Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» | Обучение и развитие детей

Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Балясова Ирина Сергеевна
Предмет: литература Класс: 5 УМК: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. На электронном носителе. В 2-х ч. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2013 Тема урока: Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Место данного урока в рамках учебного курса: первый урок при изучении произведения К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» Тип урока: комбинированный Активизация хода учебного процесса: технология сотрудничества, дифференцированного обучения, ИКТ. Формы работы с учащимися: индивидуальная, групповая, беседа. Формы и методы контроля: самостоятельная работа с тестом, составление синквейна, листы оценивания Основная дидактическая задача: освоить обучающимися в ходе изучения произведения К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» систему разграничения понятий «добра» и «зла» как одну из составляющих антитезы; обеспечить обучающихся овладением ключевыми компетенциями анализа текста как основой умения учиться понимать текст; формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, формировать основы гражданской идентичности, создавать ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции, формировать культуру общения в работе группами. Межпредметные связи: с русским языком – обучающиеся находят лексическое значение слов «добро» и «зло» в Толковом словаре С.И, Ожегова, подбирают антоним и синонимы к слову «теплый», находят средства выразительности в тексте, пытаются объяснить, с какой целью автор использовал их; с историей – обучающиеся воспринимают информацию о Гражданской войне, о Великой Отечественной войне. Связь теории с практикой: организация наблюдений за явлениями природы за окном и представленном фрагменте мультфильма по сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» Оборудование и наглядность: компьютер, проектор, учебник, фрагмент из мультфильма по сказке «Тёплый хлеб», Толковый словарь С.И. Ожегова, тест по сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб», задания для групп, презентация, оценочные листы, выставка произведений К.Г. Паустовского, песенка «Дорогою добра» из к/ф «Маленький Мук». Планируемые результаты: – личностные: осознание нравственных ценностей как необходимого условия жизни человека; – метапредметные: умение организовать свою деятельность на уроке, определять цели и задачи, умение самостоятельно вести поиск, анализ, выбор необходимой информации, высказывать свои суждения, подтверждая фактами, умение взаимодействовать друг с другом; – предметные: выразительно читать текст, анализировать эпизоды.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Организационный

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку. На партах у вас лежат задания и оценочные листы, с которыми вы будете работать в течение урока.

Проверяют готовность к уроку

Личностные: освоение социальных норм, правил поведения;формирование ответственного отношения к учению.

Регулятивные: формирование умения самостоятельно начинать и выполнять действия и заканчивать их.

2.Мотивация к

учебному действию

 

Чтобы определить тему урока, послушайте восточную притчу. А в конце ответите на вопрос: о каких двух волках рассказывается в произведении?

1. Читает притчу.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

– В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

– А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

2. Задаёт вопросы.

3. Выслушивает ответы.

4. Подводит к формулировке темы урока.

5. Обобщает высказывания учащихся.

Как вы поняли, окаких двух волках рассказывается в притче?

Ребята, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Правильно, именно о добре и зле пойдёт речь на уроке.

 

 

 

1. Слушают притчу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Отвечают на вопросы.

3. Заслушивают ответы друг друга, анализируют полученные результаты.

4. Формулируют название темы урока, записывают её в тетради.

Личностные: готовность вести диалог друг с другом и достигать в нём взаимопонимания, вдумываться в смысл художественного произведения.

Познавательные: формирование умения выделять существенные и несущественные признаки для построения анализа.

Коммуникативные: формирование умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя; умения обмениваться необходимой и полезной информацией; умения аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности; умения строить монологическое контекстное высказывание средствами устной речи

3.Актуализация опорных знаний по теме

 

1. Задаёт вопросы с целью выявления знаний по поставленной теме урока

Как вы понимаете, что такое добро и зло? Приведите примеры злых и добрых поступков. А почему появляется зло, почему люди его совершают?

2. Перед вами словари, выберите тот словарь, в котором вы можете узнать значение слов «добро» и «зло».

В каком произведении всегда побеждает добро?

Аргументированно отвечают на поставленные вопросы.

 

Вступают в диалог.

 

 

Выбирают Токовый словарь С.И. Ожегова, находят лексическое значение слов «добро» и «зло».

Отвечают на вопрос.

Определяют жанр произведения, в котором всегда побеждает добро. (Сказка)

Личностные: формирование уважительного и доброжелательного отношения друг к другу; готовность вести диалог и достигать в нём взаимопонимания; формирование навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности

Коммуникативные: формирование умений самостоятельно отвечать на вопрос; умения обмениваться необходимой и полезной информацией для общения; умения строить монологическое высказывание.

Познавательные: формирование умения работать со словарём.

Регулятивные: формирование умения самостоятельно начинать и выполнять действия.

4.Формулировка темы урока. Постановка цели. Определение задач.

Подводит учащихся к формулировке темы урока.

