Духовно-нравственное воспитание на православных традициях как социально-педагогическая проблема | Обучение и развитие детей

Духовно-нравственное воспитание на православных традициях как социально-педагогическая проблема

На главную Просвещение школьников Духовно-нравственное воспитание Духовно-нравственное воспитание на православных традициях как социально-педагогическая проблема
Духовно-нравственное воспитание на православных традициях как социально-педагогическая проблема
Просвещение школьников — Духовно-нравственное воспитание
Л.Н.Коваленко

В настоящее время в Республике Беларусь основной целью учебно-воспитательного процесса является развитие и саморазвитие личности, способной стать субъектом своей жизнедеятельности и достойным гражданином страны. Проводимая работа предполагает ориентацию учащихся на систему общечеловеческих ценностей, которые обеспечивали бы достойную человеческую жизнь и процветание Отечества. При этом в качестве важнейших задач воспитания детей и молодежи определены:

  • формирование патриотизма и гражданственности, основанных на любви к своей земле, народу, языку, уважении к национальной культуре, традициям, обычаям, истории;
  • нравственное развитие личности на основе восприятия факта сосуществования и взаимодействия множества культур, систем духовных и моральных ценностей.
 

Современная воспитательная парадигма предусматривает установку на равенство разных видов социально принимаемого воспитательного опыта: воспитание на народных традициях, светское воспитание, религиозное воспитание.

Государственная система образования при выборе союзника в воспитании подрастающего поколения учитывает влияние на формирование духовных, культурных и государственных традиций исторически традиционных для Беларуси религий, в первую очередь, православия. Принятое в июне 2003 года Соглашение о сотрудничестве между Белорусской Православной Церковью и Республикой Беларусь создает дополнительные правовые основы для взаимодействия органов управления и учреждений образования с епархиями, благочиниями и приходами Белорусской Православной Церкви по вопросам воспитания учащейся молодежи. Социально-нравственный аспект христианской религии состоит в том, что она задаёт определённую систему ценностей и норм человеческой жизни. Чтобы не допустить деградации общества, необходимо направить общественное сознание на шкалу духовных, нравственных ценностей.

Сверхзадача нравственного воспитания – формирование у школьников потребности в высоких духовных переживаниях, потребность в служении интересам Отечества, способность к самопознанию и самосовершенствованию. Разумеется, для духовного обогащения учащихся весьма важным являются и социально-моральные аспекты религии, и ее влияние на культуру, быт, традиции народа.

В нашем обществе духовность нераздельно связана с такими понятиями, как патриотизм, привязанность к земле предков. Белорусский поэт, гуманист и просветитель эпохи Возрождения Николай Гусовский писал о большом значении духовной культуры для процветания государства: «Государство опирается больше на доблесть духа, чем на силу тела, о чем свидетельствуют как греки, так и римляне». Симон Будный, известный деятель белорусской культуры, придавал большое значение роли учителя в духовной развитии народа: «Учитель наказанием, поучением и напоминанием сохраняет людей от духовного гонения».

Каждому гражданину нужно помочь сориентироваться в сложной и неоднозначной обстановке в республике, дать возможность на основе полученной информации выработать свою собственную позицию в отношении как традиционных конфессий, так и новых религиозных течений. Следует помнить, что нельзя ограничиться одними запретительными и разоблачительными мерами в отношении нетрадиционных религий, хотя это необходимо. Этому влиянию надо противопоставить нечто позитивное, некую конструктивно-созидательную систему ценностей, жизненную программу, которая, будучи усвоенной личностью, нейтрализует и «выдавит» импортные суррогатные формы религиозности и духовности.

Такая система ценностей и духовно-нравственного потенциала содержится в традиционных для Беларуси конфессиях, прежде всего в христианстве. Культурноформирующая роль христианства, особенно православия, для нашей страны огромна. Оно явилось тем основанием, на котором сформировалась государственность, ментальность, образ жизни восточнославянского этноса. Сохранение и приумножение этого богатства – наш священный долг и обязанность.

Эффективная система духовно-нравственного воспитания, хорошо организованная, продуманная, четко ориентированная, может и должна стать главным средством противодействия нетрадиционной духовности. Важнейшим участником этой кропотливой многотрудной работы является школа, ибо здесь формируется духовно-нравственная основа, стержень личности. И от того, какая личность выйдет из стен школы, во многом зависит будущее нашей страны.

Результаты изучения мнения работников образования по вопросам духовно-нравственного воспитания на православных традициях

1.Относите ли Вы к приоритетным задачам образовательной системы становление духовно-нравственных ценностей  у молодежи? ДА 100%

2.Считаете ли Вы, что нравственные ценности христианства могут оказать положительное влияние на воспитание высоких моральных качеств у школьников? ДА 100%

3.Как Вы расцениваете Соглашение о сотрудничестве между РБ и БПЦ?



— Как попытку положительно повлиять на духовно-нравственную атмосферу в обществе

— Как попытку оздоровить общество, вызвать добрые отношения людей друг к другу

4.В чем Вы видите основные проблемы и трудности взаимодействия государственных учебных заведений и БПЦ?

а) мировоззренческая неподготовленность родителей

и общественности……………………………………………………………………………….45%

б) недостаточно разработана нормативная база……………………………….. 35%

в) наличие других конфессий……………………………………………………………..30%

г) мировоззренческая и содержательно-образовательная неподготовленность учителей………………25%

5.Каково Ваше отношение к «Соглашению между Министерством образования РБ и БПЦ»?

а) с одобрением…………………………………………………………………………………….64%

б) индифферентно………………………………………………………………………………..30%

в) не одобряю………………………………………………………………………………………..6%

6. Считаете ли Вы возможным при проведении воспитательной работы

использование библейских сюжетов?

а) да……………………………………………………………………………………………………..95%

б) нет………………………………………………………………………………………………….. 5%

Источник: Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: проблемы, опыт, перспективы. Материалы областной научно-практической конференции 19–20 декабря 2006 г. В 2х ч. – Ч. 1. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007. – 65 с.