Формирование эмоционально-волевой сферы детей с трудностями в обучении | Обучение и развитие детей

Формирование эмоционально-волевой сферы детей с трудностями в обучении

На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Формирование эмоционально-волевой сферы детей с трудностями в обучении
Формирование эмоционально-волевой сферы детей с трудностями в обучении
Документация школьного психолога — Информация школьному психологу
Формирование эмоционально-волевой сферы детей с трудностями в обучении является центральным звеном в системе психологической коррекции. Многие трудности школьной адаптации детей с трудностями в обучении обусловлены их эмоциональной незрелостью и нарушениями эмоциональной регуляции поведения. Поведение — наиболее интегральный внешний показатель внутреннего состояния личности учащегося (адаптации-дезадаптации, эмоционального благополучия, настроения, мотивационных и нравственных установок).Можно выделить несколько групп учащихся с трудностями в обучении в зависимости от психических особенностей и поведения:

  1. Уравновешенные.
  2. Заторможенные.
  3. Возбудимые.
Уравновешенные — дети, поведение которых относительно спокойно и уравновешенно. Они достаточно активны, у них не обнаруживается больших отклонений в эмоционально-волевой сфере, в поведении. Они активны, исполнительны, ответственно относятся к своим обязанностям, проявляют некоторую инициативность, пользуются уважением товарищей, могут организовать одноклассников.

Однако, они не обладают устойчивыми навыками и привычками. Не следует часто использовать похвалу для этой категории учащихся, что может сформировать завышенную самооценку.

Заторможенный тип поведения — замедленный темп деятельности, повышенная истощимость, быстрая пресыщаемость в ходе выполнения задания, игры, дела; безынициативность, застенчивость, замкнутость, необщительность. Часть детей этой группы отличается неадекватными эмоциональными реакциями. Они обидчивы, плачут по малейшему поводу , болезненно переживают свои неудачи, уединяются, замыкаются в себе. Необходимо воспитывать у них адекватные эмоциональные реакции, уверенность в своих силах, они нуждаются в постоянном одобрении и эмоциональной оценке их успехов.

Возбудимый тип поведения — двигательная расторможенность, повышенная двигательная активность, агрессивные вспышки ( раздражение, ярость, гнев), готовность к конфликтам, немотивированные перепады настроения, плаксивость, бурные слезы, плач по незначительному поводу, аффективные вспышки агрессии, заражаемость, повышенная внушаемость, патологические влечения, асоциальные поступки (курение, алкоголизация, ранняя сексуальность, склонность, бродяжничеству, воровству, жестокость). Дети с данным типом поведения часто являются лидерами в классе, подчиняют и ведут за собой психически неустойчивых и пассивно заторможенных сверстников. У детей со стойкой аффективной возбудимостью необходимо: выработать определенный охранительный режим, предполагающий медикаментозную терапию и целенаправленное воспитание, активно формировать навыки самоконтроля, саморегуляции. В работе с ними наиболее эффективны не прямые задания-требования, а косвенные: требование-одобрение, требование-просьба, они нуждаются в постоянном поощрении, что укрепляет их уверенность.

Дети, имеющие особенности психофизического развития особенно зависимы от неблагоприятных внешних факторов: асоциальная среда, условия безнадзорности, ослабленное воспитательное поведение, а ничем и никем не контролируемые и не подавляемые импульсы закрепляются как привычная форма поведения. Из инстинктивных влечений наиболее трудно поддаются воспитательной коррекции сексуальные отклонения, алкоголизация, агрессивность и бродяжничество. Таким образом, важным этапом в работе с этими детьми является коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Важно отметить, что одним из определяющих принципов психологической коррекции является единство диагностики и коррекции. Успешность диагностики зависит от способности психолога наблюдать и анализировать эмоциональные проявления ребенка.

Прежде всего, это достигается в процессе наблюдения за игрой ребенка, направленной беседы с родителями и педагогами. Рекомендуется использование психологических методик для уточнения полученных в процессе наблюдения и беседы данных. Психодиагностические исследования особенностей эмоциональной сферы детей с особенностями психофизического развития могут осуществляться с использованием следующих методик: «Цветовой тест отношений», «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке», «Личностная агрессивность и конфликтность», «Эмоциональная эмпатия» В.В. Бойко, картиночная методика определения эмпатийности у младших школьников, тест школьной тревожности Филлипса. Особое значение в психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей с особенностями психофизического развития имеют игровые методы: сюжетно-ролевая игра, игры-драматизации на темы знакомых сказок. Свои отрицательные эмоции и качества личности дети переносят на игровой образ, наделяя персонажи собственными отрицательными чертами характера и эмоциями. Групповой метод психокоррекции достаточно широко используется при коррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков. Желательно, чтобы возраст детей- участников группы был одинаковым, допустима небольшая разница: плюс-минус один год. Число участников группы не должно превышать 5-7 человек. Желательно, чтобы в группе были дети с различной направленностью конфликта (конфликт в рамках межличностных отношений, внутриличностный, смешанный). Представленная план-схема занятий является каркасом, на котором психолог может проводить собственные отделочные работы. Количество занятий зависит от структуры группы, динамики группового взаимодействия. Одной из общих задач психологической помощи детям с проблемами в развитии является укрепление социальной позиции личности ребенка в коллективе и в семье. Среда развивает у ребенка эмоционально-волевую сферу, именно межличностные отношения дают основную пищу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогают развить механизмы саморегуляции (самоконтроля, самообладания).Можно выделить следующие черты своеобразия взаимоотношений в коррекционных классах:

