Эмоциональное выгорание в процессе профессиональной педагогической деятельности | Обучение и развитие детей

Эмоциональное выгорание в процессе профессиональной педагогической деятельности

На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Эмоциональное выгорание в процессе профессиональной педагогической деятельности
Эмоциональное выгорание в процессе профессиональной педагогической деятельности
Лекции и практикум по психологии — Разное по психологии
Индекс материала
Эмоциональное выгорание в процессе профессиональной педагогической деятельности
Профессиональная деятельность как источник эмоционального выгорания педагогов
Психофизиологические основы профилактики эмоционального выгорания педагогов
Все страницы
Страница 1 из 3Антропологический подход к феномену эмоционального выгорания

В настоящее время в рамках антропологии проводятся многочисленные исследования эмоциональной сферы человека, в том числе эмоциональной социализации личности, связанных с эмоциями состояний, влияния эмоций на жизненно-важные сферы деятельности.

Антропологические рамки определения понятия «эмоция» значительно шире, чем психологические. Так Майкл Розальдо определяет эмоции как «частично психические реакции, которые являются в то же самое время элементами моральной и идеологической установки; эмоции – это одновременно и чувства, и когнитивные конструкции, связывающие личность, действие и социологическую среду».

Большинство исследователей эмоциональной сферы личности сходятся во мнении о том, что это многогранное образование, в которое, кроме эмоций, входят многие эмоциональные явления: эмоциональный тон, эмоциональные состояния, эмоциональные свойства личности, акцентуированная выраженность которых позволяет говорить об эмоциональных типах личности, эмоциональные устойчивые отношения (чувства). Каждое из них имеет достаточно дифференцированные признаки. Об аффективной характеристике эмоциональной сферы говорят в случаях сильных, устойчивых эмоциональных всплесков, расстройств. Эмоциональная сфера личности составляет совокупность свойств человека, характеризующих содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональной сферы отражают явления и ситуации. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями мотивационной сферы.

Антропологические исследования не могут оставлять без внимания культурную специфику и ситуативность эмоции.

К. Лац предлагает концепцию эмоции как ситуативно конституируемую в социальном окружении.

Роберт Леви рассматривает эмоцию в тесной связи с познанием как необходимый элемент культурного структурирования познания.

С точки зрения Р. Леви чувствование (элементом которого и является эмоция) незаменимо в том процессе, в результате которого культура проникает в наше мышление и наши действия. Именно чувства пробуждают в нас потребность выполнения тех или иных культурных сценариев.

В этой связи большое значение приобретает изучение феномена эмоционального выгорания – психологического явления, оказывающего негативное воздействие не только на психофизическое здоровье, но и на эффективность профессиональной деятельности.

Впервые Термин «burnout» (выгорание), предложил американский психиатр Н. J. Freudenberger (1974).

В настоящее время синдром выгорания («burnout») в психологии обозначается разными терминами: «эмоциональное сгорание» (Т.С. Яценко, 1989; Т.В. Форманюк, 1994), «синдром эмоционального выгорания» (В.В. Бойко, 1996), «синдром эмоционального перегорания» (В.Д. Вид и Е.И. Лозинская, 1998), «психическое выгорание» (В.Е. Орел, 2001, 2003, 2005), «профессиональное выгорание» (С. Maslach, 2008; Н.Е. Водопьянова, 2005) и т.д. Однако сравнение научных дефиниций показало, что неотъемлемым субфактором выгорания во всех интерпретациях остается «психофизическое истощение».

Теоретические и эмпирические исследования феномена эмоционального выгорания широко представлены в зарубежной психологии (М. Anderson, Е. Iwanicki, 1981; М. Burisch, 1984; R. Burke, 1989; D. Cronin-Stubbs, С. Rooks, 1985; M.Davis-Sacks, 1985; D. Ford, 1983; M. Leiter, 1992; T. Marek, 1993; С Maslach, S. Jackson, 1981, 1982, 1984, 1986;

A.Pines, 1981, 1982, 1988, 1992; W. Schaufeli, 1992; J. Winnubst, 1988 и др.). Меньшее количество исследований посвящено данной проблеме в отечественной науке (М. А. Аминов, 1998; В. В. Бойко, 1996; Н.B.Гришина, 1997; А. К. Маркова, 1993; Л. М. Митина, 1998; В. Е. Орел, 1999; А. А. Рукавишников, 2000; Т. В. Форманюк, 1994).

