Диагностика различных степеней интеллектуальной недостаточности, нарушений школьных навыков и других отклонений в психофизическом развитии учащихся | Обучение и развитие детей

Диагностика различных степеней интеллектуальной недостаточности, нарушений школьных навыков и других отклонений в психофизическом развитии учащихся

На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Диагностика различных степеней интеллектуальной недостаточности, нарушений школьных навыков и других отклонений в психофизическом развитии учащихся
Диагностика различных степеней интеллектуальной недостаточности, нарушений школьных навыков и других отклонений в психофизическом развитии учащихся
Документация школьного психолога — Информация школьному психологу
Индекс материала
Диагностика различных степеней интеллектуальной недостаточности, нарушений школьных навыков и других отклонений в психофизическом развитии учащихся
Методы психолого-педагогического исследования детей с нарушениями интеллектуального развития
Методика диагностического нейропсихологического обследовании детей
Зрительно-пространственный гнозис
Сомато-пространственный гнозис
Общая память
Слухо-речевая память
Зрительно-предметная память
Внимание
Речь и речевые процессы
Экспрессивная речь
Импрессивная речь
Аграфия. Исследование письма
Интеллектуальная деятельность
СЛОВАРЬ медицинских терминов, встречающихся в пособии
Все страницы
Страница 1 из 151. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению данной проблемы, необходимо дать определение умственной отсталости и проследить, какие изменения произошли в понимании данной проблемы за последние десятилетия.

«Под олигофренией следует понимать тот вид недоразвития сложных форм психической деятельности, которые возникают при поражении зачатка либо вследствие органического поражения центральной нервной системы на разных этапах внутриутробного развития плода или в самом раннем периоде жизни ребенка» (M.С.Певзнер)



В определении Д.Н.Исаева под олигофренией понимается «…совокупность этнологически различных наследственных, врожденных или рано приобретенных стойких непрогрессирующих синдромов общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации, главным образом, из-за преобладающего интеллектуального дефекта…». Автор определения, Д.Н.Исаев, вносит новый критерий для диагностики умственного недоразвития — затруднения в социальной адаптации.

«Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое, в первую очередь, характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей».

Изменение взглядов и диагностических критериев интеллектуальной недостаточности привели к ее дифференциации, что можно расценивать как прогресс детской психиатрии в понимании данной проблемы.

Одним из главных этапов в такой дифференциации было разграничение Г.Е.Сухаревой олигофрении и пограничных форм интеллектуальной недостаточности, к которым она отнесла:

  1. детей с задержанным темпом развития, обусловленного неблагоприятными социальными факторами;
  2. детей, у которых интеллектуальная недостаточность была следствием астенического состояния при соматическом неблагополучии;
  3. детей с инфантилизмом.
В этой попытке выделения пограничных форм нарушения интеллекта прослеживается желание автора указать на различие генеза пограничной интеллектуальной недостаточности, подчеркнуть отличия психики детей с пограничной интеллектуальной недостаточностью и детей с олигофренией. В частности, Г.Е.Сухарева отмечает, что дети с инфантилизмом, составляющие основную массу детей с пограничной интеллектуальной недостаточностью, отличаются от детей с олигофренией большей любознательностью, активностью психики, более высоким уровнем логического мышления, эмоциональной живостью, активным поиском помощи и возможностью ее использования, более высоким уровнем организации игровой деятельности, отсутствием выраженной физической диспластичности, характерной для детей с умственной отсталостью.

Последующие работы ученых в области дефектологии подтвердили правильность выделения детей с пограничной интеллектуальной недостаточностью (ПИН), существенно расширив категории детей, входящих в это понятие, а также выявили новые диагностические критерии, отграничивающие олигофрению от пограничных форм интеллектуального недоразвития.

В частности ряд исследователей отметили у некоторых детей с ПИН ее временной, обратимый характер, в отличие от стабильности интеллектуального дефекта при олигофрении. Отсюда широкое использование в русскоязычной литературе получил термин «задержка психического развития» (ЗПР), удачно отражающий преходящий, динамический характер интеллектуальной недостаточности.

