарушение чревато утратой взаимной привязанности. Иногда говорят, что любовь – это страсть. Но страсть, по мнению физиологов, интенсивно проявляется до 3–4 лет. Отсюда вывод: длительный период ухаживания может привести к спаду любовных отношений.

Мотивационная готовность к семейной жизни включает в себя любовь как основной мотив создания семьи, готовность к самостоятельности, чувство ответственности за создаваемую семью, готовность к рождению и воспитанию детей.

Известно, что большинство людей создают семью по любви. Таких семей, по данным социологов, примерно 70–75%. Без « ильного чувства, без сердечного влечения, по рассудку создают семью 15–20% молодоженов. Мотивы в этом случае указываются разные: чтобы не засидеться в девках; пришло время жениться; хочется остаться в городе после учебы; по примеру подруг и друзей; назло тому (или той), кто не обратил на нее (него) внимания; желание продемонстрировать родителям свою самостоятельность; «некоторые думают, что из нас выйдет хорошая семейная пара» и т.д. Около 5–10% создают семью по материальным соображениям (один из будущих супругов имеет машину, отдельную благоустроенную квартиру, хорошо оплачиваемую должность, родителей, занимающих высокое служебное положение и т.п.).

Готовность к самостоятельности включает в себя умение наладить быт, определенную материальную независимость от родителей, умение без посторонних влияний и помощи решать жизненно важные вопросы.

Чувство ответственности за создаваемую семью предполагает продуманность решения, согласованность позиций жениха и невесты по многим вопросам, в том числе материальным и жилищным.

Готовность создать семью должна дополняться обоюдным желанием иметь и воспитывать детей. Семья без детей – это неполноценная семья.

Психологическая готовность к созданию семьи – это наличие развитых навыков общения с людьми, единства или схожести взглядов на мир и семейную жизнь, умения создать здоровый морально-психологический климат в семье, устойчивости характера и чувств, развитых волевых качеств личности.

Развитые навыки общения, культура взаимоотношений складываются на протяжении всей предшествующей жизни молодых людей. Культура общения требует от человека умения понимать состояние других людей и поступать таким образом, чтобы окружающие испытывали радость от общения с ним. Культура взаимоотношений несовместима с развязным поведением, жеманством, насмешками в адрес друзей и подруг, поспешным признанием в любви. Правила общения требуют бережного, уважительного отношения к девушке, женщине. Если человек до 16 лет не усвоил элементарных правил культурного поведения, то ему впоследствии нелегко будет наладить взаимоотношения с любимой (любимым), с супругой (супругом).

Нередко причиной развода является несовпадение взглядов на мир и семейную жизнь. Единство или схожесть этих взглядов – идейно-нравственный фундамент семьи. На нем формируется психологическая совместимость супругов, нравственный климат семьи.

Учет особенностей характера и устойчивости чувств также является условием для успешного создания семьи. Знание своего характера, понимание особенностей характера будущего супруга (супруги), сдержанность во многом способствуют созданию благоприятной психологической обстановки в семье. Особенно важны терпимость и справедливость в оценке поступков друг друга. Важно также умение почувствовать душевное состояние другого человека, предвидеть его эмоциональную реакцию.

Конечно, свойства характера на момент заключения брака являются важным, но далеко не решающим фактором стабильности семьи. Дело в том, что в процессе совместной жизни происходит (при обоюдном желании, разумеется) приспособление супругов друг к другу, освоение ими супружеских и родительских ролей. Возможность для такой адаптации заложена в пластичности, гибкости нервной системы человека, его психики. Человек может компенсировать недостаточное развитие одних черт своего характера интенсивным развитием других (например, у нерешительного человека чаще всего развивается привязанность к людям).

Жизнь в семье требует от человека сформированных волевых качеств: умения управлять собой, целеустремленности, самостоятельности, решительности, настойчивости, выдержки и самообладания, самодисциплины, умения управлять своими потребностями. Развитые волевые качества – это результат самовоспитания личности. Волевые качества проявляются в жизненной стойкости, выносливости, а при необходимости – в мужестве.

Педагогическая готовность к созданию семьи включает в себя педагогическую грамотность, хозяйственно-экономические умения и навыки, сексуальную воспитанность. Педагогическая грамотность юношей и девушек, вступающих в семейную жизнь, предполагает знание закономерностей развития детей и особенностей их воспитания, навыки ухода за младенцем. Под хозяйственно-экономическими умениями и навыками подразумеваются умения планировать, распределять и соблюдать семейный бюджет, организовывать быт и досуг, создавать в семье уют.

Юноши и девушки должны усвоить простые истины: домашнее хозяйство необходимо вести совместно, распределяя обязанности среди членов семьи с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. Каждому следует взять за правило: не сидеть сложа руки, когда другой работает, делать то, что нужно для семьи. Если у мужчины нет своего дела в семье, то у него нет и полной ответственности за свое положение как семьянина. Чем меньше мужчина делает по дому, тем больше разрушает он свой дом. У хронически перегруженной женщины теряется женственность, красота, свежесть, жизнерадостность, появляется раздражительность, сварливость, возникают неврозы.

Сексуальная воспитанность предполагает усвоение необходимых знаний об интимных сторонах жизни человека, правильных взглядов на взаимоотношения полов, знание того, как беречь свою любовь.

Подготовка юношей и девушек к семейной жизни невозможна без учета их потребностей, интересов, особенностей общения, без знания их представлений о семейно-брачных отношениях.

Вопросы и задания:

  • В чем сущность социально-нравственной готовности к созданию семьи?
  • Почему важна мотивационная готовность к созданию семьи?
  • В чем отличие психологической и педагогической готовности к созданию семьи?
Источник: «Безопасное и ответственное поведение» Под общей редакцией доцента А.Н.Сизанова