Формирование проектно-исследовательских компетенций учащихся в ходе реализации естественнонаучного образовательного компонента в условиях образовательной среды школьного планетария в рамках ФГОС | Обучение и развитие детей

Формирование проектно-исследовательских компетенций учащихся в ходе реализации естественнонаучного образовательного компонента в условиях образовательной среды школьного планетария в рамках ФГОС

Скачать Заказать печатный вариант Авторы: Комарова Татьяна Михайловна, Маслакова Наталья Викторовна
1.Тема инновационной деятельности: Формирование проектно – исследовательских компетенций учащихся в ходе реализации естественнонаучного образовательного компонента в условиях образовательной среды школьного планетария в рамках ФГОС представлено модульной образовательной программой МАОУ СОШ№17 муниципального образования  город-курорт Геленджик с. Архипо-Осиповка. Программа направлена на  создание  избыточной образовательной среды ОУ в условиях детского космического Центра для раскрытия потенциала учащихся в проектно-исследовательской деятельности, посредством освоения наукоемких дисциплин естественнонаучного цикла и социального проектирования. 2. Сроки инновационной деятельности: 3 года 1 этап – подготовительный 2 этап – формирующий 3 этап – обобщающий 3. Исполнители и участники эксперимента: 3.1.Исполнители: педагоги МБОУ СОШ №17, привлеченные педагоги школ г-к Геленджик, общественность с. Архипо-Осиповка  г-к. Геленджика,  жители с. Архипо-Осиповка, родители учащихся, космонавты, приезжающие в с. Архипо-Осиповка, отдыхающие. 3.2.Участники: учащиеся, педагоги МБОУ СОШ №17 в количестве 400 человек. 4. Актуальность темы: На протяжении всех времен, человечество устремлялось к Космосу. Присущие каждому человеку вопросы самоопределения в окружающем мире сейчас на рубеже новых тысячелетий, как и прежде, побуждают познавательный интерес уже в раннем возрасте с пытливостью познающего ума заглянуть в недосягаемые пространства бесконечного звездного неба. Изучение космоса, как  освоение новых горизонтов познаний — сложный и увлекательный  процесс, напрямую сопряженный с формированием мировоззрения, осознания себя как частицы мироздания и, безусловно, важнейший в ходе образования и становления личности, мотивирующий к развитию творческого, научно-исследовательского потенциала детей. В с. Архипо-Осиповка, на протяжении последнего десятилетия сложилась благодатная среда для развития космического образовательного направления. Так, в связи с организованным направлением на отдых и реабилитацию космонавтов на Черноморское побережье, у детей появилась уникальная возможность встречаться с известными людьми — покорителями космоса. После ряда тематических встреч с космонавтами Скрипочкой О.И., Борисенко А.И., Самокутяевым А.М. и,  узнав о значении деятельности односельчан (яблоки совхоза «Архипо-Осиповка» побывали в космосе, один из создателей «Бурана» инженер — житель поселка С.Н. Овсюк, об Архипо-Осиповском Планетарии известно было Академии Наук), ребята стали мечтать о Космосе, начали активно включаться в социальную жизнь поселка с новой профильной социально-проектной деятельностью. Так, при поддержке администрации и проектных инициативах учащихся, реализуемых на базе МИП МБОУ СОШ№17, совместными усилиями были открыли «Аллея Славы» (2010г.) на Набережной с. Архипо-Осиповка, в 2012 г. возведен памятник Ю.Гагарину. А, узнав о приезде первой женщины-космонавта Валентины Терешковой,  учащиеся, совместно с педагогами решили восстановить деятельность работавшего с 70 по 90 гг. уникального школьного Планетария, чтобы  узнавать больше об окружающем нас мире и о законах природы. Так, в 2013 году, началось восстановление единственного школьного Планетария в Краснодарском крае в с. Архипо-Осиповка. Это событие, определило движение школьных инициатив в новом русле.    С 2012/13уч.года активная образовательная среда муниципальной инновационной площадки, организованной на базе школы, переросла в новое качество. Ярко выраженным стало направление интересов учащихся к изучению физики, астрономии, окружающего мира, математики – дисциплин, связанных с изучением окружающего мира, объективными стали также результаты освоения технологий исследовательской и проектной деятельности. На протяжении двух лет ребята являются победителями конкурсов исследовательских работ и технических разработок на различных конкурсах  городского, краевого и регионального уровней. Таким образом, создание развивающей образовательной среды определило новое направление деятельности работы инновационной площадки. Переход от направления освоения  навыков социально-проектной деятельности в новое качество – реализацию комплексной модульной программы деятельности школьного Планетария, как детского космического Центра, позволяет продолжить закреплять навыки проектно — исследовательской деятельности и проводить тематические мероприятия различного уровня. Также, создание программы позволит раскрыть потенциал образовательной и социальной активности школьников на уровне школы, поселка, города и региона.     