Для большинства детей с ПИН характерным является:

  1. неравномерность и парциальность интеллектуального снижения;
  2. поражение преимущественно предпосылок интеллекта – памяти, речи, гнозиса и т.п. по сравнению с нарушением мыслительных операций.
Ряд ведущих ученых указывает на преобладание у детей с ЗПР эмоционально-волевых и нейродинамических нарушений, и только при выраженных степенях ЗПР, приближающихся к олигофрении, начинает преобладать собственно интеллектуальный дефект.

При исследовании детей с ЗПР и дебильностью с помощью методики Векслера (В.И.Лубовский, 1989) были выявлены существенные различия между группами детей при выполнении невербальных заданий. Дети с ЗПР значительно лучше выполняли «тесты действия» – выявление недостающих предметов, складывание кубиков, разрезных картинок, прохождение лабиринтов, чем дети с олигофренией. В вербальных заданиях разница между исследуемыми группами была незначительной.

Однако, несмотря на определенные различия между ЗПР и олигофренией в степени легкой дебильности, они имеют много схожего: это, прежде всего, легкая степень выраженности интеллектуального недоразвития, возможность специализированного школьного обучения, способность к социальной адаптации.

В этиологии интеллектуальной недостаточности выделяют три большие группы факторов.

Генетический фактор подразумевает возможность наследования тех или иных форм интеллектуального недоразвития. А.Стивенсон, Б.Девисон указывают на наличие положительной корреляции между уровнем развития интеллекта детей и родителей при легких формах умственной отсталости, отмечая, однако, фактор депривации в семьях с низким интеллектуальным цензом. В.П.Эфроимсон, М.Г. Блюмина считают, что 50-70% умственной отсталости составляют наследственные формы. Т.Е.Глезерман указывает на непосредственную возможность наследования дефицитарности корковых зон вследствие ассортативности браков лиц с низким интеллектом. В результате такого наследования ребенок обычно имеет более обширный корковый дефект по сравнению с каждым из родителей. Автор подчеркивает, что именно такой тип наследования характерен для легких степеней умственной недостаточности, так как локальные корковые дефекты не снижают жизнеспособности и плодовитости.

Другие исследователи отдают примат в происхождении интеллектуальной недостаточности неблагоприятным социальным условиям развития ребенка. Ряд зарубежных исследователей считают, что 80-90% интеллектуального недоразвития связано с депривирующей окружающей средой. К неблагоприятным социальным факторам большинство авторов откосят: алкоголизм и психические заболевания родителей, неполную семью, хронические конфликты в семье, жилищно-финансовые трудности. При этом они указывают на то, что социокультурные и семейно-психологические депривирующие факторы более всего влияют на происхождение легких форм интеллектуального недоразвития, которое встречается в 2 раза чаще в малообеспеченных семьях.

Однако большинство исследователей признают ведущую роль в происхождении интеллектуального недоразвития экзогенно-органического фактора.

В частности установлена отягощенность наследственности сомато-инфекционной и эндокринологической патологией, хроническим алкоголизмом, частыми осложнениями беременности и родов, нейроинфекцией, черепно-мозговыми травмами на первых годах жизни.

Анализируя эти три группы этиологических факторов, приводящих к интеллектуальному недоразвитию, можно согласиться с мнением К.С.Лебединской и Ф.М.Гайдука о том, что ведущая роль принадлежит перинатальной патологии в сочетании с конституциональной предрасположенностью при патопластической роли неблагоприятных социальных факторов.

А.Р.Лурия считает, что нарушение абстрактного мышления, планирования и контроля у олигофренов связано с поражением префронтальных корковых полей. На нарушение лобных областей при умственной отсталости, как наиболее поздно формирующихся в онтогенезе, указывает M.С.Певзнер.

Зарубежные исследователи (іc Iіn М. и др., 1976) отмечают однотипность вызванных потенциалов у олигофренов в левом полушарии и в проекционных, и в заднеассоциативных областях. Указывается, что такой «гештальтный» тип восприятия характерен для правого полушария и не свойственен левому. Недостаточность локальной активации при умственной отсталости, по мнению М.Н.Фишман (1989), компенсируется глобальным вовлечением ассоциативных структур, что приводит к неэкономной работе головного мозга. Было показано рядом исследователей, что дети с высокими показателями работоспособности отличались хорошо выраженной на ЭЭГ локальной активацией, обеспечивающей экономное расходование нервной энергии.

