Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Методические рекомендации | Обучение и развитие детей

Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Методические рекомендации

На главную
Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Методические рекомендации
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика интеллектуального развития
План:

  1. Методические рекомендации
  2. Цели и задачи исследования
  3. Общая инструкция к проведению исследования
  4. Обработка и анализ индивидуальных тестовых результатов
  5. Количественный анализ групповых тестовых результатов
  6. Интерпретация результатов
  7. Стимульный материал методики
Назначение: используется для исследования структуры умственных способностей.

Содержание субтестов:

1. Дополнение предложений — способность формулировать суждения.

2. Выбор слова — проверка чувства языка, понимание значения слова.

3. Аналогии — комбинаторные способности, подвижность и переключаемость мышления.

4. Обобщение — способность к формированию понятий.

5. Числовые ряды — теоретическое математическое мышление.

6. Память — исследование кратковременной памяти, умение работать с формальными признаками и смысловыми признаками, сохраняемыми в памяти.

7. Фигурки — способность к пространственному воображению, конструктивные способности.

8. Кубики — способность к объемно–геометрическому анализу.

Методика предназначена для возрастной категории от 6 до 12 лет. В ее основе лежит тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Адаптированный вариант имеет семь самостоятельных модификаций, используемых для работы с конкретными возрастными группами.

6-7 лет — до момента поступления в 1-й класс и начало 1-го класса.

7-8 лет — конец обучения в 1-м классе.

8-9 лет — 2-й класс.

9-10 лет — 3-й класс.

10-11 лет — 4-й класс.

11-12 лет — 5-й класс.

9-12 лет — невербальная часть теста.

Комплексное использование адаптированных методик позволяет получить сведения об уровне интеллекта и его структуре. При использовании всех вариантов теста на протяжении пяти лет можно проследить динамику развития общих умственных способностей.

Интеллект понимается как субструктура в структуре личности человека, как структурированная целостность умственных способностей человека, которые реализуются в достижениях и дают человеку возможность жить жизнью действующего субъекта. Отдельные способности взаимосвязаны, имеют определенную структуру и их нельзя понимать как изолированные элементы.

Тест позволяет интерпретировать результаты на трех уровнях:

1. Общий уровень интеллекта выявлен на основе общего результата, переведенного в стандартный показатель. При интерпретации, однако, необходимо учитывать следующие специфические требования со стороны теста:

а) тест требует определенной быстроты мышления;

б) из–за относительной сложности заданий тест меньше годится для тестирования лиц с явно заниженной результативностью; чем дальше их результативность отклоняется от среднего уровня, тем менее надежны полученные результаты;

в) на тестовые результаты положительно влияет образовательный уровень, результаты школьного обучения; поэтому более адекватно сравнить испытуемых с лицами с одинаковым образованием, чем с лицами одного возраста;

г) общие достижения в тесте явно зависят от социокультурных условий, т.е. от неспецифического учения.

2. Интерпретация профилей на базе группы субтестов, близких по факторному признаку. Благодаря субтестовой структуре тест позволяет дифференцированно оценивать уровень развития интеллекта. Отдельные субтесты возможно объединять в следующие группы:

а) вербальные субтесты, требующие способности обращаться со словами, как с символами (субтесты 1, 2, 3, 4, 6). У лиц с высшей результативностью в этих субтестах можно предполагать превалирование вербального интеллекта, они чаще ориентированы на общественные науки или изучение иностранных языков, интересуются такими видами практической деятельности, в которых могут использовать вербальное мышление;

б) математический субтест, требующий способности обращаться с математическими символами, с числами;

в) наглядные субтесты, которые выявляют уровень мышления, основанного на наглядности (наглядно-образное). Высокая результативность в наглядных субтестах (7, 8) указывает на превалирование «конкретного» мышления, на мануально-техническую или иную направленность интеллекта. Кроме того, тест позволяет определить профили на основании результатов по отдельным субтестам. Лучшая результативность в субтестах 1 и 3 указывает на одаренность «скорее практическую», в то время как лучшая результативность в субтестах 2 и 4 говорит об одаренности «скорее теоретической». Однако необходимо учитывать и результаты по остальным субтестам, особенно если опыт в наших условиях не полностью подтверждает точку зрения Амтхауэра (а если и да, то только по отношению к вербальному интеллекту, т.е. к общественно–научной ориентации одаренности). Сравнение результативности по отдельным субтестам указывает на существование фактора ригидности — подвижности мышления в тесте: у лиц, достигших лучших результатов в субтесте 4 по сравнению с субтестами 3 и 7 можно ожидать скорее ригидное мышление, и наоборот, у лиц с высшими результатами в субтестах 3 и 6 можно ожидать большую подвижность мышления.

3. Интерпретация результативности по отдельным субтестам. На основе достигнутых в отдельных субтестах результатов можно проводить анализ компонентов структуры интеллекта, исходящих из направленности отдельных субтестов:

1) дополнение предложений: возникновение рассуждений, здравый смысл, акцент на конкретно–практическое чувство реальности;

2) исключение слова: классификация, чувство языка, индуктивное речевое мышление, точное выражение словесных значений, способность вчувствоваться; включается рецептивный компонент.

3) аналогии: словесно-логическое мышление, способность комбинировать, подвижность мышления, индуктивное мышление.

4) обобщение: способность к абстракции, образование понятий; присоединяется умение словесно выражать мысль.

5) нумерические ряды: индуктивное мышление с числами, больше теоретическое нумерическое мышление; присоединяется ритмический компонент.

6) мнестическое умение: способность запоминать, удерживать заученные слова, а также выносливость к нагрузке и длительность сосредоточения.

7) выбор геометрического образца: воображение, богатство представлений, наглядно–образное мышление; присоединяются конструктивные компоненты.

8) задачи с кубиками — пространственное воображение; могут присоединяться аналитические компоненты.

Возможно индивидуальное и групповое предъявление теста. Время для решения отдельных субтестов различно, но возможен и вариант, при котором максимальным временным интервалом для каждого субтеста будет служить десятиминутный интервал. Для решения всего теста необходимо (вместе с инструкциями) 90 минут. Для того чтобы сократить время, тест поделен на две части: вербальную и невербальную. Обе части самостоятельны и могут предъявляться как самостоятельно, так и вместе. Учитывая ограниченное время для решения задач, важно, чтобы испытуемые полностью поняли инструкцию и проверили способ решения задач. Инструкция вместе с указанием решения отдельных для каждого субтеста задач, а также задачи для решения приводятся в данном пособии в соответствующих разделах.

Учитывая сложность теста и ограниченность времени для решения, важно, чтобы были соблюдены все условия для оптимального решения теста, а также чтобы психолог, использующий этот метод, имел опыт работы с тестом.

Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Методические рекомендации

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика интеллектуального развития Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Методические рекомендации
Диагностика умственных способностей детей 6–12 лет. Методические рекомендации
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика интеллектуального развития
План: (далее…)