Авторами  проекта движет идея необходимости создания образовательного комплекса, включающего мероприятия различные по характеру деятельности, но позволяющие в купе дать знания учащимся, как в рамках школьной программы так и углубленно. Использование технологии развивающего обучения, не репродуктивно, посредством трансляции  слов, понятий, терминов, а через погружение, вовлечение, приобщение к духу науки и языку природы, через активное участие в социальном событии и комплексные мероприятия модульной программы, позволит в  увлекательной и доступной форме раскрыть учащимся законы природы и их проявления. Ребята научатся создавать проекты и продвигать их в социуме. 5. Идея инновации: Создание условий для раскрытия потенциала учащихся к образовательной поисково-исследовательской деятельности, посредством освоения наукоемких дисциплин естественнонаучного цикла на базе муниципальной инновационной образовательной среды школьного Планетарияи организованного детского космического Центра «А-Центавра» в ходе реализации проекта муниципальной инновационной площадки муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №17 муниципального образования  город-курорт Геленджик с. Архипо-Осиповка.  6.1. Объект инновационного проекта: Инновационная образовательная среда Планетария 6.2. Субъект инновационного проекта – учащиеся профильных классов и тематических объединений программы. 7. Предмет инновационного проекта – проектно-исследовательская, творческая деятельность в направлении изучения наукоемких естественнонаучных дисциплин. 8. Цель инновационного проекта Создание условий для реализации проектно – исследовательского, научно-технического и социально-активного потенциала школьников в предметных областях естественнонаучного цикла, преимущественно физики и астрономии в ходе реализации модульной программы деятельности школьного космического Центра в условиях развивающей образовательной среды школьного Планетария на базе МИП МБОУ СОШ17. 9. Задачи: — формировать естественно-научное мировоззрение путем  реализации комплекса проектных мероприятий и организации проектно-исследоваельской учебной деятельности; — мотивировать и активизировать  творческую инициативу заинтересованных школьников в ходе проявления социальных инициатив и реализации творческого учебно-исследовательского потенциала; — помочь учащимся организовать и реализовать важное для них и социально значимое дело в жизнь; — сформировать у учащихся опыт коммуникативных умений и навыков в процессе взаимодействия со всеми участкиками реализации образовательного проекта; — расширить кругозор учащихся, знания о космосе, космонавтах (в том числе кубанских), планетах, вселенной и т. д. 10. Гипотеза: Создание комплексной модульной программы организации детского космического Центра в условиях образовательной среды Планетария позволит эффективнее осваивать образовательные предметные области естественнонаучного цикла, раскрыть проектно-исследовательский потенциал учащихся и активизировать новые научно-технические и социально-развивающие  направления деятельности на местном и межрегиональном уровнях. 11. Диагностический инструментарий Анкеты, опросники, рейтинг участия учащихся в урочной и внеурочной проектно-исследовательской деятельности 12. Ожидаемые результаты и критерии их оценки 1. Активизация познавательной творческой проектной и проектно-исследовательской деятельности учащихся МАОУ СОШ 17 на муниципальном, региональном и межрегиональном уровнях. 2.Создание школьного космического центра с целью развития талантливых и одаренных детей г-к Геленджик, с Архипо-Осиповка 13. Содержание 13.1. Описание модульной программы Модульная программа деятельности детского школьного космического центра «A-ЦЕНТАВРА» представлена образовательными модулями: 1) Проект образовательного модуля «Космо-планер»: — программа внеурочной деятельности (1- 4 класс ФГОС); (2014 -2015уч. год); — программа внеурочной деятельности (5-9 классы ФГОС); (2015 -2016уч.год) — программа курса предпрофильной подготовки старшеклассников (9-11классы) (2015 – 2016 уч.год) ; — программа объединения дополнительного образования «Звездный мир» (совместно с МБОУ ДОД «ЦРТДиЮ») — (2013 – 2016уч.год — действующий). 2) Проект образовательного модуля «Космический класс» (2013 – 2017 уч. год  действующий). 3) Программа образовательного модуля  «Человек и Космос» (с 2013-2016 уч.года) Проектно-исследовательское направление: — Конкурсное движение учащихся в направлении естественно-научных дисциплин: физика, математика, астрономия… — Ежегодный конкурс «Гагаринские чтения»; — Всероссийская олимпиада «Человек –Земля – Космос» — Поисково-исследовательская деятельность: — Деятельность НОУ, проектные недели Работа школьного НОУ в естественно — научном направлении, участие в конкурсах, викторинах, проектах, фестивалях, форумах;