Какую сказку вы прочитали дома? Кто автор этой сказки?

Сформулируйте тему урока.

Тема урока «Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб» записана на доске

Цель урока: проанализировать сказку К. Г. Паустовского, понять, что счастье человека в добре, добрых поступках, взаимной выручке.

Задачи урока:

– охарактеризовать поступки главного героя;

– проследить за изменениями в поведении и характере героя;

– научиться видеть в сказке обличие зла;

– выделить в сказке главные образы. Слайд 2

Отвечают на вопросы

 

 

 

Формулируют название темы урока «Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»

 

Регулятивные: целеполагание

5. Знакомство с автором произведения.

Выставка книг К.Г. Паустовского

Ребята, когда я начинаю читать какое-нибудь произведение, меня всегда интересует судьба автора. А вы знаете что-нибудь о К.Г. Паустовском?

Сейчас наш юный магистр расскажет о писателе. Слайд 3

Представленные книги К.Г. Паустовского вы можете взять в школьной библиотеке.

Вспомните, по каким критериям мы будем оценивать выступление докладчика?

(Сообщение о писателе должно удовлетворять следующим требованиям:

– обязательно рассказывать, а не читать;

– использовать не только материал в учебнике, но и дополнительные источники информации; (назвать их);

– слушателям должно быть интересно.

 

 

 

 

Ученик выступает с сообщением о писателе

По окончании выступления ученики дают оценку прозвучавшему сообщению

Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности

6. Осмысление художественного произведения

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков при восприятии и усвоении учебного материала.

Предлагаю начать разговор о прочитанной дома сказке с небольшого кроссворда. Проверим, насколько вы были внимательны к деталям при чтении произведения.

Чтобы рассуждать о добре и зле в сказке, мы должны вспомнить героя, в котором борются два волка.

Назовите этого героя.

Расскажите о герое по плану, остальные внимательно слушают и готовятся оценивать ответ. Выслушивает сообщения обучающегося, построенное по плану, дополнения учащихся класса, помогает при оценивании ответа.

Задаёт вопросы:

Хочется ли вам дружить с таким мальчиком?

Работа с тестом.

 

Самопроверка. Слайд 4

Посчитай количество правильных ответов

Оценивание по критериям

Кол-во ошибок

Отметка

0

5

2-3

3

4-5

2

 

 

 Отвечают на вопросы, выступают с сообщением, дополняют ответ, оценивают.

План рассказа о герое.

Имя героя.

Главный герой или второстепенный.

Где живет и с кем.

Какие черты характера героя показывает автор.

Оценивание по плану

1. Правильность ответа

2.Строился по плану

3.Был подготовлен

4.Можно ли дополнить ответ

5.Оценка

Познавательные: поиск и выделение информации.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; уважительного и доброжелательного отношения друг к другу;готовность к монологу;

Регулятивные: формирование умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; умения в сотрудничестве с учителем осуществлять контроль по результату действия; умения самостоятельно оценивать правильность выполнения задания на уровне соответствия результата заданным требованиям;

Познавательные: формирование умения изучающего чтения; умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации, в том числе с использованием дополнительных образовательных ресурсов, для выполнений учебных заданий; умения структурировать тексты; умения выделять существенные и несущественные признаки для построения анализа.

Коммуникативные: формирование умения обмениваться необходимой и полезной информацией для общения и деятельности в процессе сотрудничества; умения строить монологическое контекстное высказывание средствами устной.

7.Выразительное чтение эпизодов с последующим анализом. Работа в группах.

Организует работу по выразительному чтению и анализу эпизода по группам

Хорошо, главного героя мы охарактеризовали, но мы должны еще проследить за его поведением и посмотреть, как оно меняется и как меняется сам герой в различных ситуациях.

Правила работы в группе:

– выбрать лидера группы;

– распределить роли в группе;

– говорить спокойно, ясно и только по делу;

– помогать товарищам.

1-я группа.Какой поступок совершает Филька в начале произведения? Добрый или злой? Для этого прочитаем по ролям эпизод «Как Филька обидел коня»

Остальные следят за чтением, готовятся его оценивать по плану.

Какой поступок совершает Филька в начале произведения: добрый или злой?

А в чём выразилось зло мальчика?

А почему мальчик так поступил, как вы думаете?

А вот в этот момент он понимает, что сотворил?

2-я группа. Какую историю рассказывает бабка Фильке? Чтение по ролям эпизода «Столетняя история»

Остальные слушают чтение и готовятся к оцениванию

Почему бабка рассказала Фильке эту историю?

3-я группа. Чтение эпизода «Филька просит прощение у коня»

Если человек осознал свою вину, что он делает? Приходилось ли вам когда-нибудь просить прощение?Легко ли это?

Конь простил Фильку?

Легко ли было Фильке просить прощения?

