Функции социального педагога | Обучение и развитие детей

Функции социального педагога

На главную Документация школьного психолога Документация социального педагога в школе Функции социального педагога
Функции социального педагога
Документация школьного психолога — Документация социального педагога в школе
Функции социального педагога

Профилактическая функция:

• организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося и преступного поведения детей и подростков;

•оказывает содействие в изменении отношения человека к жизни, окружению, самому себе;

•влияет на формирование нравственно-правовой устойчивости личности.

 

Аналитико-диагностическая функция:

•изучает и реально оценивает особенности социально-культурной среды (характер взаимоотношений, микроклимат, условия развития ребенка в семье, школе, взаимодействия в неформальных группах), направленность влияния социальных групп на личность и личности на социальную группу;

• выявляет социальный статус ребенка, его референтную группу;

• устанавливает причины социального неблагополучия семьи, школьного класса;

• изучает возрастные и индивидуальные особенности развития личности;

•определяет достоинства ребенка, содействует выявлению особо одаренных детей;

• изучает причины отклоняющегося поведения, «проблемное поле» развития личности;

•анализирует направленность личности (ценностные ориентации, мотивы и потребности, интересы и склонности, установки, мировоззрение);

•определяет особенности и степень влияния СМИ на личность подрастающего человека.

Перечень методик, необходимых для изучения личности и социальных групп

1.Изучение условий воспитания в семье:

1.1.Методика А. Ф. Фидпера.

1.2.Анкеты изучения детско-родительских отношений.

2.Изучение школьного класса:

2.1.Методика ЦОЕ.

2.2.Социометрия и референтометрия.

2.3.Анкеты изучения взаимоотношений в классе.

3.Изучение личности:

3.1.Опросник МПС (мотивационно-потребностная сфера).

3.2.Опросник Т. Лири (характерологические особенности).

3.3.Опросник Басса-Дарки (склонность к агрессии).

3.5. Карта нравственного лидера.

3.6. Опросник К. Леонгарда и Н. Шмишека.

4.Изучение влияния СМИ.

Коррекционная функция:

•организует и осуществляет коррекцию всех воспитательных влияний социальной среды (семьи, школы, неформальных групп);

•осуществляет индивидуальную и групповую коррекцию отклонений в личностном развитии;

•фокусирует позитивные влияния и нейтрализует негативные влияния среды.

Коррекционная функция:

Прогностическая функция:

• планирует собственную деятельность на основе анализа процесса воспитания и результата предыдущей деятельности;

• оказывает помощь в саморазвитии личности по результатам анализа социальной ситуации; • прогнозирует и определяет перспективы развития личности в процессе социализации, а также деятельности субъектов социального воспитания;

•разрабатывает целевые комплексные программы по работе с семьей, молодежью, группами «социального риска».

Воспитательная функция:

•совместно с педагогическим коллективом, широкой общественностью организует процесс социального воспитания, содействует конструктивному решению проблем в семье, по месту жительства;

•участвует в формировании воспитательного потенциала микросоциума;

•влияет на поведение детей и молодежи, а также действия и поступки взрослых;

•активизирует психолого-педагогические знания в области воспитания среди различных категорий населения.

Коммуникативная функция:

•социальный педагог стрцит взаимоотношения с субъектами педагогического процесса на основе диалога, сотрудничества;

•формирует демократическую систему взаимоотношений в социальной микросреде (семье, школе);

•устанавливает тесные контакты с семьей, педагогами, различными институтами, осуществляющими воспитательно-образовательный процесс.

Организаторская функция:

•социальный педагог выступает организатором социально-значимой деятельности, развивая при этом творческий потенциал личности и коллектива;

•участвует в организации досуговой деятельности;

•координирует взаимодействие детских и молодежных организаций, различных институтов, содействующих социальному становлению личности;

•выступает в роли участника совместной деятельности, не отделяя себя от воспитанников, оставаясь при этом руководителем.

Охранно-защитная функция:

•социальный педагог использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов детей, подростков, молодежных объединений;

•взаимодействует с органами социальной защиты и помощи;

•содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении специалистов, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей;

•обучает подрастающее поколение способам противостояния и приемам адекватной самозащиты.

Реабилитационная функция:

•организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке лиц, вернувшихся из мест заключения.

Источник: Социально-психологическая помощь, авторы составители Л.В.Орлова, Н.В.Кастюк. — Мн. Красико-Принт, 2005