В 1976 году C. Maslach определила данное состояние как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, а в работе утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам и пациентам. Симптоматика данного синдрома существенно расширилась за счёт психосоматических компонентов, отнеся его к предболезненному состоянию.

В 1981 году С. Maslach и S. Jackson предложили следующее определение: «выгорание» – синдром эмоционального истощения и цинизма, который часто появляется у персонала, работающего с людьми, и приводит к развитию негативного отношения к своим клиентам.

А. Широм считает «выгорание» комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления, при этом главным фактором является эмоциональное истощение.

В настоящее время феномен профессионального выгорания определяется как состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое затрагивает личность в целом, разрушая ее и оказывая негативное влияние на эффективность профессиональной деятельности.

В отечественной психологии активное изучение проблемы выгорания связано с преобразованиями в экономике и обществе начала 90-х годов (Т.В. Форманюк, Н.В. Гришина, В.В. Бойко, В.Е. Орел и др.).

До этого времени, впервые термин «эмоциональное сгорание» прозвучал в работах Б.Г. Ананьева и был обозначен как отрицательное явление, возникающее у людей профессий типа «человек-человек», которые связаны с межличностными отношениями.

В.Е. Орёл (2001) рассматривает «выгорание» как дезадаптационный феномен и указывает на возможность развития синдрома «выгорания» как своеобразной интегративной реакции на дезадаптацию субъекта к профессиональной среде. Предлагаемый подход, по мнению автора, позволит проанализировать процесс протекания «выгорания» и его специфику на разных этапах профессиональной адаптации, поможет теоретически объяснить противоречивые результаты некоторых эмпирических исследований.

Наибольший интерес среди отечественных исследований феномена выгорания представляет процессуальная модель В.В. Бойко, который рассматривает данное явление с позиций протекания основных фаз стресса с указанием симптоматики, характерной для каждой фазы. По мнению автора, выгорание приобретается в процессе жизнедеятельности человека и этим отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая определяется органическими причинами (свойствами нервной системы, психосоматическими нарушениями). В. В. Бойко определяет эмоциональное выгорание как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций или понижения их энергетики в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Таким образом, большинство исследователей определяют выгорание как негативное психологическое явление, включающее в себя психоэмоциональное истощение, проявляющееся в чувстве глубокой усталости и опустошенности; деперсонализацию – отрицательное либо безразличное отношение к субъектам деятельности; утрату профессиональной мотивации, связанную с чувством некомпетентности и неуспешности в работе.

На сегодняшний день в науке существуют подходы к рассмотрению разных моделей выгорания. Представители однофакторной модели (А. Пинес) описывают выгорание как «состояние физического, психического и эмоционального истощения, вызванное длительным включением в ситуацию, которая предъявляет высокие требования к эмоциональной сфере».

С. Маслач первая описала трехкомпонентную модель синдрома истощения физических и духовных сил. В соответствии с данной моделью, «выгорание» понимается как синдром эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональный достижений.

Выделяется три структурных компонента выгорания: 1) эмоциональное истощение, 2) деперсонализация (тенденция развивать негативное отношение к клиентам), 3) редукция профессиональных достижений.

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Основная составляющая «профессионального выгорания», проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо для них.

Редукция профессиональных достижений может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.

Предложенные три компонента выгорания отражают специфику той профессиональной сферы, в которой впервые был обнаружен этот феномен. Особенно это касается второго компонента выгорания, а именно, деперсонализации, отражающей нередко состояние сферы социального обслуживания людей и оказания им помощи.

Кроме трехфакторной модели структуры выгорания, существуют и варианты двухфакторной модели. Также известны 4-х факторные модели (О. Хеллесой, К. Гронхауг, О. Квитастейн) за счет включения в состав структуры дополнительного 4 фактора.

