Формирование адекватного поведения у младших подростков с умственной отсталостью | Обучение и развитие детей

Формирование адекватного поведения у младших подростков с умственной отсталостью

На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Формирование адекватного поведения у младших подростков с умственной отсталостью
Формирование адекватного поведения у младших подростков с умственной отсталостью
Коррекционная работа психолога в школе — Программы
Индекс материала
Формирование адекватного поведения у младших подростков с умственной отсталостью
План занятий
Все страницы
Страница 1 из 2Коррекционная программа по курсу

«Основы социальной реабилитации»: 

«Формирование адекватного поведения у младших подростков с умственной отсталостью»

Пояснительная записка

Умственно отсталые дети — одна из многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы.

Понятие «умственно отсталый ребенок» охватывает весьма разнообразную по составу группу детей, которых объединяет наличие органического повреждения коры головного мозга, имеющего диффузный, то есть «разлитой», характер. Морфологические изменения, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции. Все это обусловливает возникновение у ребенка различных, с разной отчетливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах его психической деятельности, особенно резко – в познавательной.

Умственная отсталость по-разному сказывается на разных сторонах психической деятельности ребенка. Одни психические процессы оказываются у ребенка измененными более резко, другие остаются относительно сохранными. Этим в определенной мере обусловлены существующие между детьми индивидуальные различия, обнаруживающиеся и в познавательной деятельности, и в личностной сфере, а также в неодинаковой возможности продвижения.

Поведение – система взаимосвязанных реакций, осуществляемых живыми организмами для приспособления к среде. В психологии человека поведение рассматривается как внешнее проявление его деятельности, то есть динамической системы взаимодействия субъекта с миром.

Только в длительном процессе социализации ребенок овладевает социально приемлемыми формами поведения. Это одна из важнейших целей воспитательного процесса, с одной стороны, и одновременно условие для успешной деятельности и социализации ребенка с другой.

Воспитание социально одобряемого поведения – одна из важнейших и трудных целей коррекционной педагогики. Отклонения в поведении индивида не только оборачиваются потерями социума, но и отрицательно сказываются на развитии самой личности.

Реализация задач по воспитанию нормативного поведения у детей с умственной отсталостью осложнена ввиду дефицитного, ослабленного развития главным образом психофизиологической базы поведенческих механизмов. Речь идет о так называемой аффективно-волевой сфере личности, обеспечивающей произвольную саморегуляцию личности в ее взаимодействии со средой. Расстройства в аффективной и поведенческой сферах являются частыми характеристиками детей с умственной отсталостью.

Основное направление работы психолога с учениками школы VIII вида определяется как развитие у ребенка потребности и способности усваивать представления о себе, об ок­ружающем мире, неотъемлемой частью которого он является. То, что ребенок с нормально развитым ин­теллектом усваивает сам как само собой разумеюще­еся, умственно отсталый может освоить с большим трудом на специальных занятиях, организованных как целенаправленное и систематическое коррекционно-­развивающее воздействие. Медленно, шаг за шагом, начиная с осознания своего настроения, чувств, эмоций, с понимания материальных аспектов, со­ставляющих окружающую среду, ребенок продвигает­ся к возможности осознания своих потребностей и способов их удовлетворения в социально приемле­мой форме.

Каждый ребенок желает непременно «жить хоро­шо», изначально подразумевая под этим только мате­риальное благополучие, добытое любыми средствами.

Представление «цель оправдывает средства» уко­реняется в сознании всех без исключения воспитан­ников. В соответствии с такой позицией ребенок и начинает самореализовываться. Формируется стерео­тип отклоняющегося поведения.

Необходимо настойчиво разрушать этот стереотип поведения и внедрять в сознание детей базовые обще­человеческие ценности, подводить каждого ребенка к осознанию его позитивных возможностей, соответствующей его возрасту социальной роли — как незамени­мой и ценной ступени «социальной лестницы», кото­рая является основой его последующих, восходящих к успеху, ступенек-достижений.

Правильная организация обучения и воспитания в школе имеет огромное положительное влияние на формирование личности подростка с умственной отсталостью. В настоящее время, когда расширяется сеть специальных школ для детей с умственной отсталостью, возможности профилактики такого вида нарушений поведения этих детей становятся значительно более реальными.

