Диагностика психофизиологических особенностей школьника | Обучение и развитие детей

Диагностика психофизиологических особенностей школьника

На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Диагностика психофизиологических особенностей школьника
Диагностика психофизиологических особенностей школьника
Лекции и практикум по психологии — Возрастная психология
В.Т.Козлова

ДИАГНОСТИКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКА(Введение в психодиагностику //Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. С.117 — 134)

Понятие о природных особенностях человека

В нашей стране в начале 50-х годов сложилось и успешно развивается оригинальное направление диагностических исследований психофизиологических особенностей человека. Оно получило название дифференциальная психофизиология и тесно связано с именами выдающихся психологов — Б. М. Теплова и В. Д. Небылицина. Работа школы Б. М. Теплова — В. Д. Небылицина представляет собой дальнейшее творческое развитие идей И. П. Павлова о свойствах нервной системы и типах высшей нервной деятельности животных и человека. Как известно, эти идеи И. П. Павлова были обоснованы опытами над животными и наблюдениями в нервной клинике. Задача же работ Б. М. Теплова, В. Д. Небылицина и их сотрудников состояла в изучении этой проблемы применительно к человеку.

В дифференциальной психофизиологии принято различать две стороны психики: содержательную и формально-динамическую. Так, люди отличаются друг от друга убеждениями, интересами, знаниями, навыками, умениями. Эти важные черты составляют содержание психики человека и по своему происхождению социальны. Индивидуальные различия по ним зависят от условий воспитания, образования, жизненного опыта. У одного и того же человека под воздействием разнообразных обстоятельств или при его желании эти параметры могут меняться и совершенствоваться. Но люди также различаются между собой по таким особенностям своего психического склада и поведения, как быстрота, темп, выносливость, работоспособность, чувствительность. Так, один человек выполняет какие-то действия очень быстро и за отведенный отрезок времени может сделать большой объем работы. Другой эти же действия выполняет гораздо медленнее и ему по сравнению с первым потребуется значительно больше времени, чтобы справиться с тем же объемом работы. При этом уровень подготовки у того и другого может быть одинаковый. Или один человек может делать трудную, напряженную работу в течение длительного времени, не отвлекаясь и не уставая, другому же нужны частые перерывы в работе, так как у него быстро развиваются утомление, усталость, он начинает отвлекаться, делать ошибки. Эти особенности составляют динамическую, формальную сторону психической жизни. Индивидуальные различия по ним зависят не от внешних причин и не от условий воспитания, а от некоторых природных факторов — в первую очередь от основных свойств нервной системы. По желанию человека индивидуальную представленность свойств нервной системы переделать нельзя, поскольку они имеют генетическую природу и в этом смысле понимаются как устойчивые, стабильные характеристики высшей нервной деятельности. Поэтому с ними нельзя не считаться, нельзя не обращать на них внимание, ибо их влияние ощутимо в деятельности, в поведении во взаимоотношениях с окружающими.

Исследованиями установлены следующие основные свойства нервной системы:

1. Сила нервной системы (противоположный полюс — слабость нервной системы) проявляется в степени выносливости, работоспособности, устойчивости к разного рода помехам.

2. Подвижность нервной системы (противоположный полюс — инертность) проявляется в скорости переключения с одного вида деятельности на другой, в скорости привыкания к меняющимся условиям.

3. Лабильность нервной системы (противоположный полюс — малая лабильность, или, как и во втором случае, инертность) проявляется в темпе выполнения различных видов деятельности.

4. Динамичность (противоположный полюс — малая динамичность) проявляется в скорости образования временных связей в коре головного мозга, т. е., другими словами, в скорости обучения.

5. Активированность проявляется в общем тонусе жизнедеятельности человека; высокая активированность — преобладание возбуждения, низкая — преобладание торможения. Существенное значение для диагностики основных свойств нервной системы имеют два момента:

1) каждое свойство нервной системы имеет не одноединственное проявление, а широкий их спектр. Благодаря этому могут быть достигнуты в каждом отдельном случае оптимальные для индивида результаты его взаимодействия со средой;

2) по отношению к свойствам нервной системы неприменим «оценочный подход». Нельзя делить свойства на хорошие и плохие, полезные и вредные. Свойства нервной системы характеризуют разные способы взаимодействия организма со средой, а не разные степени совершенства нервной системы (Теплов, 1985).

Следует коротко остановиться на некоторых наиболее важных сторонах человеческой жизнедеятельности, где учет природных особенностей имеет определенное значение.

