Элективный курс "Основы личностного самоопределения" (9 класс) | Обучение и развитие детей

Элективный курс "Основы личностного самоопределения" (9 класс)

На главную Профориентация старшеклассников Программы и курсы Элективный курс "Основы личностного самоопределения" (9 класс)
Элективный курс "Основы личностного самоопределения" (9 класс)
Профориентация школьников — Программы и курсы
Номинация: «Лучший элективный курс по психологии»

Аннотация

Данный курс предназначен для девятиклассников, направлен на повышение психологической готовности к профессиональному и личностному самоопределению и может быть использован в предпрофильной подготовке, профориентационной и развивающей работе школьного психолога.

Пояснительная записка

Изменения, предполагающиеся в образовании, а именно — введение профильного обучения в старших классах, более вариативное и дифференцированное обучение — предполагают у школьников готовность к совершению ответственного выбора. От них потребуется раннее (уже к концу девятого класса) самоопределение по отношению к будущему профилю обучения, которое тесно связано с выбором профессии. Однако, как показывают результаты многих педагогических и психологических исследований, готовность к профессиональному самоопределению недостаточна даже у выпускников школ. Часто оказывается, что выбор профессии был недостаточно продуманным и осознанным. Известно, что успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности. А такие показатели психического развития, как способность к самоанализу, волевой саморегуляции, уровень мотивированности и др. чаще всего недостаточны у девятиклассников, они часто инфантильны, малоактивны, не готовы к решению серьезных проблем.

С другой стороны, уже в подростковом возрасте складывается избирательный характер отношения к школьным предметам, появляются профессионально ориентированные мотивы учения, сензитивность к приобретению профессиональных знаний, умений и навыков.

Всё это ставит перед педагогами и психологами проблему целенаправленного повышения психологической готовности девятиклассников к профессиональному и личностному самоопределению. Образование должно готовить ребенка к полноценному вхождению в реальное современное общество с его быстрыми темпами развития и противоречивыми тенденциями. Это требует не только информированности, наличия знаний, а скорее умения самостоятельно ориентироваться в информации, принимать решение, сформированности ценностно-смысловых установок, наличия жизненных планов и т.д.

Целью предлагаемого курса является развитие у школьников психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Мы выделяем следующие составляющие, определяющие готовность к осознанному и ответственному выбору:

  1. Когнитивная готовность, включающая в себя умение воспринимать и анализировать информацию, постулировать альтернативы выбора, определяющая альтернативы возможных действий в ситуации выбора.
  2. Ценностно-мотивационная готовность, определяющая смысл выбора, мотивы и ценности, лежащие в его основе.
  3. Волевая готовность к реализации принятого решения, в основе которой лежит развитие эмоционально-волевой саморегуляции, умения преодолевать внешние и внутренние препятствия.
Основная идея курса – расширение субъективного пространства возможного действия (Веракса Н.Е., Багова Р.Х.) в ситуации выбора путем решения следующих задач:

  1. Развитие рефлексивных умений, в частности умения осмысливать свою жизненную ситуацию как ситуацию выбора.
  2. Развитие умения постулировать возможные действия в ситуации выбора, преодолевать мыслительные стереотипы.
  3. Развитие умения осознавать свои мотивы и ценности, анализировать их связь с отношением к альтернативам в ситуации выбора.
  4. Развитие умения преодолевать эмоциональные барьеры на этапе принятия решения и его реализации.
Основная форма проведения занятий — урок. Группа учащихся не должна быть больше 15 человек. Желательно, чтобы во время занятий парты располагались по периметру комнаты. Пространство должно быть организовано таким образом, чтобы у учащихся была свобода передвижений. У урока должны быть четкий ритуал начала и конца. На каждом уроке нужно формулировать цель для учащихся, это цель должна быть им понятна и интересна. В большинстве случаев, цель урока сформулирована в названии темы. Подведение итогов желательно проводить в виде рефлексивного обсуждения. У учащихся должна быть специальная тетрадь для этого урока. В начале и в конце курса желательно проводить входную и выходную диагностику для отслеживания эффективности занятий.

На занятиях применяются активные групповые методы работы — тренинг, дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры, психотехнические приемы. С одной стороны, они имеют широкие развивающие возможности, но с другой, они могут оказаться для учеников непривычными. Поскольку урок к тому же, в сознании ученика ассоциируется с необходимостью отметки, в ее отсутствие мотивация детей снижается. Поэтому начало курса направлено на формирование мотивации и создание необходимой психологической атмосферы в группе. При первоначальном периоде работы с классом следует делать особый упор на развитие у школьников навыков взаимодействия, готовности к коллективным формам работы, договориться с учащимися о правилах групповой работы и научить соблюдать эти правила. Каждый раздел курса предваряется короткой притчей, интерпретация которой учащимися позволяет ведущему сделать вывод об уровне понимания затронутой проблемы учащимися.

Курс предполагает работу с психологическими понятиями, однако, поскольку занятия не ставят своей прямой целью формирование научного психологического мировоззрения, большая часть понятий вводится контекстно.

Большинство описанных в программе упражнений — известные психологические техники, иногда модифицированные автором для решения поставленных задач.