Научно – исследовательская деятельность  над детскими поисковыми проектами «Возрождение новой жизни» (история планетария, собирая документальный материал и воспоминания очевидцев….), ««Созвездие детских идей» (стыковка «Союза – Апполона», подарок в книжном варианте, создание коллекции  детских художественных работ);

Просмотр и опытно-экспериментальная деятельность по изучению ночного неба в телескоп школьного планетария (2013-2014гг); Творческое направление: Участие в школьном творческом проекте «Космический календарь» (с 2014года по знаменательным события космонавтики и астрономии на определенную календарную дату). Участие в космической викторине «80 лет со дня рождения Ю. А. Гагарина»;

Создание картин на космическую тематику и разработка творческого проекта «Я рисую Мир…» (картины учащихся). — Образовательные экскурсии в школьном Планетарии (с 2013г). 4) Программа летнего образовательного межшкольного лагеря «Звездная Космошкола» (с июня 2014 год) Взаимодействие с детскими образовательными центрами космонавтики «Орлёнок», города Темрюк, встреча с космонавтами-кураторами проекта. 5) Программа дистанционной Школы космонавтики «Сириус» (с 2015 года). 6) Социальное  проектирование: Реализация ряда социальных проектов. Реализация эколого-эстетического детского проекта  по сохранению Аллеи космонавтов в рамках гражданско-патриотического направления

«Сохраним космических героев имена». В реализацию его входит деятельность учащихся по благоустройству и поддержанию порядка, чистоты памятной аллеи, посвященной космонавтам, которые посещали село Архипо – Осиповка, уход за деревьями и памятником Ю.Гагарину.   13.2.Этапы инновационной деятельности -Подготовительный этап:
№п/п

Мероприятия

Ответственные

Сроки

Ожидаемые результаты

1.

Работа творческой группы педагогов  и активистов проекта по направлениям.

Руководитель площадки,

Директор Е.В.Батищева, авторы-разработчики проекта площадки

Комарова Т.М., Маслакова Н.В., Шерстюк Е.В., Маслаков А.В., Ананьевская М.В.

Педагоги творческой группы, заинтересованные учащиеся

сентябрь

Формулировка главной идеи и задач проекта, реализации проекта и конечного продукта

2.

Проведение Школьного этапа олимпиады по астрономии.

Оргкомитет олимпиад

Рук. Комарова Т.М.

октябрь

Знания учащихся в данном направлении недостаточны при 80% участии

3.

Анкетирование учащихся по теме детского социального проекта.

Педагоги,

кубановеды – историки, журналисты,

Аналитики, психолог школы

октябрь

Выявить группу учащихся для работы в Планетарии

4.

Открытие астрономического кружка «Звездный мир»

Рук. кружка Маслаков А.В. МБОУ ДОД «ЦРТДиЮ»

сентябрь

Создание групп для реализации тематических экскурсий

5.

Создание космического класса

Учитель химии и биологии, заместитель директора по УР

Маслакова Н.В.

уч-ся 6 «А» класса

сентябрь

 

 

 

апрель

пошив формы

организаторы мероприятий планетария:

Кл. часов,

День космонавтики,

Участие в конкурсах и т. Д.

6.

Распределение учащихся по интересам, согласно анкетированию, социальная диагностика

Аналитики, члены самоуправления,

педагоги, психолог школы

Лопытко И.Н.

октябрь

Выявить из всех учащихся школы потенциальных:

Экскурсоводов,

Научные кадры,

Исследователей,

Техников,

Информаторов,

Юристов,

Оформителей и т. Д.

7.

Проведение открытого семинара по теме:

«Восстановление и развитие  деятельности школьного планетария» для родителей, педагогов, общественности, молодежи

Заместитель директора по УМР

Комарова Т.М.

декабрь

Заинтересовать и привлечь управляющий совет, родителей и общественность поселка, молодежную организацию к сбору информации о ранее действующем планетарии, о строительстве школы, планетария, людях, работающих в нем, архивных исторических документах, чертежах здания, фотоматериалов, фильмов, разработок вечеров и т.д.

8.

