Интеллектуальное и творческое развитие детей

Духовно-нравственное воспитание учащихся 9-ых классов на уроках курса «Человек. Общество. Государство»

На главную Просвещение школьников Духовно-нравственное воспитание Духовно-нравственное воспитание учащихся 9-ых классов на уроках курса «Человек. Общество. Государство»

Духовно-нравственное воспитание учащихся 9-ых классов на уроках курса «Человек. Общество. Государство»
Просвещение школьников — Духовно-нравственное воспитание
Е.А.Дранец

Проблема формирования духовно-нравственной личности – это, прежде всего, проблема определения жизненной концепции, смысла жизни каждым человеком. Гармоническую, нравственно и социально зрелую личность возможно воспитать лишь на основе вооружения её системой знаний, умений, навыков, с помощью творческой деятельности, сформированности эмоционально-ценностного отношения к миру, включение в различные деятельности в рамках процесса обучения.

Обеспечению духовно-нравственной направленности воспитания на уроках курса «Человек. Общество. Государство» в 9 классе УО «Государственная гимназия № 1 г.Полоцка» способствует аксиологический подход. Традиционно в структуру базовых ценностей учащиеся гимназии включают следующие: «Моё Я (самость)», «Здоровье», «Любовь» (вариант «Дружба»), «Семья». Значимость этих позиций при создании «паутинки ценностей» выявляется непосредственно ребятами на одном из первых уроков курса.

Естественным образом эта структура ценностей накладывается на программу курса «Человек. Общество. Государство». Особенность учебного курса позволяет подростку высказывать собственную точку зрения, отстаивать личную позицию. Взаимосвязь учебно-воспитательного процесса с жизненным познавательным опытом учащихся становится средством активизации социального мышления, основополагающим условием нравственного взросления личности школьника в целом.

Эффективной формой работы является создание проектов по некоторым темам курса («Любовь», «Вредные привычки» и т.д.). Свобода в выборе средств и приёмов в представлении литературного, информационного, иллюстративного, музыкального материала делает такие уроки эмоционально насыщенными, способствует самовыражению учащихся. Учащиеся развивают умение работать в группе, презентовать подготовленный материал.

Учитель вполне может стать активным участником презентации, создав собственный проект.

Эмоциональное воздействие на учащихся оказывает активное использование на уроке литературного материала (притчи, рассказы, стихи) как арсенала нравственных, социальных идей, ценностей. Стимулировать формирование эмоционально-ценностного отношения к изучаемым базовым ценностям, в целом процесс «смысложизненного» поиска позволяют задания творческого характера.

Особое значение при изучении тем духовно-нравственной направленности придаётся использованию текста Библии, что способствует постижению «вечных» вопросов человеческого бытия.

Возможно использование на уроках видеоматериалов, рассказывающих о судьбах людей, чей жизненный путь может служить примером высокой духовности и нравственной чистоты. Такие материалы помогают сформировать у учащихся образ достойной жизни на основе усвоения тех ценностей, которые являются его слагаемыми, учит ребят сопоставлять мысли, действия героев с собственным жизненным опытом.

Актуализации знаний способствует проведение небольших социологических исследований непосредственно на уроке. Оперативное представление результатов даёт возможность для продолжения обсуждения той или иной проблемы. При подготовке и организации уроков достаточно часто используются материалы исследовательских работ учащихся гимназии, позволяющих обсуждать на уроке проблемы не «абстрактного» подростка, а вопросы, актуальные в реальной гимназической среде.

Итогом работы учащихся за год в направлении духовно-нравственного совершенствования может стать самопрезентация, в ходе которой учащиеся пытаются проанализировать изменения, произошедшие в их внутреннем мире, в их отношении к окружающей действительности. Стимулом к рефлексии в учебной деятельности, обращении к своим внутренним переживаниям может стать работа над сочинением-самоанализом «Письмо к себе».

Источник: Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: проблемы, опыт, перспективы. Материалы областной научно-практической конференции 19–20 декабря 2006 г. В 2х ч. – Ч. 1. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007. – 65 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>