Духовность школьника и педагога в зеркале современных психологических знаний и опыта психологического сопровождения воспитательного процесса | Обучение и развитие детей

Духовность школьника и педагога в зеркале современных психологических знаний и опыта психологического сопровождения воспитательного процесса

На главную Просвещение школьников Духовно-нравственное воспитание Духовность школьника и педагога в зеркале современных психологических знаний и опыта психологического сопровождения воспитательного процесса
Духовность школьника и педагога в зеркале современных психологических знаний и опыта психологического сопровождения воспитательного процесса
Просвещение школьников — Духовно-нравственное воспитание
Е.А.Жарковская

Сегодня приоритетными для белорусов становятся такие ценности, как белорусская государственность, культура, история белорусского этноса, национальные традиции, обычаи, общечеловеческие идеалы добра, правды, справедливости. Все это закладывается в детстве – в семье, школе, социуме.

До некоторых пор было принято считать, что только учитель и ученик являются субъектами образовательной деятельности школы. Но ребенок, пришедший в образовательное учреждение, является носителем национальных, религиозных, социальных, психологических, педагогических и других традиций и особенностей семьи. Поэтому следует считать субъектом образовательного процесса не ребенка, а семью.

Семья должна определять цели, смысл, содержание образовательного процесса, она является основным хранителем народных традиций и основным элементом их передачи. Семья делегирует свои полномочия школе, которая не заменяет, а помогает семье создать условия для развития личности школьника и его духовного становления, вводит его в мир культуры, являющейся результатом духовного творчества народа, обеспечивает расширение социальных контактов и его самоопределение в поле профессиональных возможностей.

К сожалению, во многих семьях основным недостатком в воспитательной практике является отсутствие духовной близости между родителями и детьми. Родители не понимают ребенка, отсутствует доверительный характер во взаимоотношениях между отцами, матерями и детьми. Ситуация осложняется тем, что многие социальные ценности старшего поколения отвергнуты, а новые их не заменили.

Через ребенка школа способна влиять на семью. Учитель и школа ответственны не только перед государством за результаты своей деятельности, а в основном ответственны перед семьей. А значимые результаты достигаются только при создании оптимальных условий для осуществления продуктивной деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса.

В правильно организованном воспитательном процессе тесно взаимосвязаны два вида деятельности: воспитывающая деятельность педагога и деятельность самих учащихся (социальная, трудовая, физическая, эстетическая). Деятельность должна побуждаться самим ее смыслом, ее назначением, потребностями, установками самих учащихся. Мотивы – вот исходный момент в организации деятельности, а качества личности – это результат собственной деятельности человека. Через окружающий мир предметов, явлений, действий происходит формирование человека, его качеств, свойств, способностей. Социальная и воспитательная цели реализуются в социально значимой деятельности.

Современная школа не игнорирует запросы семьи и не навязывает чуждые семье идеологические или духовно-нравственные доктрины. Система образования, реализуя фундаментальные права человека, стремится изучать духовно-нравственные запросы семьи, активно с ней сотрудничать в соответствии с целями и интересами общества. Это сотрудничество проявляется в реагировании школы на запросы семьи, в опоре общественного воспитания на семейные духовно-нравственные ценности.

Духовность высшая человеческая ценность, лежащая в основе формирования гуманистической личности. Важным средством воспитания духовности является общение. Это основной компонент образа жизни детского коллектива, первостепенный атрибут любого вида деятельности, средство материализации воспитательных отношений между воспитанником и воспитателем. В силу своей многозначности общение выполняет ряд функций. Особо значимые среди них – нормативная, познавательная и актуализирующая функции.

Нормативная функция предусматривает освоение воспитанниками при помощи общения нравственных и социальных норм поведения, общечеловеческих и духовных ценностей.

Познавательная функция способствует интеграции знаний, приведению их в определенную систему. Без общения или при ограничении сферы общения это было бы невозможно. Одновременно данная функция обеспечивает трансляцию индивидуального социального опыта от поколения к поколению, тем самым обеспечивая преемственность и развитие в жизни человеческого опыта.

Актуализирующая функция связана с процессами самоутверждения и самореализации ребенка в сфере сверстников. Эта функция способствует развитию взаимоотношений между участниками общения, сохранению группового единства и ценностности.