Тематическое планирование

Раздел 1. Формирование группы.

1 урок. Вводный.

2 урок. Учимся новым правилам работы на уроке.

3 урок. Учимся правилам общения в кругу.

4 урок. Учимся слушать мнение других о себе.

5 урок. Свобода личности. От чего она зависит.

Раздел 2. «Свет мой зеркальце, скажи…»

6 урок. Учимся познавать себя.

7 урок. Учимся рефлексии.

8 урок. Наши ориентиры.

9 урок. Что для нас важно в других людях.

10 урок. Учимся исполользовать символы для самопознания.

11 урок. Наш символический «образ-я».

Раздел 3. «За пером Жар-птицы».

12 урок. Учимся понимать и высказывать свои желания.

13 урок. Учимся ставить цели.

14 урок. Учимся мечтать.

Раздел 4. «На распутье»

15 урок. Из чего мы выбираем.

16 урок. Учимся видеть новые возможности.

17 урок . Учимся строить пространство возможного действия.

18 урок. Учимся определять критерии выбора.

19 урок. Учимся понимать смысл ситуации.

Раздел 5. «Нужна волшебная палочка».

20 урок. Учимся управлять своим поведением.

21 урок. Учимся развивать волю.

22 урок. Учимся преодолевать плохое настроение.

23 урок. Учимся преодолевать страх.

24 урок. Учимся аутотренингу.

25 урок. Учимся справляться с гневом.

26 урок. Учимся использовать методы арт-терапии.

Раздел 6. «Уже пора…»

27-28 уроки. Как готовиться к будущей профессии.

29-30 уроки. Через десять лет…

Содержание занятий

Раздел 1. Формирование группы.

1 урок. Вводный.

Цель. Создание положительной мотивации к занятиям. Знакомство с целью и содержанием данного учебного курса.

Психология как наука и практика. Как знание психологии может помочь человеку. Как психология может помочь человеку в выборе профиля обучения и профессии. Ситуации самоопределения в жизни человека. Что такое выбор и каким он может быть. Какую ситуацию можно назвать ситуацией выбора. Как подготовиться к сознательному и ответственному выбору профессии. Что нужно знать о профессии и о себе, чтобы принять правильное решение.

Как правильно выбрать профессию и как в этом поможет данный курс.

  1. Знание себя, анализ своих возможностей. (Раздел «Свет мой зеркальце,скажи…»).
  2. Наличие профессиональной цели, мечты. (Раздел «За пером Жар-птицы»).
  3. Знание путей к достижению цели. (Раздел «На распутье…»).
  4. Знание способов работы над собой. (Раздел «Нужна волшебная палочка»).
  5. Реальная подготовка к профессии (практическая реализация планов). Раздел «Уже пора…»
Обсуждение правил поведения во время занятий:

Правила которые необходимо соблюдать:

  1. Слушать, когда другие говорят.
  2. Запрет на комментарии чужих высказываний и оскорбительные замечания в адрес других.
Упражнение «Знакомство».

Участники по кругу называют свое имя и профессию, которая нравится.

Упражнение «Неправильный выбор».

Вспомните кого-нибудь из своих близких или знакомых, кому его работа в тягость. Опишите этого человека. Как эта ситуация сказывается на его профессиональной, и личной, семейной жизни, на его характере.

Урок 2. Учимся новым правилам работы на уроке.

Цель. Научить правилам групповой работы, создать мотивацию участия в занятиях.

«Счастье – это когда тебя понимают». Чтобы понять другого человека нужно научиться слушать и сопереживать ему. Эмпатия. Роль общения в развитии личности. Невербальные средства общения.

Правило 1. Слушать, когда другие говорят.

Как вы думаете, что значит быть внимательным. Для чего нужно быть внимательным. Роль внимания в успешности учения и особенно данных занятий. Легко ли быть внимательным. Можно ли этому научиться. Почему надо хотеть быть внимательным.

Упражнение «Циферблат». Для выполнения этого упражнения необходимы настенные часы. В течение одной минуты нужно пристально следить за движениями секундной стрелки. Если вы отвлечетесь, заметив это, тут же вернитесь к выполнению задания.

Второй этап упражнения выполняется в кругу. Представьте что люди, сидящие в кругу — цифры будильника. Ваше внимание — стрелка, которая указывает на эту цифру (человека). Каждый по очереди говорит свое имя. Ваша задача — так же пристально следить за высказываниями и сменой очередности, как вы следили за движениями секундной стрелки.

Упражнение «Обсуждение». Это упражнение является продолжением предыдущего. Все участники по кругу высказываются, как они справились с предыдущим упражнением. Всем остальным нужно концентрировать внимание на говорящем участнике, переключая его на следующего участника так, словно сдвинулась часовая стрелка. Это упражнение следует повторять следующие несколько уроков, пока группа не научится концентрировать внимание в течение всего обсуждения.

Упражнение «Улыбка».

Сидя в кругу без слов постарайтесь встретиться глазами и искренне улыбнуться тому человеку в группе кого вы рады видеть и хотите приветствовать. Обратите внимание на свои ощущения.