Е.Е.Сухарева считает, что при дебильности, для которой характерна легкая умственная отсталость, нет грубых неврологических и структурных изменений со стороны мозга. Э.С.Ополинский (1983) указывает на то, что у 50% детей с неосложненной олигофренией на ЭЭГ не выявляются признаки грубого поражения головного мозга. Отмечается прямая зависимость выраженности изменений ЭЭГ от степени проявления интеллектуального дефекта.

В обзоре, посвященном локальным мозговым повреждениям у детей и связанной с этим интеллектуальной недостаточности, указывается на различия потенциальных возможностей для восстановления мозговых нарушений у детей и взрослых. Критикуется точка зрения, что, чем раньше получено повреждение, тем более благоприятен прогноз для выздоровления. Отмечается большая ценность в прогнозе для восстановления данных о размере поврежденного участка и стороны его нахождения. Наконец, указывается возможность проявления мозговых дисфункций на более поздних этапах развития.

К клиническим проявлениям у детей с интеллектуальной недостаточностью большинство авторов относят невропатию в анамнезе, замедленное становление речевых и локомоторных функций. В дошкольном возрасте преобладает гипердинамический синдром, невротические и неврозоподобные расстройства: ночные страхи, энурез, тики, заикание, нарушение сна. В школьном возрасте отмечается несостоятельность детей в усвоении школьной программы. Большинство детей вынуждены обучаться в специальных школах по упрощенной программе. Имеют место и изолированные корковые дисфункции: дислексии, дисграфии, дискалькулии. Широко распространена церебрастеническая симптоматика: повышенная утомляемость и истощаемость психических процессов, жалобы на головные боли. Нарастает личностная дезадаптация, проявляющаяся патохарактерологическими реакциями, часто перерастающими в патохарактерологическое формирование личности. У части детей интеллектуальное недоразвитие отягощается психопатоподобным поведением.

Зарубежные исследователи указывают, что только у 25% лиц с легкой степенью умственной отсталости выявляются признаки oprанического поражения головного мозга. К этим признакам относятся: неврологическая симптоматика в виде повышения сухожильных и периостальных рефлексов или анизорефлексия (анизо- — греч. Anisos – неравный), асимметрия мышечного тонуса, девиация языка, миоклония мышц лица и туловища, общая моторная неловкость, признаки вегетативной дисфункции. На рентгенограммах черепа обнаруживаются признаки внутричерепной гипертензии: усиление сосудистого рисунка, пальцевые вдавления. На ЭЭГ (электроэнцефаллограмма) отмечаются признаки корковой дизритмии, снижения порога судорожной готовности, пароксизмальная активность.

Д.Х.Астрахан, В.М. Кутлинский указывают на дисгенетические признаки: отсутствие мечевидного отростка, высокое нёбо, неправильный прикус, приросшие умные мочки, сращение пальцев, сандалевидные стопы у части детей с олигофренией.

С.Я.Лайзане, сравнивая физическое развитие детей с ЗПР и олигофренией в степени дебильности, отметила, что дети с ЗПP отстают в своем физическом развитии на 1-2 года от своих сверстников, а олигофрены — на 2-4 года.

Достаточно полно изучены психологические особенности детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью. У данной категории детей отмечается несформированность учебной мотивации, преобладают игровые виды деятельности, хотя сама игра примитивна и характеризуется однообразием, затруднением развить сюжет, неумением планировать игру, отсутствием коллективных действий, непониманием ролевых функций, непродолжительностью.

М.И.Расщевска отмечает в эмоциально-волевой сфере детей с ЗПР и олигофренией недостаток положительных эмоций, жизнерадостности. Эмоциональная направленность таких детей характеризуется ориентацией только на себя, удовлетворением, главным образом, биологических и узкоэгоистических потребностей, а любая деятельность мотивируется с точки зрения – «что мне за это будет?».

