Формирование здорового образа жизни у учащихся на уроках биологии | Обучение и развитие детей

Формирование здорового образа жизни у учащихся на уроках биологии

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Ростовщикова Ольга Анатольевна
Сегодня является очень актуальным вопросом для формирования эколого-нравственных компонентов подрастающего поколения пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) среди подрастающего поколения. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Здоровье населения страны определяется, главным образом, здоровьем подрастающего поколения. В настоящее время отмечается существенное ухудшение здоровья детей, связанное с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, недостатком двигательной активности, неправильным питанием обучающихся, отсутствием у них элементарных знаний о том, как быть здоровыми (т.е. отсутствием культуры здорового образа жизни). Основой образовательного процесса является урок. Использование физкультурных упражнений, примеров из жизни, делает урок насыщенным, интересным, продуктивным и полезным. Развитие коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижение психоэмоционального напряжения достигается использованием наглядности, занимательных упражнений, домашних заданий творческого характера, игровых ситуаций на уроках и разных типов уроков биологии. Большое значение имеет также и эмоциональный климат на уроке: «хороший смех дарит здоровье», мажорность урока, эмоциональная мотивация в начале урока, создание ситуации успеха. Психологи установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек являются дошкольный и школьный. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, в школе, среди родных, педагогов, сверстников, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся главными факторами формирования их представлений о жизни. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы его дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми. Секрет этой гармонии прост – здоровый образ жизни. В понятие здорового образа жизни включены следующие положения: • поддержание физического здоровья (оптимальный двигательный режим, закаливание, личная гигиена); • отсутствие вредных привычек; • правильное питание; • высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе, радостное ощущение своего существования в этом мире. Одним из основных звеньев в формировании ЗОЖ у школьников может быть школьный курс биологии. В процессе организации работы по формированию ЗОЖ у школьников необходимо использовать средства, активизирующие познавательный процесс и позволяющие перевести знания в убеждения. Таким средством может стать решение с учащимися проблемных задач.   «Биология», 6-й класс Цель опыта: доказать, что алкоголь убивает зародыши семян растений, прекращает рост и развитие растительного организма. Ход опыта: определяли влияние спирта на всхожесть семян. Для этого в две чашки Петри, на дно которых поместили вату и по 20 семян гороха. В одну чашку добавили воды, а в другую 20% раствор спирта. Через 4 дня уже можно было наблюдать, что в чашке №1 семена начинают прорастать, а в чашке №2 нет. Сделать с детьми вывод о пагубном влиянии на все живое.   «Животные», 7-й класс Цель: расширить представление о влиянии алкоголя на живые организмы, способствовать формированию ответственного отношения к своему здоровью. Ход опыта:поместить в 4–5% раствор алкоголя дождевого червя, то он начнет рваться, извиваться и клубиться. Затем затихает и свертывается на дне. В воде он ведет себя спокойно. Если влить несколько капель водки в банку с амебами, то они вначале хаотически забегают, как бы опасаясь погони, а затем, не найдя чистой воды, погибают.   «Человек и его здоровье», 8 класс Цель: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между действием алкоголя и никотина и состоянием здоровья на человека Ход опыта: в три пробирки – с водой, спиртом и азотной кислотой – опускается сырой яичный белок. В алкоголе и азотной кислоте белок как бы застывает. Действие алкоголя подобно действию кислоты, он обезвоживает ткани, клетки. Что также легко пронаблюдать и в опыте с хлебом. В такие же три пробирки опускается по кусочку хлеба. В воде хлеб плавает и размокает. А в алкоголе и азотной кислоте, хлеб затвердевает и опускается на дно.   «Биология», 9–11-й класс Тема «Основы генетики» на основе бесед дает возможность проводить антиалкогольную программу. В ходе бесед выясняем, что употребление родителями алкоголя оказывает отрицательное влияние на половые клетки, а, следовательно, и на потомство. В организме мужчины или женщины, употребляющих спиртные напитки, в процессе нарушения мейоза могут формироваться половые клетки с измененным числом хромосом. При оплодотворении образуется зигота с нарушенным числом хромосом. Ребенок, развившийся из такой зиготы, будет иметь патологический набор хромосом. Синдром Дауна, Шерешевского – Тернера, Клайнфельтера – вот наиболее часто встречающиеся заболевания, связанные с нарушением числа хромосом. Описание, демонстрация изображений этих и других фенотипов, порожденных хромосомными аномалиями, при помощи видеоматериалов усиливает впечатление, убедительно доказывает школьникам опасность употребления алкоголя. При формировании убеждений о ведении здорового образа жизни возможно применения широкого спектра методов обучения. Способами формирования здорового образа жизни могут быть: самонаблюдение, работа с источниками информации, демонстрация пособий, функциональные пробы, опыты. Их применение на уроке или во внеурочной работе разнообразит учебно-познавательную деятельность учащихся при изучениишкольного курса биологии и будет нести огромный воспитательный потенциал.