Второй этап. Улыбнуться как можно большему количеству участников.

После выполнения упражнения проводится рефлексия по кругу.

Урок 3. Учимся новым правилам общения в кругу.

Цель. Научить правилам групповой работы, создать мотивацию участия в занятиях и положительную эмоциональную атмосферу в группе.

Коммуникативная культура. Качества личности, обеспечивающие успешность общения. Проявление в общении негативных установок. Одобрение и как его выразить.

Правило 2. Запрет на комментарии к чужим высказываниям и оскорбительные замечания в адрес других.

Что такое притча. Чем притча отличается от рассказа. Что такое «скрытый смысл».

Упражнение «Работа с притчей».

Ведущий читает вслух небольшую притчу. Ученикам нужно записать одним предложением главную мысль, суть притчи. Прочитать записанное по кругу и обсудить, кто как понял смысл притчи.

Зеркальный мир.

Однажды великий царь решил построить невиданный по красоте дворец. Там было много всяких чудес. Среди прочего была одна комната, где все стены, потолок, пол и даже двери были зеркальными. Однажды в эту комнату вбежала собака и в изумлении остановилась – сотни собак смотрели на нее со всех сторон. Собака на всякий случай оскалила зубы, изображения ответили ей тем же. Перепугавшись собака отчаянно залаяла. Ее изображения тоже начали лаять. Собака лаяла все громче и металась по всей комнате, пока не выбилась из сил. Наутро слуги царя нашли ее мертвой в окружении сотен мертвых собак и были очень удивлены, так как в комнате не было никого, кто мог бы причинить ей вред.

Ведущий не интерпретирует притчу, но анализирует уровень понимания смысла. Если он недостаточен, то упражнение на следующем уроке нужно повторить.

Упражнение «Впечатления».

Группа стоит в кругу. Один участник по очереди становится перед каждым членом группы. Глядя ему в глаза, прикасаясь к нему, нужно коротко сказать ему, какие добрые чувства он у тебя вызывает, что тебе в нем нравится. В конце проводится рефлексия.

Урок 4. Учимся слушать мнения других о себе.

Переживание. Связь знания о себе с переживанием. Адекватность наших знаний о себе. Индивидуальность восприятия человека человеком. Как отношение других людей сказывается на наших переживаниях.

Упражнение «Адвокаты и прокуроры».

Упражнение проводится по принципу «горячий стул». Группа делится на две части, одна часть играет роль «адвокатов», другая – «прокуроров». Один из участников садится на стул в центре круга. Каждый из участников должен охарактеризовать сидящего в центре, причем, «адвокаты» ищут в нем положительные качества, а «прокуроры» — отрицательные. Каждый раз начинают прокуроры а заканчивают адвокаты. Сидящий в центре должен все выслушать молча. При смене сидящего в центре, группы меняются ролями. В конце проводится рефлексия.

Упражнение «Былинка на ветру».

Один из членов группы встает в центр группы и закрывает глаза. Остальные протянув руки ладонями вперед, начинают раскачивать стоящего, в то же время поддерживая его.

Упражнение «Подарок».

Участники по кругу проводят рефлексию и отвечают на вопрос: «Что я хотел бы подарить…»

-нашему классу

— школе

  1. человечеству
Урок 5. Свобода личности. От чего она зависит.

Личностная свобода. Свобода выбора, самоопределения, саморазвития.

Право на собственное развитие и ответственность за него. Легко ли быть свободным.

Мозговой штурм «Что может ограничивать свободу личности». Все идеи записываются на доске. После того, как они будут исчерпаны нужно задать следующие вопросы:

  1. Как свободу личности может ограничивать недостаток знаний?
  2. Особенности мышления?
  3. Нехватка воли?
Дискуссия на тему «Что в большей степени определяет свободу человека – внешние обстоятельства или особенности личности». Ученики делятся на две команды. Проводится дискуссия по схеме: выступления команд с аргументами в поддержку своей позиции, вопросы и контраргументы, ответ на вопросы.

Раздел 2. «Свет мой зеркальце, скажи…»

Работа с притчей.

Астроном.

Слепой старец сидел под деревом. «Это великий мудрец», — говорили о нем люди. Один любопытный приблизился к нему и спросил, как он ослеп. «Я слеп с рождения», — ответил старик. «Как ты стал таким мудрым», — продолжал расспрашивать прохожий. «Я астроном», — ответил мудрец – «Я наблюдаю за солнцем и звездами». Немой вопрос застыл в глазах человека. «Они здесь», — добавил старец, приложив руку к своей груди.

Урок 6. Учимся познавать себя

Человек, личность и поведение. Психологические особенности личности. Рефлексия как взгляд на себя со стороны. Защитные механизмы личности.

Упражнение «Мнения».

Каждый из пары должен в течение 10 минут провести интервью со своим партнером и составить себе впечатление об их самых важных достоинствах. После этого участники садятся в круг, и каждый по очереди рассказывает о своем партнере.

Упражнение «Визитка».

Каждый ученик делает себе визитную карточку. На карточке нужно написать свое имя, имя которым ты хочешь, чтобы тебя называли, и свой символ.