По мнению многих зарубежных и отечественных авторов, развитие синдрома носит стадиальный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе, уменьшением эмоциональной устойчивости и выносливости.

К. Чернисс, М. Буриш представляют выгорание как процесс, который включает ряд следующих друг за другом фаз или стадий.

В исследованиях К. Чернисс выгорание – процесс негативного изменения профессионального поведения в ответ на стрессовый характер рабочей среды, который включает 3 стадии (эмоциональное напряжение, утомление и истощение). С точки зрения ученого, возникновение выгорания обусловлено неадекватным способом преодоления субъектом стресса.

Согласно концепции М. Буриша, в развитии синдрома прослеживаются несколько основных фаз: предупреждающая, фаза снижения уровня собственного участия, эмоциональные реакции, фаза деструктивного поведения, фаза психосоматических реакций и фаза разочарования.

Т.И. Ронгинская отмечает, что при выгорании прослеживается определенная тенденция: сильная зависимость от работы, которая ведет к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте. Т о есть на первом этапе выгорания профессиональная деятельность является главной ценностью и смыслом всей жизни человека. В случае несоответствия между собственным вкладом и полученным или ожидаемым вознаграждением появляются первые симптомы выгорания: изменяется отношение к профессиональной деятельности от положительной до безразличной и отрицательной. Далее происходит обезличивание отношений между участниками этого процесса, оно подавляет проявление гуманных форм поведения между людьми и создает угрозу для развития личности. Из анализа большинства работ Т.И. Ронгинская полагает, что синдром выгорания начинается с напряжения, как результат противоречия между социальными ожиданиями, идеалами и желаниями личности и требованиями реальной жизни. Скорее всего, эти стрессы долгое время могут не осознаваться личностью. Основание синдрома при этом носит индивидуальный характер и определяется различиями в эмоционально-мо-тивационной сфере и особенностями профессиональной деятельности.

Рассматривая стресс как основу эмоционального выгорания, нужно брать во внимание, что интенсивность стрессового состояния зависит не только от условий воздействия стрессоров, но и от мотивационных, социальных и индивидуальных характеристик человека, которые являются ведущими в его поведении при стрессе (J.Poulin, C.Walter 1993, А.Н. Леонтьев, 1975, Б.Ф. Ломов, 1991).

При формировании эмоционального выгорания у людей наблюдаются все три фазы стресса:

1- нервное (тревожное) напряжение;

2- резистенция – сопротивление;

3- истощение – оскудение психических ресурсов. Основываясь на результатах ряда исследований Е. Hartman, 1982

предложили модель, согласно которой выгоранием рассматривается в аспекте профессиональных стрессов. Три измерения выгорания отражают три основных симптоматических категории стресса:

-физиологическую, сфокусированную на физических симптомах (физическое истощение);

-аффективно-когнитивную, сфокусированную на установках и чувствах (эмоциональное истощение, деперсонализация);

-поведенческую, сфокусированную на симптоматических типах поведения (деперсонализация, сниженная рабочая продуктивность).

Эмоциональное выгорание представляет собой стереотип эмоционального, чаще всего, профессионального поведения, которое позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникнуть его дисфункциональные следствия, когда эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Предпосылками возникновения данного стереотипа являются внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам относятся:

-хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность, связанная с интенсивным общением – восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями различные аспекты своего общения: активно ставить и решать проблемы, связанные с деятельностью; воспринимать, запоминать и быстро интерпретировать большое количество визуальной, звуковой и письменной информации, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения;

-дестабилизирующая организация деятельности, основными признаками которой являются нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие в ней «бюрократического шума» (мелких подробностей, противоречий, завышенные нормы и требования);

-повышенная ответственность за исполнение функций и операций, включающая в себя работу в условиях постоянного внутреннего и внешнего контроля;

-неблагополучная атмосфера профессиональной деятельности –кон-фликты и повышенная напряженность в отношениях с коллегами и руководством;

-психологически трудный контингент.