  1. Низкая потребность в общении сочетается с дезадаптивными формами взаимодействия (отчуждение, избежание конфликтов).
  2. Эмоциональная поверхность контактов: мимолетность, ситуативность, неустойчивость.
  3. Импульсивное поведение чаще всего превращается в цепочку реакций (крик, драки, ссоры, бурные обиды) и неадекватных способов выхода из конфликтов.
  4. Общая незрелость( мотивационная, нравственная) определяет тенденцию данных детей к примитивной зависимости от более зрелых и активных, волевых членов коллектива.
  5. Дети часто прибегают к избежанию (убегают из школы, часто прогуливают), отчего психологические связи ребенка с особенностями в развитии становятся еще более ослабленными
  6. У детей с особенностями психофизического развития нет развитой самооценки, устойчивости, критичности, что обусловливает у них проявление склонности к преувеличению своих возможностей. Ребенок не может правильно уловить смысл оценки окружающих, поэтому не регулирует свое поведение.
  7. Большинство детей с особенностями психофизического развития психически неустойчивы. Это определяет особенности их общественного поведения: оно непоследовательно, неровно, конфликтно.
  8. Адаптивные механизмы у ребенка с особенностями психофизического развития своеобразны: способы самокоррекции (избегание, побеги, прогулы. Желание добиться похвалы удовлетворяется путем хвастовства, обмана, стремление иметь какую-нибудь вещь- воровства, жажда получения удовольствия- бродяжничества. Такие формы поведения вызывают негативную реакцию окружающих.Для исследования межличностных отношений детей с особенностями психофизического развития можно использовать модифицированный вариант социометрической методики Р.Жиля.
Вариант 1. Ребенку дают бланк с изображением стола и стульев и предлагается посадить за праздничный стол тех одноклассников, которых он пригласил бы на свой день рождения., а отдельно — тех, кого бы не хотел пригласить.

Вариант 2. Кому из детей в классе ты написал бы поздравительную открытку? Кому не написал бы?

Вариант 3. Ты переходишь в новый класс. Кого возьмешь с собой? Кого оставишь?

Вариант 4. С кем бы ты хотел сидеть за одной партой и с кем не хотел бы? По данным опросных бланков заполняется социоматрица. Исследования статусной структуры в коррекциооных классах говорят о том, что большинство детей с особенностями психофизического развития находятся в неблагоприятной социально-психологической ситуации развития.

Для развития коммуникативно-адаптивных механизмов личности необходимо:

— совместно с медиками обеспечить систематическую реабилитацию психического здоровья детей с целью снятия или снижения аффективности состояний, повышенной возбудимости.

— развивать социальный интеллект школьников, т.е. способность правильно понимать окружающих, сопереживать другому, адекватно оценивать себя.

— обучать агрессивных детей навыкам бесконфликтного общения, подчинения, терпимости, компромиссу.

— развивать у замкнутых детей вкус к общению и потребность в нем, снимать коммуникативную тревожность.

Навыки общения могут развиваться следующими специальными упражнениями:

— «Безоценочного принятия и эмпатийного отношения» (Уроки общения).

— «Эмпатийного слушания» (Уроки общения).

— « Искреннего самовыражения в общении» (Уроки общения).

Таким образом, создание положительного эмоционального состояния осуществляется посредством комплексной медико-психолого-педагогической поддержки детей:

— медицинской помощи, предполагающей для детей с хроничес­ким тревожным отрицательным настроением необходимость врачеб­ной помощи по реабилитации их психосоматического здоровья;

  1. психокоррекционной помощи, предполагающей использование школьным психологом арсенала психотреннинговых технологий для психокоррекции настроения учащихся;
  2. применения педагогических технологий, направленных на со­здание эмоционального благополучия каждого ребенка;
  3. гуманистического стиля педагогического общения: безоценоч­ного принятия ученика, соучастного выслушивания его, искреннего самовыражения в общении с ним, тактичного проявления к настрое­нию ребенка, ровного терпеливого отношения к проявлению отрица­тельных эмоций, чувств;
  4. совершенствования технологий обучения: насыщения учебного процесса и учебной среды эмоциональными стимуляторами — игрой, соревнованием, иллюстрациями, образностью изложения, положи­тельными эмоциями уверенности, успеха, достижения;
предупреждения и устранения причин эмоционального диском­форта на уровне школы, оказания соответствующей помощи, много­кратных упражнений, напоминаний, указаний, сочетания подготови­тельных (практических) и основных (научных) разделов обучения; преподнесения учебного материала небольшими дозами, использо­вания дополнительных способов облегчения трудных заданий; оце­нивания всех этапов в усвоении изучаемых тем; положительного восприятия даже самых незначительных успехов учащихся, эмоцио­нального отношения к результатам труда ученика.