Представь что тебе на 20 лет больше, чем сейчас. У тебя есть визитная карточка. Нарисуй ее.

По кругу проводится презентация визитных карточек.

Упражнение «Покажи, кто он?».

На доске записываются 10-15 нравящихся участникам профессий. Ведущий называет каждую из профессий и говорит: «Покажи, кто он?». Все показывают на того, кому больше всего подходит данная профессия.

Урок 7. Учимся рефлексии.

Развитие рефлексии в подростковом возрасте. Самооценка адекватная и неадекватная.

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».

Нарисуйте солнце. В центре солнечного круга напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, Все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы лучей было как можно больше. На выполнение упражнения отводится 15-20 минут.

Упражнение «Люди, не похожие на меня».

Каждому участнику предлагается представить себе своего друга, который в каких-то важных вещах существенно от него отличается. Затем необходимо, не называя его имени, рассказать, чем он отличается и почему он участнику дорог.

Упражнение «Кандидат».

Представьте, что вы кандидаты для выполнения важного и ответственного задания. Вы сейчас перед отборочной комиссией, и для того, чтобы она отобрала именно вас, постарайтесь рассказать все самое хорошее о себе. При рассказе используйте свой рисунок.

Урок 8. Наши ориентры.

Роль подражания в поведении. Идентификация с идеалом.

Упражнение «Футболка с надписью».

1. Представьте, что у вас есть возможность написать на футболке свое жизненное кредо. Нарисуйте футболку. Придумайте надпись отражающую ваше отношение к жизни. Вы можете дополнить эту надпись рисунком.

2. На обороте листка выполните это задание еще раз, так как его выполнил бы человек, который для вас является авторитетом.

Все по кругу читают надписи, показывают рисунки и объясняют их смысл.

9 урок. Что для нас важно в других людях.

Ценности личности. Связь ценностей с восприятием других людей.

Мозговой штурм «Чем люди могут отличаться друг от друга».

К доске выходят два человека, которые записывают варианты того, чем люди могут отличаться друг от друга, предлагаемые участниками. Затем проводится обсуждение того, что из записанного важно, а что не важно.

Упражнение «Значимые люди».

Нарисуйте трех самых важных для вас людей. Это не обязательно те, С кем вы чаще общаетесь, но непременно те, кто значит для вас больше, чем остальные, те, кто дороже всех. На рисование отводится 15 минут. После этого все по очереди показывают рисунки и рассказывают об изображенных там людях: кто они, чем значимы, хотелось ли бы им что-нибудь сказать.

Урок 10. Учимся использовать символы для самопознания.

Знак и символ, их роль в кодировании информации. Ассоциации и их виды.

Упражнение «Пиктограммы».

Каждое слово из данного списка зарисуй в виде простого, схематичного рисунка, который поможет тебе его вспомнить.

Дождь, урок, семья, красота, развитие, счастье, время, тепло.

Упражнение «Найди противоположность».

Называется какой-либо предмет. Надо назвать как можно больше предметов, противоположных данному.

Яблоко, собака, куст, растение, кирпич.

Упражнение «Удав, проглотивший слона».

На доске рисуется иллюстрация из «Маленького принца» А. де-Сент Экзюпери «удав снаружи». Придумать и записать ассоциации, вызываемые рисунком.

Второй этап

Представьте, что этот рисунок символ вашей личности. Что вы видите на этом рисунке. Проводится обсуждение по кругу.

Урок 11. Наш символический образ «Я».

Образ. Представление. Самонаблюдение. Бессознательный компонент психики.

Упражнение «Автопортрет с тенью».

Участники рисуют свой автопортрет в виде символа, метафоры. На рисунок отводится 15 минут.

Второй этап. Представьте себе человека во всем противоположного вам, вашего антипода. Нарисуйте его метафорический автопортрет.

Третий этап. Нарисуйте метафорический портрет человека, в котором сочетались бы качества двух первых. Внизу каждого рисунка напишите несколько слов, ассоциирующихся с ними. Представьте себя каждым из этих людей. Какие чувства вы испытываете в каждом случае?

Проводится презентация рисунков по кругу.

Раздел 3. «За пером Жар-птицы».

Работа с притчей.

Целеустремленность.

«Учитель, — спросили ученики восточного мудреца, — почему ты поклонился вору, которого сегодня вели на казнь?» Мудрец ответил: «Я поклонился не вору, а целеустремленности этого человека. У него была цель, и он отдал за нее жизнь. Представляете, чего бы он достиг, если бы у него была правильная цель».

12 урок. Учимся понимать и высказывать свои желания.

Потребности. Классификация потребностей. Мотив. Разница между потребностью и мотивом.

Упражнение «Мои желания».

В центре листа напишите слова «Я хочу!».

Вокруг нарисуйте в символической форме все свои желания. На рисунок отводится 15 минут. Напишите столбиком слева 20 раз подряд «Я хочу…». Допишите все предложения. Запишите все свои желания, все что вы хотите иметь, увидеть, сделать, испытать. Когда вы все запишете, найдите самое важное желание. Преобразуйте это желание в намерение. Как вы можете реализовать это намерение. Напишите варианты возможных действий. Оцените какое действие в наибольшей степени поможет осуществлению вашего желания.