Это прежде всего учебная деятельность. Для учителя различия учеников по их формально-динамическим особенностям должны представлять интерес, поскольку эти особенности говорят о таких индивидуальных качествах, как работоспособность, легкость переключения, темп, быстрота усвоения нового материала. Считаясь с индивидуальными психофизиологическими особенностями учащихся, учитель легче найдет надлежащий подход к каждому из них, подскажет, как лучше организовать свою работу в классе и дома (Акимова, Козлова, 1992).

Сам учащийся также должен иметь правильное представление о своих природных особенностях. Очень часто у школьников, не умеющих понять свои достоинства и компенсировать недостатки, возникают дефекты познавательной деятельности, что прямо сказывается на успеваемости.

В системе профессиональной ориентации и профессиональной консультации, в управлении формированием профпригодности, в профотборе также очень важно знание индивидуальных природных особенностей людей. Так, если из анализа содержания и характера труда вытекает, что некоторые свойства нервной системы являются предпосылками формирования профессионально важных качеств, то следует обратить внимание человека на наличие таких специфических требований профессии. Его необходимо проинформировать, каковы его возможности, с какими трудностями он может столкнуться, как эти трудности преодолеть с учетом имеющихся природных особенностей. […]

Метод наблюдения в диагностике природных психофизиологических особенностей человека

Помимо высокоформализованных методик диагностики проявлений свойств нервной системы, о которых шла речь выше, не утратил своего значения и другой, малоформализованный метод — наблюдение за поведением человека в различных жизненных ситуациях, в которых достаточно отчетливо могут проявляться его индивидуальные особенности, обусловленные свойствами нервной системы. Рассмотрим в качестве примера разработанные М. К. Акимовой и В. Т. Козловой схемы наблюдений за поведением индивида в ситуациях, в которых наиболее ярко проявляются такие свойства нервной системы, как сила, лабильность и подвижность. В эти схемы включены в основном ситуации, возникающие в ходе учебной деятельности.

Наблюдения за поведением учащихся в предложенных ситуациях могут осуществляться на всем протяжении школьного обучения. Особенно актуально применение этого метода для учащихся начальных классов, так как для этого возрастного уровня, кроме методик, требующих специального лабораторного оборудования (электроэнцефалографа, нейрохронометра и т. п.), нет других диагностических приемов. Однако диагностика проявлений основных свойств нервной системы у детей начальных классов (и особенно у дошкольников) имеет определенные сложности, поскольку их анатомо-морфологический субстрат еще находится в стадии созревания и индивидуальные динамические особенности могут не обнаруживать себя в полной мере или не соответствовать их природным предпосылкам.

Как показано в ряде работ, до определенного возраста детям чаще всего свойственны проявления, характерные для слабой и инертной нервной системы. Они эмоционально неустойчивы, быстро утомляются, внешние раздражители часто являются сильным отвлекающим фактором, им свойственны определенная медлительность, нерасторопность. Наблюдая за детьми, не следует рассматривать обнаруженные индивидуальные особенности как окончательные и неизменные. Для одних детей эти особенности действительно могут являться индивидуальными, обусловленными свойствами их нервной системы, а для других — только возрастными.

Как уже подчеркивалось […], метод наблюдений требует долгого и кропотливого собирания материала и умения правильно осмыслить этот материал. Особенно это касается такого момента, когда с помощью метода наблюдения нужно составить представление о природных особенностях человека. Здесь наблюдение всегда должно быть длительным, систематическим, а не случайным и эпизодическим. Необходимо проводить его в разнообразных ситуациях, уметь подмечать характерные, постоянно встречающиеся черточки в поведении того, за кем ведется наблюдение. Именно постоянство индивидуального поведения в определенных ситуациях — признак того, что в основе его лежат не случайные факторы, а природные особенности — свойства нервной системы.

Критериальные учебные ситуации

Рассмотрим критериальные учебные ситуации, т. е. ситуации, являющиеся наиболее информативными с точки зрения проявления в них перечисленных выше свойств нервной системы.

Сначала рассмотрим схему наблюдений в ситуациях, которые позволяют получить информацию о степени выраженности у учащегося работоспособности, выносливости, помехоустойчивости, чувствительности.