Участие в конкурсах и конференциях

Конкурс пединноваций

«Эврика»,

«Гагаринские чтения»,

«Отечество»,

«Созвездие»,

«Человек-Земля-Космос»

«Я-исследователь» и др.

Учащиеся и педагоги, НОУ

В течение года

Развитие проектных творческих способностей.

Победители и призеры

9.

Взаимодействие с другими планетариями: детского лагеря «Орленок», Новороссийского Планетария, Планетария  г. Краснодара.

 

Космический

 6 «а» класс, члены кружка, рук. Маслаков А.В.

декабрь

Перенять опыт, расширить кругозор по созданию программ экскурсий и мероприятий и т. д.

Заключение договоров о сотрудничестве.

10.

Проведение акций в поддержку идеи

(создание листовок, плакатов, ходатайством перед  главой администрации поселка о плане развития планетария, выступления на встречах с космонавтами, в СМИ, сайте школы и т. д.

Учащиеся, одаренные дети в рамках НОУ, члены самоуправления,

администрация

Ноябрь-декабрь

Поддержка инициативы

11.

Создать в школе программы виртуального Планетария и

интерактивного музея «Лунариум»

Учитель информатики Прокопчук А.В.

Рук. Школьного музея, Заслуженный учитель Кубани

Светлова О.Л.

В течение года

Программа экскурсии

12.

Открытие курса по выбору «Занимательная астрономия» в рамках предпрофильного и профильного обучения

администрация

В конце года

Презентация программы курса

13.

Разработка нормативно-правовой базы, кадрового обеспечения, создание Устава, поиски инвесторов и т. д.

Администрация,

педагоги

 

Для работы автономного учреждения в будущем, учитывая курортность,

статью дохода,

осуществление бизнес-плана

14.

Разработка программ внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООН (в том числе и в каникулярное время)

Педагоги

В течение года

Вступление школы в ФГОС ООН

15.

Разработка программ тематических экскурсий

Педагоги и учащиеся

В течение года

Проектирование программ ( в том числе научно-познавательных,

аудиовизуальных):

-о создании и истории работы ранее действующего  планетария;

-об оборудовании и эксклюзивных экспонатах 20 века;

-о Кубанских космонавтах;

— Парк неба и т. д.

Разработка познавательных викторин

16.

Первый опыт проведения собственных экскурсий

Все участники

Конец учебного года

 

Работа в Планетарии

17.

Проведение экскурсий для городских школьников

Все участники

Конец учебного года

 

Расширение познавательного кругозора учащихся, развитие одаренности  школьников

18.

Проведение семинаров для педагогов города

дистанционных школ

Все участники

Конец учебного года

 

Перенять опыт в проектировании социального события

19.

Открытие летней лагерной смены

Учителя, учащиеся, администрации поселка и школы

Конец учебного года

 