А почему конь не сразу простил мальчика?

– Какой волк победил в душе Фильки? Какие добрые дела научился совершать Филька?

– А вообще нужно прощать ошибки?

Ученики должны продемонстрировать умение слаженно работать в группе.

 

 

 

Выразительное чтение эпизода по ролям, отвечают на вопросы, оценивают чтение

 

 

 

Закричал, ударил, оскорбил словами, бросил хлеб на землю.

 

 

 

 

 

Он не понимает. И не понимает последствия своего поступка.

 

Просит прощение.

Надо уметь прощать ошибки, ведь ошибиться может каждый…

Требования к чтению по ролям:

1. Своевременно начинать читать свои слова.

2. Подбирать правильную интонацию.

3. Читать безошибочно.

4. Читать выразительно.

Критерии оценивания

«5» – выполнены все требования,

«4» – допущены ошибки по одному какому-то требованию,

«3» – допущены ошибки по двум требованиям,

«2» – допущены ошибки по трем требованиям

Личностные: формирование уважительного и доброжелательного отношения друг к другу.

Регулятивные: формирование умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям;

Познавательные: формирование умения осуществлять выбор способов решения задач;

Коммуникативные: формирование умения учитывать разные мнения и самостоятельно выстраивать свою деятельность в сотрудничестве в соответствии с целями, поставленными учителем; умения строить монологическое контекстное высказывание средствами устной речи, умения выразительно читать текст

8.Осмысление

Художественного текста. (Продолжение)

Проблемный анализ художественного текста через работу в группах.

– А теперь давайте посмотрим, как другие персонажи предлагают Фильке справиться со злом.

1-я группа. Что предлагает Фильке бабка?

2-я группа. Что советует сделать Панкрат?

3-я группа. Что делают ребята? Найдите ответы в тексте.

Беседа. Учитель задает вопросы.

– Как боролись со злом герои сказки?

– Изменился ли Филька в конце сказки? Он понял свою ошибку?

А вы, ребята, совершали ошибки? Трудно было исправлять их? Кто вам помогал в этом?

Вспомните притчу. От какого «волка» избавился Филька?

 

 

 

 

Ученики должны продемонстрировать умение слаженно работать в группе. Представляют полученные результат.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Со злом нужно бороться всем миром. Все вместе они прекратили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба.

 

 

 

Оценивание работы в группе.

Личностные: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни;формирование ответственного отношения к учению, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;готовность вести диалог друг с другом и достигать в нём взаимопонимания; навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со сверстниками.

Регулятивные: формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; умения в сотрудничестве с учителем оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям; умения самостоятельно вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце.

Познавательные: умения выделять существенные и несущественные признаки для построения анализа.

Коммуникативные: формирование умения учитывать разные мнения и самостоятельно выстраивать свою деятельность в сотрудничестве; умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя; умения обмениваться необходимой и полезной информацией; умения формулировать собственное выводы; умения аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности; умения в соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства.

9. Включение нового знания в систему знаний. Работа в группах.

Просмотр фрагмента из мультфильма по сказке «Тёплый хлеб».

Роль природы. Беседа.

– Что произошло, когда конь простил Фильку?

– Как природа реагирует на поступки Фильки?

– Как она меняется?

– Какими средствами это достигается?

Найдите в тексте цветовое и звуковое восприятие пейзажа, а также движение в природе.

1-я группа – Звуки

 

 

 

 

2-я группа – Цвет

 

 

 

 

3-я группа – Движение

 

Вывод: природа – это тоже образ. За злые поступки она «мстит» по-своему, сердится на людей и радуется вместе с ними. Она живет своей жизнью, помогает понять человеку красоту, гармонию на Земле.

Внимательно смотрят фрагмент из мультфильма по сказке «Теплый хлеб»

Отвечают на вопросы, делают выводы.

 

Работа с текстом

(каркали, завыл, засвистел, ломали скворечники, хлопали ставни, неслись, шурша, ревела метель, зашумела роща, со звоном разбились сосульки)

 

(черная вода, небо зазеленело, небесный свод, черные ивы, поседели от стужи, солнце всходит багряное, по седым ивам)

(таял и выпадал снег, вороны толкались, кружились льдинки, вздул снег, запорошил горло, летела мерзлая солома, мороз прошел)

Оценивание работы в группе.

Личностные: формирование уважительного и доброжелательного отношения друг к другу.

Познавательные: поиск и выделение информации

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.

Регулятивные: формирование умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям

10. Раскрытие смысла названия сказки

Работа над лексическим значением слова «теплый».

 

Беседа.

– Вспомните, с чем пришел Филька мириться с конем?

– А сказка как называется?

– Какой антоним употребляет автор к слову «теплый»?

– Как может быть холодным человек, сердце?

– Как вы понимаете слова бабки «Помер от охлаждения сердца»?