К внутренним факторам, провоцирующим возникновение эмоционального выгорания, В. В. Бойко относит:

-склонность к эмоциональной ригидности. Эмоциональное выгорание, как средство психологической защиты, возникает у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Напротив, формирование симптомов эмоционального выгорания будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами;

-интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности. Данное явление возникает у специалистов, которые воспринимают все события слишком эмоционально, отдаются делу без остатка (высокомотивированные личности). Каждый стрессогенный фактор из практики оставляет глубокий след в душе. Неблагополучие субъекта деятельности вызывает интенсивное сопереживание и соучастие. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы такого специалиста истощаются, что приводит к эмоциональному выгоранию как сберегающей стратегии;

-слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности, когда профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым, либо не умеет проявлять сочувствие и сопереживание субъекту своей деятельности, что стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и крайние его формы – безразличие, равнодушие, душевную черствость.

Выгорание – динамический процесс, который возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса.

В целом, динамика СЭВ представляет собой комплексное явление, где, как отмечают многие исследователи, предшествует период повышенной активности, который М. Burisch называл как «предупреждающая фаза – период чрезмерного участия» (M. Burisch, 1989), когда человек полностью («страстно») поглащён работой и отказывает себе во многих потребностях, забывая о собственных нуждах.

C. Maslach указывала, что «выгорание усиливается всякий раз, когда границы начинают стираться, и работа занимает большую часть жизни». Другими словами, поглощённость рабочим процессом, с одной стороны, является показателем здоровой самоактуализированной творческой активности, а с другой стороны, представляется предопределяющим фактором для развития СЭВ.

Существует точка зрения, что к группе риска развития СЭВ относятся, в первую очередь люди, увлечённые профессией; живущие в интенсивной динамике профессиональной деятельности; специалисты, ставящие перед собой смелые и сложные рабочие задачи. M. Burisch образно выразил мысль, что «тот, кто выгорает, когда-то должен был загореться». К. Кондо объяснял это тем, что выгоранию подвержены именно те, кто работают с особым интересом, ориентированно на оказание помощи людям.

Но, если данный процесс не достигнет должного эффекта, то наступает постепенное разочарование, потеря психической энергии приводит к психосоматической усталости (изнурению) и эмоциональному истощению, результатом которого, является чувство профессиональной некомпетентности.

При эмоциональном выгорании наблюдаются все три фазы стресса:

1)нервное напряжение, которое создают внешние и внутренние факторы деятельности и личности профессионала;

2)резистенция, то есть сопротивление, когда человек пытается оградить себя от неприятных впечатлений;

3)истощение – оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

Соответственно каждому этапу возникают симптомы нарастающего эмоционального выгорания.

1. Фаза напряжения – нервное напряжение служит предвестником и запускающим механизмом эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Проявляется в следующих симптомах:

а)симптом «переживания» психотравмирующих обстоятельств. Проявляется в усиливающемся осознании человеком психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудны или вовсе неустранимы. Раздражение ими постепенно растет, накапливается отчаянье и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений выгорания;

б)симптом неудовлетворенности собой. В результате неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства человек начинает испытывать недовольство собой, избранной профессией;

в)симптом «загнанности в клетку» выступает логическим продолжением развивающегося стресса и проявляется в чувстве безысходности, эмоционального и интеллектуального тупика в связи с невозможностью изменить психотравмирующую ситуацию;

г)симптом «тревоги и депрессии». Чувство неудовлетворенности собой и работой порождает мощное энергетическое напряжение в форме переживания ситуационной и личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии. Этот симптом является крайней точкой развития эмоционального выгорания в данной фазе стресса.

2.Фаза резистенции. Выделение этой фазы в самостоятельную условно, так как фактически сопротивление нарастающему напряжению начинается с момента его появления. Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений:

а)симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования», который проявляется в ограничении эмоциональной отдачи за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов;

б)симптом «эмоционально-нравственной дезориентации», который является продолжением неадекватного реагирования, когда, не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, профессионал защищает свою стратегию, представляя субъектов как недостойных, либо не заслуживающих эмоциональной отдачи;

в)симптом «расширения сферы экономии эмоций», когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области, в общении с родственниками, друзьями и знакомыми;

г)симптом редукции профессиональных обязанностей, который проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, требующие эмоциональных затрат.