Коррекция отклонений в поведенческой сфере подростков с умственной отсталостью очень важна при их обучении в специальной школе. Различные коррекционные занятия и упражнения, составленные применительно к подросткам с умственной отсталостью, позволяют сделать социализацию таких детей более эффективной. При систематической медикаментозной терапии и целенаправленном воспитании, активном формировании навыков самоконтроля, саморегуляции и положительных коммуникативных установок, проявления аффектов сглаживаются, учащийся постепенно приучается оттормаживать импульсивные вспышки, осознавать себя как части социума, адекватно относиться к другому человеку, осваивает навыки бесконфликтного общения.

Именно по этим причинам коррекция поведенческой сферы является очень важной при работе с подростками с умственной отсталостью. Коррекционная работа в данной сфере подростков должна быть направлена в основном на формирование у них адекватного отношения к себе, к окружающим, и на формирование у них социально-адекватного поведения.

Примером психокоррекции поведения умственно отсталых младших подростков является программа формирования социально-адекватного поведения, которое можно применять в специальной школе для детей с умственной отсталостью. Данная программа состоит из психодраматических упражнений, сюжетно-ролевых игр, арттерапии, музыкотерапии и игротерапии.

Данная психокоррекционная работа заключается в стимуляции и фиксации ощущения и осознания ребенком себя как субъекта культурно – информационного пространства, социума. Ребенок начинает осознавать себя как положительная личность, расширяются его представления о социальном поведении, роли человека на разных возрастных этапах развития, происходит отождествление себя именно с этими ролями.     

Целью данной психокоррекционной программы являются:

— создание условий для развития возможностей ре­бенка познавать себя, ощущать и затем осознавать себя частью социума;

— обеспечение ребенку психологической готовности принять социальные ценности как личностно значимые;

— формирование навыков социально-адекватного поведения у умственно отсталых младших подростков.

Для достижения поставленных целей нами были поставлены следующие задачи:

—  формирование навыков самоконтроля и саморегуляции в процессе группового взаимодействия;

— коррекция образа «Я» ребенка;

— расширение социальных возможностей, объясне­ние в доступной для детей форме представлений о социальной компетентности, успешности, активности, о возможных мотивах поведения людей в разных си­туациях;

— развитие потребности и способности оценивать поведение как нравственное или безнравственное;

— создание ситуаций общения с окружающими взрос­лыми и детьми, в которых ребенок может осознать свои потребности и на этой основе выделять собствен­ные мотивы поведения;

— стимуляция осознания ребенком самого себя как «положительной», социально направленной личности;        

— стимуляция отождествления ребенком себя с соответствующей его возрасту и полу социальной ролью;

— освоение детьми знаний правил этикета и формирование навыков практического применения этих правил;

— развитие навыков межличностного общения в подростковой среде;

— развитие навыков бесконфликтного общения  в семье. 

Коррекционный комплекс содержит 14 занятий продолжительностью около 1 – 1,5 часов. Коррекционная группа состоит из 6 – 8 человек, занятия проводятся один раз в неделю в первой половине дня.

Данный психокоррекционный комплекс построен на принципах составления коррекционных программ.

1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач — в данном комплексе данный принцип заключен в том, что занятия, направленные на формирование социально-адекватного поведения у детей, также позволяют предупредить различные отклонения в поведении подростков и положительно влияют на социализацию и развитие личности.

2. Принцип единства коррекции и диагностики — реализуется в этом комплексе таким образом, что упражнения и игры позволяют корректировать и в то же время диагностировать поведенческую сферу умственно отсталых детей.

3. Принцип учета эмоциональной сложности материала — все упражнения проводятся в игровой форме, что создает благоприятный эмоциональный фон, стимулирует положительные эмоции и повышает работоспособность детей.

4. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов – этот принцип реализован таким образом, что представленные упражнения опираются на более развитые психические процессы детей с умственной отсталостью и, следовательно, активизируют их.

5. Принцип программированного обучения — предполагает то, что получаемые детьми на занятиях примеры социально-одобряемого общения и поведения должны использоваться подростками и в других ситуациях, что приведет к формированию у них данных умений и навыков.

6. Принцип усложнения — выражается в применении упражнений, построенных от минимально простого к максимально сложному.

Обобщая все вышеизложенное, следует обратить внимание на то, что реализа­ция данной коррекционной работы возможна только  при условии создания на занятиях модели социаль­ного успеха воспитанников и воспитателей.

В любой новой для ребят игре психолог, прежде всего участник, знакомый с правилами и ходом игры, это первый исполнитель и партнер более знающий и умелый. Участие взрослого в игре делает атмосферу занятий более веселой, способствует включению в игру стеснительных, зажатых подростков. Часто те, кто вначале занятий отказываются играть, с удовольствием начинают повторять роль за ведущим, а затем и самостоятельно исполняют свои роли вместе с остальными участниками игры. Это позволяет психологу более легко и быстро установить контакт с детьми.