Как уже подчеркивалось, люди отличаются друг от друга по тому, как долго они могут выполнять какую-то работу, не уставая, не отвлекаясь, не делая ошибок. Конечно, утомление неизбежно наступает у всех, но одни начинают испытывать его через 8-10 ч работы, а другие не выдерживают более 4-5 ч. Кроме того, люди имеют яркие индивидуальные различия и в помехоустойчивости, и в чувствительности к разнообразным раздражителям. Одни работают в шумной, неспокойной обстановке с высокой продуктивностью, а их уровень чувствительности ко всякого рода внешним раздражителям, в том числе и к замечаниям в свой адрес, оценкам, достаточно низкий. Другие, наоборот, в такой ситуации продуктивно трудиться практически не могут. Они обнаруживают также высокую чувствительность к внешним воздействиям, особенно к резким замечаниям, отрицательным оценкам. Многочисленные исследования показали, что у людей примерно одного возраста, нормального здоровья и одинакового уровня подготовленности эти индивидуальные различия обусловлены таким природным свойством, как сила нервной системы.

Высокий предел работоспособности, выносливости, устойчивость по отношению к помехам, низкая чувствительность к любым раздражителям в основном характерны для тех, кто обладает сильной нервной системой. У тех, кто имеет слабую нервную систему, чаще всего отмечаются невысокая работоспособность, неустойчивость по отношению к посторонним раздражителям, высокая чувствительность.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что наблюдать за учащимися следует постоянно в течение длительного времени, а не от случая к случаю. Например, исследователь заметил, что ученик на последнем уроке невнимателен, плохо слушает объяснения учителя, неудачно отвечает на вопросы. Можно ли оценить этого ученика как слабого по своим психофизиологическим особенностям? Пока нет, поскольку единичного наблюдения недостаточно. Возможно, снижение работоспособности объясняется плохим самочувствием, а может быть, невнимательность не связан;) с усталостью и возникла из-за каких-то посторонних забот, из-за того, что мысли ученика далеко, вне школы. Только в том случае, если исследователь из раза в раз сталкивается с такой особенностью учащегося, он может предположить, что причиной его утомления является слабая нервная система. Чтобы избежать ошибки в оценке ученика, наблюдателю нужно посмотреть, как ведет себя этот ученик в других ситуациях, и сопоставить между собой его особенности, обнаруженные в разнообразных условиях.

СХЕМА НАБЛЮДЕНИЙ В СИТУАЦИЯХ, ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩИХ УЧАЩИХСЯ С СИЛЬНОЙ И СЛАБОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ

Протокол «С-С»

Цель наблюдения

 

Шкала оценок

 

Оценка проявлений силы — слабости нервной системы в критериальных учебных ситуациях

+2 балла — проявление силы нервной системы в наблюдаемой ситуации выражено ярко, всегда себя обнаруживает; особенность, характерная для проявления слабой нервной системы, не встречается совсем;

+1 балл — проявление силы нервной системы выражено заметно и обнаруживается в большинстве случаев; особенность противоположного характера (слабой нервной системы) проявляется очень редко;

0 баллов — проявления сильной и слабой нервной системы выражены нерезко; иногда могут встречаться проявления, характерные как для сильной нервной системы, так и для слабой, но они носят эпизодический характер;

—1 балл— проявление слабой нервной системы выражено заметно и обнаруживается в большинстве случаев; проявление, характерное для сильной нервной системы, встречается редко;

—2 балла — проявление слабой нервной системы выражено ярко, всегда себя обнаруживает; особенность противоположного характера не встречается совсем.

 

Ситуации и проявления силы (слабости) нервной системы

Уровни проявлений силы-слабости нервной системы

+2 +1 0 -1 -2

1. Длительное умственное напряжение (например, трудный урок, контрольная или сочинение на два урока и т. п.)

Проявления сильной н. с. — характерно отсутствие усталости, наблюдается долгая работа без перерыва

Проявления слабой н. с. — быстро нарастает усталость, падает работоспособность, необходимы перерывы для отдыха.

 

 

+2 +1 0

 

0 -1 -2

2. Продолжительный школьный день (6-7 уроков) Проявления сильной н. с. — усталость не наблюдается к концу школьного дня

Проявления слабой н. с. — продуктивность к последнему уроку падает, нарастает утомление

 

+2 +1 0

 

0 -1 -2

3. Ответственная, эмоционально напряженная ситуация (например, лимит времени, контрольная работа, экзамен и т. п.)