У детей и подростков с ЗПР и дебильностью отмечается замедленность процессов восприятия, которое малодифференцированно и лишено избирательности, повышена отвлекаемость и истощаемость внимания, снижена кратковременная память, скорость заучивания материала, способность использовать логические операции в мнестической деятельности.

Более подробного рассмотрения требует вопрос развития речи и ее нарушений при интеллектуальной недостаточности.

Существует мнение, что речевые и интеллектуальные нарушения совершенно не зависят друг от друга и должны относиться к разным нозологическим (греч. nosos – болезнь) группам. Однако еще Л.С.Выготский (1934) сформулировал закон о различной значимости поражения корковых центров на разных этапах онтогенеза. Согласно этому закону, при поражении участка мозга при развитии функции страдает высший по отношению к этому участку центр, при сложившейся функции — низший. Например, при поражении речевых корковых зон у взрослых возникают различные афазические синдромы, поражение этих же зон у детей ведет к психическому недоразвитию, так как именно речь опосредует переход психических функций на более высокую степень их организации. Поэтому нарушение речевого развития в детском возрасте обязательно будет влиять на развитие мышления и вместе с другими факторами будет определять степень выраженности интеллектуального дефекта. Данные Л.С.Выготского подтверждены в клинических наблюдениях. Речь детей с интеллектуальным недоразвитием характеризуется низким словарным запасом, использованием простых предложений с бытовой лексикой, частой заменой, пропусками слов, недостаточным пониманием правильного значения слова, плохим грамматическим оформлением предложения.

Для письменной речи характерно использование простых нераспространенных и малораспространенных предложений, трудности выделения начала и конца предложения, пропуски, замены, повторы букв, слогов, слов, контаминации, зеркальное письмо. Дети слабо могут пользоваться правилами правописания.

При чтении имеют место частые замены, пропуски букв, слогов, искажение слов. Чтение детей заметно отстает по скорости, малопонятно, невыразительно.

У детей с интеллектуальной недостаточностью трудно формируется понятие числа, затруднен счет в уме, особенно при переходе через десяток, плохо понимаются арифметические действия (отнять, прибавить). Часто путается написание графически схожих цифр (6 и 9, 13 и 31).

Для детей с ЗПР и олигофренией в степени легкой дебильности характерно отставание от сверстников как в наглядно-образном, так и в словесно-логическом мышлении. На образном уровне мышления, являющемся ведущей формой мыслительной деятельности у детей младшего школьного возраста, уровень обобщения у детей с ЗПР не поднимается выше уровня образования синкретно-комплексных форм обобщения, оставаясь часто на уровне синкретов, что будет в дальнейшем сказываться на уровне обобщений словесно-логического мышления.

Нейропсихологическое исследование выявило различные нейропсихологические синдромы, проявляющиеся в диссоциированных расстройствах мьшления детей с интеллектуальной недостаточностью:

1) нарушение выделения категориальных признаков при сохранности оперирования ими (дисфункция теменно-височно-затылочной области);

2) нарушение самого процесса мышления, способности к установлению иерархических связей категориальных признаков (дисфункция лобных отделов мозга); 3) парциальное нарушение понятийного мышления при сохранности категориального (дисфункция височной области).

Детям с ЗПР и дебильностью трудно выделить существенное, они затрудняются в установлении связей и иерархий между предметами и явлениями, а в нейродинамическом аспекте мышления прослеживаются: торпидность, инертность, пресеверативность мыслительных актов в сочетании с импульсивностью.

В социальном плане имеет место достаточно полная адаптация лиц с интеллектуальным недоразвитием. Часть лиц с ЗПР функционально дозревает и их интеллект приближается к низкой норме, другая же часть имеет пограничные показатели интеллектуальной недостаточности, что не влечет за собой каких-либо социальных ограничений. Субъекты, страдающие дебильностью, имеют определенные социальные ограничения, которые, главным образом, касаются определенных видов профессиональной деятельности и управления автотранспортом. Большинство лиц с легким умственным недоразвитием и с пограничной интеллектуальной недостаточностью живут самостоятельно, имеют семью и трудоустроены.



Предыдущая — Следующая >>