 

 















Модель коррекционной программы



Цели этапа
Задачи этапа

Занятия

1 этап.

Адаптация ребенка к новым условиям.

— знакомство детей друг с другом;

— формирование позитивного настроя на занятия;

— снятие напряженности и скованности.

1. «Знакомство с воздушными шарами»

2. «Крик»

3. «Изображение животных»

4. «Ворвись в круг»

5. «Рукопожатие вслепую»

 

— сплочение группы;

— снятие напряженности, скованности.

1. «Имя на ушко»

2. «Японская бабочка»

3.«Кто громче крикнет»

4. Коллективное изображение животных

5. Создание коллективного рисунка

 

— формирование навыков самоконтроля и саморегуляции в процессе группового взаимодействия.

1. «Ясно без слов»

2. «Моргалки»

3. «Зеркало»

4. «Все наоборот»

5. «Камень и веревка»

2 этап.

Формирование

адекватного отношения к другому.

— развитие навыков коллективного обсуждения;

— создание условий для отождествления своей личности с положительным взрослым;

— формирование осознания границы между дозволенным и недозволенным.

1. «Ясно без слов»

2. «Карикатура»

3. Обсуждение

4. «Растопить узоры на стекле»

 

— развитие навыков конструктивного диалога;

— развитие навыков анализирования состояний другого человека;

— развитие навыков самоанализа.

1. «Ясно без слов»

2. «Дружеский шарж, портрет, фотография»

3. «Огонь – лед»

 

— восприятие информации культурного содержания;

— развитие навыков самоанализа поведения на основе соотнесения с культурными эталонами.

1. «Ясно без слов»

2. «Нравственные ценности»

3. «Карусель»

 

 

— использования в общении полученных навыков конструктивного диалога;

— стимулирование развития положительного отношение ребенка к близким.

1. «Зеркало»

2.Развитие социального восприятия»

3. «На пляже»

3 этап.

Формирование адекватного отношения к себе.

— фиксация представлений детей о род­стве всех людей;

— вы­деление мимических компонентов как признаков эмо­ционального состояния человека;

— достижение осознания ребенком себя как части социума.

1. «Ясно без слов»

2. «Образ «Я». Лицо человека»

3. «Похожие и неповторимые»

4. «Мимика»

5. «Автопортрет»

6. «Свеча»

 

— дифференциация представлений ребенка о ступенях социального онтогенеза;

—  стимулирование переживания ребенком значи­мости собственных достижений;

— дифференциация понятий: «человек», «внутреннее состояние».

1. «Я могу»

2. «Я слушаю себя»

3. «Я в социуме»

4. «Люди и роботы»

5. «Растопить узоры на стекле»

 

— формирование адекватного отношения к плохим поступкам через нравственные критерии оцен­ки происходящего;

— развитие умения ребенка прощать и умения просить прощения в сложных ситуациях.

1. «Хорошие и плохие»

2. «Хорошие плохого не делают»

3. «Как стать хорошим»

4. «Проступок и прощение»

5. «Свеча»

 

— стимулирование адекватной самооценки;

— развитие адекватности осознания ребенком своего эмоционального отношения к окружающим его людям;

— формирование представлений об изменении соци­альной роли человека с возрастом;

— стимулирование переживания ребенком своей соци­альной состоятельности.

1. «Цветоотношение»

2. «Я во времени»

3. «Каким я буду»

4. «Что у меня будет?»

5. «Мое настоящее»

6. «На пляже»

4 этап.

Формирование навыков социально – адекватного поведения

— освоение детьми знаний правил этикета и формирование навыков практического применения этих правил;

— развитие навыков межличностного общения в подростковой среде;

— развитие навыков бесконфликтного общения  в семье.

1. «Зеркало»

2. «Разговор по телефону»

3. «Отказ»

4. «Как не ссорится»

5. «Как сделать, чтобы отпустили погулять»

6. «Огонь – лед»



 

— развитие навыков межличностного общения в подростковой среде;

— развитие навыков бесконфликтного общения  в семье.

1. «Разговор по телефону»

2. «Как не ссорится»

3. «Какую программу по телевизору смотреть»

4. «Попросить или потребовать»

5 этап

Подведение итогов

— обобщение полученного опыта;

-осознание и вербализация итогов;

-создание условий для адекватного восприятия ситуации расставания.

1. Выбор игры по желанию детей

2. Мнение детей по поводу занятий

3. Пожелания друг другу.

 

 



Предыдущая — Следующая >>