13 урок. Учимся ставить цели.

Создание образа и психологическая реальность. Цель, его значение для человека. Для чего нужны планы. Виды планов. Как составлять планы на разные периоды времени.

Упражнение «Дотянись до звезд».

«Встаньте и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, Которая связывается у вас с самой важной мечтой, целью. Теперь откройте глаза и постарайтесь дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! Снимите ее с неба и бережно положите перед собой.

Теперь выберите над головой другую звездочку, которая символизирует другую мечту… » Нужно дать возможность каждому сорвать несколько звезд.

Упражнение «Моя линия жизни».

Нарисуйте на листке бумаги вектор произвольной длины. Начало вектора — точка рождения. Обозначьте крестиком место, где вы чувствуете себя в данный момент. Укажите возраст. В промежутке от рождения до вашего настоящего возраста укажите все значимые события вашей жизни. Спланируйте вашу будущую жизнь. Что вы хотите, чтобы сбылось в вашей судьбе? Обозначьте эти события на линии жизни. Обсуждение — анализ основных тенденций.

14 урок. Учимся мечтать.

Воображение. Мечта. Ее роль в жизни человека.

Коллаж «Моя мечта»

Необходимы старые журналы и газеты, ножницы, клей, краски, кисточки. Участники просматривают газеты и журналы и вырезают то, что может пригодится для создания коллажа. Вырезанные фрагменты нужно наклеить на бумагу и дорисовать. Презентация коллажей по кругу.

Раздел 4. «На распутье…»

Работа с притчей.

Два взгляда.

Два человека оказались в тюрьме, в одной и той же камере. Убогая обстановка, маленькое окно, забранное решеткой. Словно сговорившись, оба взглянули на окно. Один из них увидел толстые, покрытые грязью прутья решетки. Другой же увидел темнеющее небо и звезды.

15 урок. Из чего мы выбираем?

Как свобода человека в ситуации выбора зависит от его способности осознать свои возможности. Пространство возможного действия и способность к генерированию идей.

Упражнение «Пространство возможностей».

Представьте себе человека, которому за короткое время нужно выучить незнакомый язык. Как он может поступить? Запишите возможные варианты.

Второй этап. Запишите как можно больше вариантов действий.

Третий этап. Проводится соревнование, кто запишет больше вариантов.

Сравните, сколько вариантов вы назвали на первом этапе и на третьем. Почему? Как вы обычно подходите к осознанию возможностей в своей жизни, как на первом этапе выполнения данного упражнения, или как на третьем? Почему?

16 урок. Учимся видеть новые возможности.

Поступок и последствие. Возможность по разному поступать в одной и той же ситуации.

Упражнение «Как можно поступить».

Ведущий задает группе ситуацию на основе известной сказки.

Например сказка «Золушка».

Какие возможности есть в такой ситуации?

  1. У садовника умерла жена он остался один с дочкой.
  2. Оказалось, что Мачеха плохо относится к падчерице.
  3. Золушку не берут на бал, и т. д.
Придумайте и запишите как можно больше вариантов, как в этой ситуации могут поступить герои.

17 урок. Учимся строить пространство возможного действия.

Упражнение «Как можно поступить».

Ведущий задает группе ситуацию, в которой требуется принять решение.

Пример:

Вам очень хочется посмотреть по телевизору две передачи. Они начинаются по двум разным каналам одновременно.

Нужно придумать и записать в течение пяти минут как можно больше вариантов того, как можно поступить в этой ситуации. Через пять минут все по очереди зачитывают свои варианты. Затем участникам нужно предложить подумать, возможны ли еще другие варианты, которые никому не пришли в голову.

Как лично ты поступил бы в такой ситуации. Что ты можешь сделать, чтобы расширить свои возможности в этой ситуации.

Какая из возможностей тебе больше нравится? Почему? Какая меньше и почему?

Упражнение «Ситуация выбора». Проанализируйте конкретную ситуацию выбора из своей жизни или жизни своих знакомых, художественной литературы, кинофильмов. Нужно выявить как можно больше возможных способов действия и возможных направлений развития ситуации, дать им оценку. Задание выполняется в форме сочинения.

18 урок. Учимся определять критерии выбора.

Формулировка проблемы. Определение намерения. Критерии — чего я хочу достичь, сохранить, избежать. Принятие решения.

Упражнение «Критерии выбора».

Перечислите самые важные критерии, которые могут повлиять на выбор словаря, зимнего пальто, книги, профессии, спутника жизни.

Вспомните ситуацию из известной сказки, когда критерии выбора были определены неправильно.

Упражнение «Толкование пословиц».

Напишите, как вы понимаете смысл пословиц и поговорок.

  1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  2. Не все то золото, что блестит.
  3. Шила в мешке не утаишь.
  4. Что посеешь, то и пожнешь.
  5. Цыплят по осени считают.
  6. Волков бояться в лес не ходить.
Придумайте ситуацию, в которой данная пословица помогает сделать правильный выбор. А как еще можно поступить в этой ситуации? Вспомните трех своих знакомых. Как поступил бы каждый из них?