3.Фаза истощения. Характеризуется более или менее выраженным падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме выгорания становится неотъемлемым атрибутом личности. Она проявляется в следующих симптомах:

а)симптом «эмоционального дефицита». Характеризуется ощущением того, что профессионал эмоционально уже не может помогать субъектам своей деятельности, не в состоянии войти в их положение, сочувствовать и сопереживать. Постепенно симптом усиливается и приобретает более осложненную форму – все реже проявляются положительные эмоции и все чаще – отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы дополняют симптом «эмоционального дефицита»;

б)симптом «эмоциональной отстраненности». Проявляется в том, что специалист почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ни негативные, ни позитивные обстоятельства не вызывают в нем эмоционального отклика. Причем это не дефект эмоциональной сферы, не ригидность, а приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная защита. В то же время в других сферах он живет полнокровными эмоциями. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом эмоционального выгорания. Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения;

в)симптом «личностной отстраненности» или деперсонализации. Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессиональной деятельности. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций. Постепенно изменяются установки, принципы, система ценностей личности. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально-волевой антигуманный настрой, в крайних формах выливающийся в неврозы и психопатические состояния;

г)симптом психосоматических и психовегетативных нарушений. Проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства – многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях, при этом даже мысли о субъектах деятельности или контактах с ними, могут вызвать плохое настроение, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний. Переход реакций с эмоционального уровня на уровень психосоматики свидетельствует о том, что выгорание как эмоциональная защита самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергетика эмоций перераспределяется между другими подсистемами организма индивида.

Таким образом, В. В. Бойко рассматривает выгорание как процесс, протекающий в соответствии с основными фазами развития стресса, определяющими основную симптоматику каждого этапа развития выгорания. Эмоциональное выгорание определяется им как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключений эмоций или понижения их энергетики в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

С.Б. Величковская, А.И. Куликов, М.М. Скугоревская, Т.И. Рогинская и др.к внешне наблюдаемым переменным относятся изменения в поведении, в вербальных и невербальных индикаторах деловых и межличностных коммуникаций, в отношении к человеку, к окружающему миру и своим профессиональным обязанностям. К внутренне наблюдаемым признакам выгорания причисляют изменения, происходящие в эмоциональной, мотивационно-волевой и ценностно-смысловой сферах, в переживаниях личностного благополучия и качества жизни. Это могут быть изменения глубинных переживаний относительно неудовлетворенности самореализацией, утраты смыслов жизни и труда, ценностей, жизненных ориентаций, самодостаточности, идентичности с требованиями профессии и организации.

Е.Л.Махер выделяет 12 симптомов выгорания. В классификации В.Шауфели и Д.Эйзманн выделены 132 симптома выгорания, которые также объединены в 5 групп: аффективные, когнитивные, физические, поведенческие, мотивационные. Кроме этого, выделенные симптомы проявляются на трех уровнях: индивидуально-психологическом, межличностном и организационном.

В силу многоплановости подобной симптоматики выгорания, можно отметить наиболее существенные моменты. Выявлено, что в процессе выгорания аффективные симптомы проявляются в депрессивном, пессимистическом настрое, когда эмоциональные и физические ресурсы человека истощены из-за значительных затрат энергии на преодоление стрессовых воздействий.

По мнению К. Маслач и А.Пинес, у субъекта снижается уровень эмоционального контроля, появляется чувство тревоги, страх, нервозность. В межличностном общении «выгорающий» становится более чувствительным к воздействию социальной среды и легко раздражается. В общении с реципиентами (клиентами, пациентами, посетителями и т.д.) проявляется эмоциональная черствость с характерными вспышками гнева, возникает неудовлетворенность работой.