В силу того, что общение в системе нравственного воспитания занимает одно из первых мест, к нему в повседневной деятельности следует применять педагогические требования:

  • общение должно быть ненасильственным;
  • общение не должно быть авторитарным – учитель должен не навязывать, а лишь высказывать свое суждение, не приказывать, а советовать;
  • общение должно быть открытым – педагог должен быть открыт и доступен к ведению диалога с воспитанником на любую тему;
  • выслушивать ребенка, не перебивая, а уточняя, внимательно вслушиваясь в каждое слово;
  • сохранять конфиденциальность, не наказывать за искреннее признание в совершении ошибки;
  • в процессе общения у педагога должна быть ярко выраженная эмпатия, т.е. сопереживание по поводу переживания его собеседника;
Ещё одно из основных средств воспитания – отношение. Это ядро системы нравственно-духовного воспитания, основа духовного климата общества, фундамент педагогической технологии. В процессе деятельности и общения отношения выступают связующим звеном между ними. Они являются системообразующим фактором в нравственном развитии человека. Главная их функция – это перенос центра ориентации с предметной среды на личность субъекта. Именно отношения очеловечивают деятельность, придают ей преобразующий характер и одухотворяют общение.

Отношения могут быть благоприятными для всех субъектов и не очень благоприятными. Благоприятные – это гуманистические отношения, они предусматривают содружество, сотворчество. При неблагоприятных отношениях ребенок оказывается в стороне от коллектива, он как бы выпадает из структуры субъектов системы.

Социокультурная ситуация, которая сложилась в нашем обществе, привела к тому, что в настоящее время наше светское образование определяет приоритеты, созвучные религиозно-нравственным ценностям христианства. Среди них: защита прав и свобод личности, ориентация на здоровый образ жизни, укрепление семьи и родственных отношений и др. В условиях реформы системы образования актуализируется проблема повышения духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Школа призвана строить педагогический процесс на основе исторически традиционных духовных и культурных ценностей нашего народа. Многие педагоги и родители в новых условиях стремятся опереться в воспитании полноценного человека и гражданина, в профилактике и коррекции отклоняющегося поведения молодежи на традиционные для белорусского народа ценности и идеалы, а также использовать огромный педагогический опыт исторически традиционных конфессий, в частности, православный святоотеческий опыт.

В марте 2004 г. в рамках Соглашения о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью (от 12 июня 2003 г.) была принята Программа сотрудничества между Министерством образования и Белорусской Православной Церковью на 2004-2006 гг. В рамках этой программы проводится экспериментальный проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников на православных традициях белорусского народа», в котором принимают участие и оршанские школьники и педагоги (СШ №№ 2, 19). Прогнозируемый на выходе результат эксперимента – сформированность представлений о духовно-нравственных идеалах и критериях оценки нравственного и безнравственного, повышение уровня воспитанности учащихся. В рамках этого эксперимента учащиеся первого класса знакомились с основами православной культуры на занятиях изобразительной деятельности, ручного труда, музыкальных занятий, в ходе групповых и индивидуальных нравственных бесед, самостоятельной художественной деятельности, прогулок и экскурсий, совместной трудовой и игровой деятельности. Ребята совместно готовили праздники Покрова Пресвятой Богородицы, Рождества Христова и Пасхи, принимали участие вместе со своими родителями в I Республиканском Православном фестивале, проходившем в г. Орше.

И хотя рано говорить о каких-то конкретных результатах, но промежуточные данные дают возможность судить о положительном влиянии эксперимента на межличностные отношения и личность отдельных учащихся. Так, например, результаты входной и выходной диагностики показывают положительные изменения в состоянии эмоционального климата группы для учащихся (см. диаграмму № 1), профиля группы (как сумма индексов оценки качеств личности – диаграмма № 2), направленность установки учителя (как среднее значение разности всех положительных и отрицательных оценок личностных качеств ребенка – диаграмма № 3).

Таким образом, за небольшой промежуток времени, прошедший с начала эксперимента, можно свидетельствовать о положительных изменениях, происходящих в сознании и самоощущении детей, родителей, педагогов – другими словами, работа по духовно-нравственному воспитанию учащихся изменяет и наполняет высокими духовными качествами личность и самих воспитателей. Выходит, спасая наших детей, мы спасаем и себя.

Источник: Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: проблемы, опыт, перспективы. Материалы областной научно-практической конференции 19–20 декабря 2006 г. В 2-х ч. – Ч. 1. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007. – 65 с.