19 урок. Учимся понимать смысл ситуации.

Смысл действия. Личностный смысл. Точка зрения. Как смысл одной ситуации может быть разным для разных людей.

Упражнение «Точка зрения».

Вообразите следующий сценарий и поставьте себя на место других людей.

Мать-одиночка, без средств к существованию, была поймана при попытке украсть кошелек. Оцените ситуацию с точки зрения ее самой. Ее сына-школьника. Милиционера. Пострадавшего.

Упражнение «Решение».

Вспомните случаи, когда вы принимали решение. Каким оно было. Какие возможности вы рассматривали. Почему вы приняли именно это решение. Все высказываются по кругу.

Раздел 5. «Нужна волшебная палочка».

Работа над притчей.

Падать и подниматься.

Один молодой человек спросил мудреца:

  1. Учитель, что бы ты сказал человеку, который упал?
  2. Вставай.
  3. А на следующий раз?
  4. Опять вставай.
  5. И сколько это может продолжаться, все падать и подниматься?
  6. Падай и поднимайся, покуда жив. Ведь те, кто упал и не поднялся, мертвы.
20 урок. Учимся управлять своим поведением.

Психическая саморегуляция. Воля как система управления поведением. Эмоции как критерий избирательного отношения к миру. Функции эмоций. Внушение и самовнушение.

Упражнение «Сила языка».

Участники работают в парах. Один говорит, другой слушает. Первый должен произнести три фразы, у которых начало разное, а продолжение одно и то же.

1. Мне нужно…

2. Я не могу…

3. Я не хочу…

После этого проводится обсуждение, на котором слушавший говорит, как отличались между собой эти фразы, какие чувства были слышны в речи.

После этого пара меняется ролями и упражнение повторяется.

Второй этап.

1. Я боюсь, что…

2. Я хотел бы…

3. Я верю…

Третий этап.

1. Я должен…

2. Я предпочитаю…

3. Я хочу.

Рефлексия по кругу.

21 урок. Учимся развивать волю.

Воля, самоконтроль, их роль в жизни человека. Волевые качества личности. Интернальность. Нарушения воли.

Упражнение «Воля».

Развести руки в стороны и немного приподнять. Стоять так до тех пор, пока не захочется их опустить. После этого удерживать их в этом положении волевым усилием в течение 3-5 минут. Рассказать о своих чувствах и ощущениях.

Мозговой штурм «Как развить в себе силу воли».

Упражнение «Стул как проблема».

В центре круга стоит стул. Ведущий говорит: «Мы все по-разному реагируем на трудные жизненные ситуации. Представьте, что этот пустой стул — это трудность, с которой нужно расправится молча, без слов». После выполнения упражнения всеми идет обсуждение по кругу.

Урок 22. Учимся преодолевать плохое настроение.

Настроение, ее связь с жизненной ситуацией. Связь настроения с эффективностью деятельности.

Разминочное упражнение «Раскрашиваем чувства».

Сначала нужно на бумаге абстрактно, посредством линии и формы, изобразить простым карандашом самые яркие чувства, известные из прошлого опыта. Названия чувств записываются внизу. Затем рисунки нужно раскрасить, выбрав для каждого образа соответствующий цвет.

Упражнение «Рисунок плохого и хорошего настроения».

Участники на двух листах выполняют рисунки тему «Мое хорошее настроение и мое плохое настроение». На рисунок отводится 20 минут. После этого проводится презентация и обсуждение рисунков по кругу. В процессе представления рисунков рисунок с изображением плохого настроения участники рвут на кусочки и собирают их в специальный контейнер. После занятия контейнер нужно вынести во двор и сжечь бумагу. Рисунок с изображением хорошего настроения участники уносят домой.

23 урок. Учимся преодолевать страх.

Страх «полезный» и «вредный». Эффект избыточной мотивации. Как избавиться от «вредного» страха. Делай то, чего боишься.

Упражнение «Визулизация».

Участники сидят в кругу. Ведущий проводит короткую релаксацию и готовит к следующей визуализации: «Представьте себе ситуацию, которая вызывает у тебя страх. Представь удачное развитие этой ситуации. Представьте все положительные эмоции, которые ты можешь в этой ситуации испытать». Все делятся по кругу опытом визуализации.

24 урок. Учимся аутотренингу.

Эмоции и воля. Связь эмоций с мышечным тонусом. Аутогенная тренировка. Как снимать мышечные зажимы.

Упражнение «Аутотренинг».

Выполняется под контролем ведущего. Необходимо достичь глубокого расслабления мышц тела, ощущения тепла в конечностях и туловище, прохлады в области лба. В состоянии полного расслабления внушать себе формулу «Я спокоен». В конце занятия проводится рефлексия.

25 урок. Учимся справляться с гневом.

Фрустрация. Как выйти из состояния фрустрации. Фрустрация и гнев. Ошибочные представления о гневе. Как правильно выражать гнев. Польза и вред эмоции гнева.

Упражнение «Рисуем гнев».