Как считают К. Маслач и А. Пинес, когнитивные симптомы выгорания связаны с нарушением протекания мышления, памяти и внимания из-за чего трудно выполнять сложные задачи, принимать решения. Вследствие этого возможно снижение социальной активности и уход во внутренний мир фантазий. Также когнитивные проявления выгорания влияют на уровень межличностного общения, что характеризуется циничным восприятием своих клиентов, неадекватным представлением о себе (чувство непогрешимости и значимости) не свойственными ранее.

В группе поведенческих симптомов межличностный уровень характеризуется повышенной агрессивностью, конфликтностью, тенденцией к социальной изоляции, избеганию конфликтов с окружающими. Также снижается профессиональная и социальная активность, в работе отсутствует творческий подход, возникает безразличие к выполнению своих обязанностей.

Для мотивационных симптомов выгорания характерно противоречие между идеальным и реальным образом профессий, что в целом ведет к потере смысла деятельности, ее личностной значимости. В профессиональном общении снижается интерес к реципиентам, отсутствует желание решать их проблемы и т.д.

Это далеко не полный перечень симптоматики выгорания как процесса и результата, который отражает в динамике индивидуальное своеобразие синдрома, его взаимосвязь с социально-психологическими детерминантами и в целом показывает проблему высокого уровня сложности.

Принимая во внимание сложность проблематики, ее социальный аспект, более оптимальным представляется изучение выгорания на разных стадиях профессионального становления личности, то есть в рамках профессиональной социализации. Об этом свидетельствуют и последние работы, авторы которых (В.Е. Орел, Т.Ю. Овсянникова), так или иначе, указывают на интересные, по их мнению, направления исследований в области выгорания, связанные с профессиональной социализацией.

Многочисленные исследования зарубежных (Б.М. Бырне; С.Л. Кор-дес, Т.В. Доугхертый, М. Блум; Дж. Де Ёнге, В.Б. Шауфели; К. Маслач, Дж. Голдберг; П.Дж. Мазур, М.Д. Лынч; Д. Эйзманн и др.) и отечественных ученых (В.В. Бойко; Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел, Е.С. Старченкова и др.), направленные на изучение синдрома эмоционального выгорания, посвящены выявлению факторов, его вызывающих.

Анализ литературных источников свидетельствует о том, что в зарубежной и отечественной психологии отсутствует единое мнение относительно причин, обуславливающих возникновение психического выгорания.

По данным ряда авторов (Т.В. Форманюк, 1994; K. Kondo, 1991; C. Maslach, 1982; A.M. Pines, 1981 и др.) синдром развивается под влиянием трех групп переменных: личностные, организационные и ролевые. По сути, такая классификация «искусственно» разделяет организационные и ролевые факторы, относящиеся к социальным, поскольку ролевая характеристика человека может быть только в социуме, профессиональной группе, организации.

Анализ теоретических подходов к феномену эмоционального выгорания позволяет сделать ряд выводов:

• психическое выгорание может быть рассмотрено как один из синдромов нарушений психологического здоровья специалистов соционо-мических профессий вообще и, в частности, педагогов.

•психическое выгорание — это негативное психологическое явление, которое снижает эффективность профессионального труда и отрицательно сказывается на психологическом здоровье специалистов, занятых в социальной сфере;

•к основным группам симптомов «психического выгорания» относятся изменения в: чувствах (аффективные симптомы), системе отношений (с людьми, к себе, труду), познавательной сфере (когнитивные симптомы), соматическом здоровье (физические симптомы). В данном теоретико-экспериментальном исследовании акцент будет сделан на изменениях в чувствах и системе значимых отношений педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

•появление симптомов в картине синдрома выгорания носит стадиальный характер: период подъема энтузиазма — нехватка энергии — трудности в преодолении психотравмирующих обстоятельств — кризис — разочарование;

•синдром психического выгорания возникает в результате совокупного влияния множества индивидуальных или внутренних (социально-демографических и личностных особенностей), а также организационных или внешних (условия, содержание труда и социально-психологические характеристики) факторов и причин.



Предыдущая — Следующая >>