На доске записано несколько лексических значений данного слова.

Нагретый, дающий или содержащий тепло.

Не знающий морозов, южный.

Хорошо защищающий тело от холода.

Имеющий отопление.

Отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый

– В каком лексическом значении употреблено слово теплый в словосочетании теплый хлеб?

– Какой троп содержит в себе название сказки? Почему автор назвал хлеб, испеченный людьми, еще и чудесным?

– Итак, в чем смысл названия сказки?

– Какой еще образ можно выделить в сказке?

– Посмотрите на слайд 5. Это тоже «теплый» хлеб, он особенный. Это кусочек блокадного хлеба – хлеба жизни во время Великой Отечественной войны 1941–1945гг.

Ребята, подведем итог в виде составления синквейна на тему «Хлеб»

– А кто знает, как относились на Руси к хлебу?

Хлеб издавна являлся главной пищей людей. Выращивая его, человек добывает себе не только пропитание, но и уважение, доброе отношение к себе.

 

 

 

Отвечают на вопросы, делают выводы.

Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый – значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, – это своего рода искупление вины мальчика.

 

 

 

 

 

 

 

Образ хлеба

 

 

 

 

Хлеб. Мягкий, теплый. Растет, кормит, согревает. Мама испекла вкусный хлеб. Жизнь

Оценивание работы в группе.

Личностные: смыслообразование.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: саморегуляция.

11.Рефлексия

Слайд 6

Достигли мы своей цели? В чем счастье человека? Удалось решить поставленные перед нами задачи?

Мы проследили за изменением в поведении и характере мальчика? Увидели в сказке обличие зла? От какого из волков каждый из вас хотел бы избавиться?

А какие главные образы выделили?

Где можно применить новые знания?

Завершите заполнение оценочного листа. Поставьте отметку группе за работу на уроке.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

Работа с оценочным листом.

Лидер ставит отметку группе за работу на уроке.

Личностные: самоопределение, оценивание своей работы

Коммуникативные: разрешение конфликтов.

Регулятивные: оценка, саморегуляция

12.

Домашнее задание

Выдаёт и комментирует дифференцированное домашнее задание на карточках:

1. Разгадай кроссворд

2. Мини-сочинение «О чем я задумался, читая сказку «Теплый хлеб»?

3. Выразительное чтение «История вороного коня» стр.73 до слов «…пострадал от врага»

Звучит песенка «Дорогою добра» из к/ф «Маленький Мук». Учитель вносит поднос с кусочками ржаного хлеба.

Записывают домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята разбирают хлеб

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

Регулятивные: формирование умения самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные: формирование умения осуществлять выбор способов решения задач.

Приложение

Тест по сказке Паустовского «Тёплый хлеб».

1. Назовите главного героя-животного в сказке «Тёплый хлеб».

А.Лиса Б. Кот В.Конь

2. Приносить людям добро – это значит…

А. Помогать Б. Жить для себя В. Думать только о себе.

3. Охлаждение сердца – это…

А.Сердце замёрзло. Б.Сердце перестало биться.

В. Очерствело, стало равнодушным.

4. Реальные мотивы в произведении Паустовского:

А. Болтовня сороки Б. Панкрат-колдун В. Раненый конь

5. Синоним к словосочетанию «тёплый хлеб»:

А.Холодный Б.Чёрствый В.Горячий

Приложение

Оценочный лист группы

Критерии

Моя оценка (+ или -)

1

Работа в группе «Чтение по ролям»

 

2

Работа в группе «Персонажи предлагают»

 

3

Работа в группе «Природа»

 

4

Синквейн

 

Итоговая оценка

 

Оцени работу группы

Критерии

Оценка

(+ или -)

Работали дружно…

 

Своевременно выполнили задание…

 

Качественно выполнили задание…

 

Каждый приложил усилие в общем деле…

 

Разгадай кроссворд

Приложение

 

Вопросы

  1. Как в сказке «Тёплый хлеб» звали главного героя? (Филька)
  2. За что бабка часто выговаривала Фильке? (Неласковость)
  3. Какой окрик был у Фильки, когда он забросил хлеб далеко в рыхлый снег? (Злорадный)
  4. Какая черта характера преобладала у мальчика в начале сказки? (Жестокость)
  5. Когда бабка рассказала Фильке историю, происшедшую 100 лет назад, что испытал мальчик? (Страх)
  6. Что хотел услышать Филька от мельника Панкрата, когда пришёл к нему морозной ночью? (Совет)
  7. Что получил мальчик за свою решимость признать ошибку от сельчан? (Помощь)
  8. Что ощущаешь на сердце от сделанного доброго дела? (Тепло)
  9. Что принёс Филька коню вместе с тёплым хлебом? (Дружба)
  10. Что поселилось в Филькином сердце в конце сказки? (Доброта)