Прежде чем приступить к рисованию, ведущий проводит настройку. «Закройте глаза, и постарайтесь вспомнить ситуацию, в которой вы испытывали самую сильную злость. Полностью сконцентрируйтесь на этом чувстве. Если это удалось, молча откройте глаза и нарисуйте свой гнев на бумаге, используя линии, формы, цвет». В конце занятия проводится презентация рисунков без обсуждения и интерпретации. С рисунками можно поступить так, как хочется.

Упражнение «Куда уходит злость»

Каждому из нас не все нравится в обстановке, людях себе самом. Подумайте, чем вы больше всего недовольны в данный момент. Представьте себе, что мы пришли сюда поругаться и выразить друг другу свое недовольство. По кругу делайте соседу справа любые критические замечания. Отвечать на замечания нельзя.

А сейчас представьте себе, что все сказанное превращается в легкие клубы пара, медленно поднимается вверх и исчезает в форточке. Прикройте глаза, чтобы картина стала отчетливей.

В конце занятия проводится рефлексия.

26 урок. Учимся использовать методы арт-терапии.

Арт-терапия и ее возможности в регуляции эмоциональных состояний.

Упражнение «Рисуем проблему».

Вспомнить актуальную ситуацию в своей жизни, с которой связаны негативные эмоции. Изобразите ее на бумаге с помощью линий, цвета, форм, символов. Напишите на листе слова, которые у вас ассоциируются с этой ситуацией. Поступите с листком так, как вам хочется.

Рефлексия по кругу.

Раздел 6. «Уже пора…»

Работа с притчей.

Путники.

Некие путники достигли подножия высокой горы, на вершине которой были скрыты неисчислимые сокровища. Они увидели, что на вершину ведет множество путей. Не зная какой путь выбрать, люди бродили у подножия горы. Несколько самых отчаянных взобрались по тропке до первого плато. Там они услышали, как их окликнул голос «Не сомневайтесь, все пути ведут на вершину…» Переполненные радостью, понесли они эту весть ждавшим внизу. Кто-то поверил им, кто-то вступал в спор. Видно, из-за порывистого ветра на плато путники не разобрали всего, что кричал им голос: «Не сомневайтесь, все пути ведут на вершину. Поднимайтесь сюда по одному из них».

27-28 урок. Как готовиться к будущей профессии.

Требования профессии к человеку. Профессионально важные свойства личности. Примеры профессиограмм.

Упражнение «Сбор чемодана в дорогу».

Проводится по принципу «горячего стула». Сидящий на нем называет профессию, которую хочет выбрать. Учащиеся по очереди говорят о тех сторонах личности, которые позволят ему стать хорошим специалистом, и об отсутствующих качествах, которые ему нужно приобрести.

29 -30 уроки. Через десять лет…

Упражнение «Мое жизненное кредо».

Проводится в кругу. Произнести свое имя и свой жизненный девиз, цель, или то, что вы считаете самым важным в себе.

Упражнение «Встреча».

Медитативное упражнение, проводится под руководством ведущего. Сосредоточение на дыхании, расслабление, визуализация образа себя через 10 лет, диалог с образом, выход из медитативного состояния.

Упражнение «Моя жизнь через 10 лет».

Выполнение рисунка-коллажа на данную тему. К этому упражнению необходимо заранее подготовить вырезки из старых газет и журналов. На выполнение дается 15 минут. Презентация рисунков по кругу.

Упражнение «Составление жизненных планов».

Разделить лист на 5 частей и написать в начале каждой части: «через год», «через два года», «через три года», «через пять лет», «через десять лет».

Начните составление планов с последнего пункта. Там запишите все, что вы нарисовали на своем рисунке и хотите увидеть в своей жизни через 10 лет. В остальных пунктах распишите, что и когда надо сделать, чтобы этого добиться. Обсуждение планов по кругу.

Рефлексия .

Критерии эффективности.

Курс в течение трех лет проходит апробацию в МОУ «СОШ № 21 г. Нальчика». В начале и конце учебного года проводится диагностика по следующим методикам:

  1. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна.
  2. Методика «Ориентация субъектного контроля».
  3. Методика «Субъективное пространство возможного действия» (Р.Х. Багова).
Занятия приводят к повышению адекватности самооценки, повышению интернальности и расширению субъективного пространства возмодного действия у девятиклассников.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Битянова М. Система развивающей работы школьного психолога.// Школьный психолог. 2004. № 44.
  2. Вачков И. Методы психологического тренинга в школе. // Школьный психолог. 2004. № 47.
  3. Если ты не осел, или как узнать суфия. Суфийские анекдоты. СПб.,2003.
  4. Клюева Н.В. Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. Ярославль. 1992.
  5. Методика выявления готовности старшекласскиков к выбору профиля обучения. \\ Под ред. С.Н. Чистяковой. М., 2003.
  6. Психологическое сопровождение выбора профессии. //Под ред Л.М. Митиной. М., 2003
  7. Климов Е.А. Как выбирать профессию.- М. 1990.
  8. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. М., 2002.
  9. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М., 1996.
 

Багова Римма Хамидбиевна, к. психол. н., ст. препод. каф. педагогики и психологии КБГУ., педагог-психолог МОУ «СОШ № 21 г. Нальчика», bagovarimma@mail.ru., 360009, КБР, г. Нальчик, Тимирязева 7.

