Интеллектуальное и творческое развитие детей

Формула профессии

На главную Просвещение школьников Курсы для школьников Формула профессии

Формула профессии
Просвещение школьников — Курсы для школьников
Курс «Как стать успешным» Занятие: «Формула профессии» (10-11 классы)

Можно дать более короткое, чем профессиограмма, но не менее полное описание профессии. Сделать это можно с помощью символов, например, букв. Для этого нужно каждому психологическому признаку труда поставить в соответствие определенную букву (Приложение 1.) с их помощью можно записать основные психологические характеристики той или иной профессии. Полученная последовательность букв, соответствующая описанию профессии, называется формулой профессии.

Написание формулы профессии возможно только на основе ее анализа. Вот примеры формул следующих профессий:

Бухгалтера – П1, ПУ, АЛ, ИН, ИС, К4, МТ, К4, МТ, Б, Н4 (Н6), З;

Врача-хирурга – Г (П1), Р (А), ИН, АС, К3, Ж3, Б, Н2 (Н5, Н6), Ч;

Живописца – И, Р (Ф1), Н, ИН, ОС, К1, ОБ, Б, Н4 (Н6), Х..

Некоторые буквы стоят в скобках. Дело в том, что при анализе профессий может оказаться, что трудовая деятельность данного профессионала настолько богата и разнообразна, что по данному обобщенному признаку она характеризуется с разных сторон. Однако ведущим, основным будет оставаться какой-либо один признак, а все остальные дополняют его, играют второстепенную роль в работе, поэтому они и будут стоять в скобках.

Приложение 1.

Схема изучения профессий по психологическим характеристикам-требованиям

Профессия

(условное обозначение)

Классификационный признак

Г

П

П1.

П2.

П3.

И

1. Мне кажется, что цель данной профессии:

1). Не создавать новый продукт, а оценивать уже имеющийся (или его отдельные параметры) – какое-либо изделие, произведение искусства, поведение людей и др., т.е. различать, оценивать, анализировать какое-либо явление;

2). Преобразовывать како-то продукт, изделие, человеческие отношения, здоровье, информацию, что-то другое, чтобы их изменить, улучшить, усовершенствовать, доработать;

3). Организовывать, упорядочивать;

4). Оказывать влияние, воздействовать, обрабатывать;

5). Обслуживать, перемещать;

6). Создавать новый, не существовавший ранее продукт, т.е. изобретать, придумывать что-либо.

Р

М

А

ПУ

Ф

Ф1.

Ф2.

Ф3.

Ф4.

Ф5.

Ф6.

Ф7.

2. Я думаю, что данную работу выполняют с помощью внешних средств труда:

7). Простых, ручных инструментов;

8). Механического, машинного оборудования (в том числе с ручным управлением), различных видов транспорта;

9). Автоматического, автоматизированного оборудования;

10). Приборов, различных измерительных устройств;

11). Не внешних средств труда, а собственных возможностей человека;

12). Речи;

13). Речи эмоциональной, выразительной;

14). Деловой, без проявления эмоций;

15). Поведения в простых формах проявления, с использованием мимики, жестов;

16). Поведения (в сложных формах проявления на уровне всего организма в целом);

17). Поведения делового, без пристрастий;

18). Сложных интеллектуальных средств, используемых для решения практических и теоретических задач.

АЛ

АН

Н

3. По характеру данная работа:

19). Четко определена правилами, инструкциями ( в ней практически нет новых, неожиданных проблемных ситуаций);

20). Достаточно четко определена правилами, инструкциями, но в ней иногда возникают ситуации, требующие от человека принятия решений;

21). Часто ставит перед человеком новые задачи, проблемы, требующие от него постоянной активности и принятия оригинальных решений.

ИН

К

4. В данной профессии (специальности) такая организация труда, что:

22). Свое дело человек выполняет достаточно самостоятельно от начала до конца и самостоятельно за него отвечает;

23). Работа человека непосредственно зависит от процесса и результата других людей, работающих вместе с ним (все члены коллектива одновременно осуществляют трудовые действия по созданию одного продукта).

ИС

ОС

О

5. В ходе данной деятельности люди являются в основном:

24). Исполнителями (работают по указаниям руководства);

25). Организаторами собственной работы (сами планируют, распределяют рабочую нагрузку, изменяют способы выполнения работы);

26). Организаторами работы других людей.

К1.

К2.

К3.

К4.

К5.

К6.

К7.

К8.

6. В данной работе есть контакты с людьми, которые отличаются :

— по интенсивности:

27). Немногочисленны, но отнимают много рабочего времени;

28). Многочисленны;

— по типу партнера, с которым осуществляется контакт:

29). С постоянными клиентами;

30). С сотрудниками по работе;

31). С группой людей, с классом, с аудиторией слушателей;

— по степени постоянства круга партнеров:

32). С одними и теми же людьми;

33). С меняющимся кругом лиц;

34). Данный профессионал имеет постоянные контакты с растениями, животными, микроорганизмами.

МТ

МР

7. В данной работе ответственность преимущественно:

35). Материальная (за сохранение имущества, оборудования, денег, продуктов);

36. моральная (за воспитание детей, за соблюдение законности, за руководство людьми).

Б

ОВ

8. Как правило, данная работа протекает:

39). В помещении;

40). На открытом воздухе.

Н1.

Н2.

Н3.

Н4.

Н5.

Н6.

Н7.

Н8.

9. Эта работа также связана:

41). С опасностью или риском для жизни;

42). С возникновением сложных (возможно, аварийных) ситуаций, требующих от человека мгновенной оценки ситуации и быстрого выполнения необходимых действий;

43). С общением с правонарушителями и психически больными людьми;

44). С определенным, четко заданным ритмом, вынужденным темпом ее выполнения;

45). Со значительными физическими нагрузками;

46). С длительным пребыванием в одном положении;

47). С ночными сменами;

48). С наличием некоторых специфических условий труда, отличающихся от обычных (нормальных) колебаний температуры, влажности, освещенности, давления, наличия вибрации, шума или других вредностей.

П

Т

Ч

З

Х

10. По предмету труда данную профессию можно оценить следующим образом:

49). Природа;

50). Техника;

51). Человек;

52). Знак;

53). Художественный образ.

Источник: Сверч Л.П. Элективный курс «Как стать успешным» (для учащихся 10-11-ых классов). – Иркутск, 2006.

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>