Расширение познавательного кругозора учащихся, развитие одаренности  школьников,

Летняя занятость

  14.Материально-техническая обеспеченность: 1.Кадровое обеспечение проекта: 1. Маслакова Н.В. – учитель химии и биологии; 2. Комарова Т.М. – учитель русского языка; 3. Маслаков А.В. – педагог дополнительного образования; 4. Шерстюк Е.В. – учитель русского языка; 5. Ананьевская М.В. – учитель математики. 2. Научно — методическая обеспеченность: 1. Техническая часть: 1. Здание Планетария; 2. Макеты: Солнечной системы, Смены времен года. 3. Глобус: Марса, Луны, Меридиана и параллелей, Звездных координат. 4. Фотослайды: Солнечные затмения, Созвездия, Красные пески Марса, Луна, Планеты – Гиганты, Великие географические открытия, Вулканы и землетрясения, Движене Земли. 5. Телескоп – ТАЛ-150; 6. Кинопроектор; 7. Прибор для проекции стеклянных слайдов; 8. Прибор для проекции фотослайдов; 9. Комлект Планетария: — Звездное небо; — Северное и Южное полушарие; — Верхнее и нижнее полушарие; — Заход Солнца; — Свет Зори; — Панорама облаков; — Затмение Луны; — Затмение Солнца; — Полярное сияние; — Спутник Юпитера; — Спутник Земли;   17.Продукты инновационной деятельности:
  • программа внеурочной деятельности (1- 4 класс ФГОС); (2014 -2015уч. год);
  • программа внеурочной деятельности (5-9 классы ФГОС); (2015 -2016уч.год);
  • программа курса «Космо-планер» предпрофильной подготовки старшеклассников (9-11классы) (2015 – 2016 уч.год);
  • программа образовательного модуля  «Человек и Космос»;
  • комплекс образовательных экскурсий для школьного Планетария;
  • программа летнего образовательного межшкольного лагеря «Звездная Космошкола»;
  • программа дистанционной Школы космонавтики «Сириус».
Приложение   Приложение 1 Программа образовательного модуля « Космический класс» на базе МБОУ СОШ №17 Цели и Задачи:
  • Активизация интереса школьников к изучению истории развития и освоения  космоса, способствующих повышению уровня знаний в области технических, естественных и гуманитарных наук.
— развитие и укрепление физического здоровья школьников; — воспитание патриотизма через героику профессии космонавтов; — воспитание любви и уважения к своей стране; — повышение уровня знаний в области технических, естественных и гуманитарных наук; — формировать познавательные интересы школьников, черезвовлечение их в научно-творческое проектирование; — воспитание творческого отношения к труду, начиная с простейших опытов и решения элементарных задач; — вовлечение учащихся к систематическим занятиям спортом и ведению здорового образа жизни, воспитание ловкости и выносливости; — способствование  развитию индивидуальности, раскрытию творческого потенциала, созданию условий для самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого ребенка класса. — выработка партнерских и лидерских качеств, коммуникативных умений и навыков; — формирование социально-нравственной позиции; — развитие навыков технического мышления; Основные направления деятельности и формы работы: Гражданско-патриотическое: — изучение биографии летчиков-космонавтов, космонавтов-земляков; — встречи с интересными людьми; — проведение экскурсий в планетарий, в музеи космонавтики; — участие в проведении смены детского лагеря дневного пребывания МБОУ СОШ №17 «Звездная Космошкола». — организация помощи в сохранении аллеи космонавтов на набережной с. Архипо-Осиповка. научно-познавательное: — научно-исследовательская деятельность; — изучение основ астрономии и развития космоса; — участие в школьных учебных тематических проектах и конкурсах: «Гагаринские чтения», школьных «Космических чтениях». спортивно-оздоровительное: — проведение и участие в спортивных мероприятиях; — посещение спортивного комплекса «Старт»; — участие в традиционном  школьном туристическом слете. творческое: — техническое моделирование и конструирование космических и астрономических макетов; — участие в  смотрах, конкурсах, олимпиадах по астрономии, космонавтике; социально-активное: — взаимодействие с другими отрядами юных космонавтов, организация переписки и встречи с участниками космических классов; — выступления на внешкольных мероприятиях; — ведение экскурсий в школьном Планетарии; — шефство над учениками младших классов школы;

— проведение мастер-классов для учащихся МБОУ СОШ №17 естественно-научной тематики и технического моделирования. Структура программы: Программа представлена «ступенями», имеющими статус в зависимости от уровня освоения программы. Ступени саморазвития: 1. Мечтатель (6 класс) Он должен:
  • знать программу космического класса;
  • принимать участие в делах космического класса;
  • знать космонавтов – земляков (Космонавтов Кубани);
  • владеть знаниями тематических блоков;
  • уметь строить простейшие макеты планет;
  • проводить праздники, посвященные  космическим датам.
2. Искатель (7 класс) Он должен:
  • изучить история развития Отечественной космонавтики;
  • изучать физические явления, происходящие в космосе;
  • знать Отечественных космонавтов и ученых;
  • владеть знаниями тематических блоков;
  • уметь оформлять космические и астрономические стенды по разделам;
  • строить макеты ракет планет Солнечной системы;
  • уметь передавать свои знания младшим школьникам;
  • уважать законы коллектива, принимать участие в творческих делах;
3. Мастер (8 класс) Он должен:
  • знать основы астрономии;
  • знать историю интеркосмоса, космонавтов зарубежной космонавтики;
  • уметь вести исследовательскую работу и участвовать в научно-практических конференциях;
  • участвовать в предметных олимпиадах;
  • уметь разрабатывать проект космического корабля и защитить его;
  • уметь организовывать коллективное творческое дело.
  • передавать свои знания МЕЧТАТЕЛЯМ и ИСКАТЕЛЯМ.
4. Звезда (9 класс) Он должен:
  • владеть программой трех ступеней;
  • правильно понимать цели и задачи, стоящие перед детским объединением;
  • уметь самостоятельно придумывать и организовывать дело, нужное людям;
  • уметь быть помощником в руководстве объединением;
  • готовить себя к будущей профессии, связанной с авиацией, астрономией и другими областями космонавтики.