Тренинг доброжелательности.

Номинация «Лучший сценарий развивающей работы».

Аннотация. Занятие направлено на развитие рефлексии, коммуникативных навыков, мотивации к саморазвитию у старшеклассников.

Обоснование.

Проблема развития доброжелательности является одной из сложных проблем, поскольку считается, что данное личностное свойство закладывается рано, тесно связано с обстоятельствами семейного воспитания, и с трудом поддается коррекции. Однако в развивающей работе с учащимися, особенно старшеклассниками, у которых формируется мировоззрение, необходимо затрагивать и такие сложные проблемы. Возможности современных психологических технологий достаточны для того, чтобы помочь молодому человеку осознать свои негативные установки и сформировать мотивацию к саморазвитию, что и является целью данного тренинга.

Для проведения тренинга необходимы листы ватмана, краски кисточки, листы А 4. Желательно ограничить группу девятью участниками. Тренинг занимает четыре часа.

Тренинг «Доброжелательность»

1. Упражнение «Знакомство». Участники по очереди называют свое имя и высказывают свое отношение к такому свойству личности как доброжелательность.

2. Упражнение «Работа с притчей».

Ведущий читает вслух небольшую притчу. Ученикам нужно записать одним предложением главную мысль, суть притчи. Прочитать записанное по кругу и обсудить, кто как понял смысл притчи.

Великое море.

Величественное море открылось взору Моллы Насреддина. Такую красоту он видел впервые. Очарованный прекрасной картиной, он спустился к воде, чтобы попробовать ее на вкус.

— Подумать только! — сказал он.

— Столько претензий, и не годится для питья!

Ведущий притчу не интерпретирует, отмечает, что в этой притче несколько смыслов и возможны разные интерпретации, отмечает для себя уровень понимания ее группой.

3. Упражнение «Экспресс — диагностика уровня доброжелательности». Для упражнения используются специальные бланки.



Имя
Имя

достоинства

недостатки

достоинства

недостатки

 

 

 

 

На них нужно зашифровать имя одного человека, который нравится, и одного, который не нравится. Затем записать достоинства и недостатки каждого. Посчитать, сколько всего (на двоих) достоинств перечислено и сколько недостатков. Чего больше? Подумайте, почему? Подумайте, можно ли по этим бланкам что-то сказать не об описанных людях, а о том, кто его заполнил? Все высказываются по очереди.

4. Рисунок «Моя доброжелательность и моя недоброжелательность».

Участники рисуют два рисунка на двух листах бумаги. Нужно с помощью цвета, форм, символов передать свое состояние, когда вы доброжелательны и когда вы недоброжелательны. Внизу каждого рисунка надпись 5-7 слов. На рисунок дается 20 минут. После выполнения рисунков все представляют свои работы по кругу. Из рисунков формируется выставка, причем рисунки разделяются по темам: выражающие доброжелательность отдельно, недоброжелательность — отдельно.

Обратите внимание на разницу в атмосфере рисунков, изображающих доброжелательность и недоброжелательность. Подумайте, как атмосфера этих рисунков связана с душевным состоянием человека, когда он доброжелателен и когда недоброжелателен? Подумайте, может ли такое состояние стать характерным для человека? Какое состояние вы хотите, чтобы было в вашей душе?

Проводится рефлексия по кругу.

5. Упражнение «Учись замечать хорошее».

У каждого человека обязательно есть свои достоинства. Положительные качества можно найти даже у отрицательных сказочных героев, которые являются олицетворением зла. Например, Баба-Яга очень подвижная и бодрая для своего возраста старушка, Карабас-Барабас любит искусство и т.д. Вспомните человека, который вам не симпатичен, вызывает сильные отрицательные эмоции. Найдите в нем какое-нибудь достоинство. Насколько легко вам это сделать? Какие переживания вызвало у вас выполнение этого упражнения?

Проводится рефлексия по кругу.

6. Упражнение «Разговор с врагом».

Упражнение выполняется с использованием «пустого стула». «Поставьте рядом с собой пустой стул. Представьте, что на этом стуле сидит человек, который тебе не симпатичен, вызывает у тебя отрицательные эмоции. Расскажите ему о своих чувствах, своем отношении к нему. Вы можете высказать все чувства, которые испытываете по отношению к нему. Пересядьте на пустой стул и ответьте себе с позиции этого человека. Пересядьте обратно и скажите этому человеку о его достоинствах, хороших качествах, которые вы в нем нашли. Поменяйтесь опять местами и ответьте себе с позиции другого человека».

7. Повторяется упражнение «Работа с притчей».

Ведущий читает вслух ту же самую притчу. Участники интерпретируют ее по кругу. Ведущий может отметить для себя, изменился ли уровень понимания притчи по сравнению с началом тренинга.

8. Рефлексия. Все по кругу высказываются, начиная со слов «Здесь и сейчас я…».

Критерием эффективности тренинга можно считать изменение в уровне понимание смысла притчи, если в интерпретациях участников появляется тема самоценности личности.

Багова Римма Хамидбиевна педагог-психолог МОУ «СОШ № 21» г. Нальчик