Проявления сильной н. с. — умение собраться, сконцентрироваться, работать продуктивнее, чем обычно; отсутствие дискомфорта в ответственных ситуациях

Проявления слабой н. с. — возникают очень большие затруднения, дискомфорт, снижается качество работы (появляются ошибки, которые в обычной ситуации не возникают)

 

 

 

+2 +1 0

 

0 -1 -2

4. Неудачный ответ, порицание

Проявления сильной н. с. — отношение к данной ситуации спокойное, на дальнейшей работе это мало отражается

Проявления слабой н. с. — повышенная чувствительность к такой ситуации (угнетенное состояние, слезы и т. п.); дальнейшая работа не клеится

 

 

+2 +1 0

 

0 -1 -2

5. Необходимость постоянно распределять внимание (например, выполнять самостоятельную работу и одновременно следить за тем, как отвечает одноклассник у доски и какие пояснения дает учитель)

Проявления сильной н. с. — распределение внимания между несколькими видами деятельности не вызывает особых трудностей

Проявления слабой н. с. — наблюдаются большие затруднения, дискомфорт, эффективность работы падает

 

 

+2 +1 0

 

0 -1 -2

6. Работа в шумной, беспокойной обстановке (например, в группе продленного дня)

Проявления сильной н. с. — отвлекающие факторы (шум, разговоры и т. п.) не мешают; эффективность работы не снижается

Проявления слабой н. с. — эффективность работы резко падает, резко возрастает число ошибок, быстро возникают усталость, утомление

 

 

+2 +1 0

 

0 -1 -2

7. Выполнение монотонной однообразной работы в течение урока

Проявления сильной н. с. — наблюдаются очень большие затруднения, особенно к концу, возникают раздражение, неудовольствие; активное избегание такой работы; частые отвлечения на другие занятия, на разговоры с соседями и т. д. Низкая продуктивность выполнения однообразной работы

Проявления слабой н. с. — работа выполняется с большой охотой, легко, успешно, практически без ошибок

 

 

 

+2 +1 0

 

0 -1 -2

 

8. Выполнение работы по алгоритму

Проявления сильной н. с. — наблюдаются большие трудности в работе по алгоритму, по шаблону; часто возникают пропуски, забывание выполнить ту или иную операцию

Проявления слабой н. с. — действия по шаблону, алгоритму, единой схеме осуществляются с высокой эффективностью и с большим удовольствием; характерно обстоятельное, шаг за шагом, выполнение заданий, в строгой их очередности, без перескакивания с одной операции на другую

 

 

 

+2 +1 0

 

0 -1 -2

9. Выполнение работы, требующей систематизации, планирования

Проявления сильной н. с. — отсутствует склонность к работе, требующей систематизации, Упорядочения материала, к планированию своей деятельности Проявления слабой н. с. — ярко выражена склонность к планированию предстоящей деятельности, к составлению планов в письменной форме, а также склонность к работе, требующей систематизации. Отдается предпочтение внешним опорам (графикам, схемам, диаграммам, таблицам)

 

 

+2 +1 0

 

0 -1 -2

10. Самоконтроль

Проявления сильной н. с. — игнорирование этой стороны деятельности. Выполненные задания проверке не подвергаются, по этой причине успешность работы в ряде случаев может быть невысокая

Проявления слабой н. с. — склонность к тщательному контролю выполнения заданий и к проверке полученных результатов

 

 

+2 +1 0

 

0 -1 -2

 

Подсчет баллов по результатам наблюдений проводится следующим образом: отдельно суммируются баллы со знаком «+» и отдельно — со знаком «—». Затем из большей суммы вычитается меньшая. Полученный результат и является показателем силы нервной системы.

Например, один учащийся заработал баллов со знаком плюс 16 (+16), а со знаком минус 4 (—4). Следовательно, из +16 вычитаем —4 и получаем окончательный результат, равный +12. Другой учащийся, наоборот, получил 16 баллов со знаком минус (—16) и 4 балла со знаком плюс (+4); его окончательный результат будет равен -12. Теперь, для того чтобы сделать вывод о том, каким типом нервной системы (сильным, средним или слабым) обладают наши учащиеся, следует сравнить баллы, полученные по результатам наблюдений, с теми нормативными данными (полученными эмпирическим путем), которые приведены в таблице 1. В результате такого сравнения можно увидеть, что оба учащихся по проявлениям силы нервной системы оцениваются как средние. Однако стоит обратить внимание на знак, который стоит перед цифрой. Он указывает на то, что в первом случае (когда балл +12) учащийся средний, но ближе к сильному, а во втором случае (когда балл —12) — средний, но ближе к слабому. Из этого следует, что если предполагается в дальнейшем использовать индивидуальный подход к этим ученикам, то он не может быть для них одинаковым.

Таблица 1

Нормативные данные проявлений силы — слабости нервной системы

 

Проявления сильной н. с.

Проявления средней по силе-слабости н. с.

Проявления слабой н. с.

Баллы

от+20 до +15

от +14 до —14

от —20 до —15

Теперь рассмотрим схему наблюдений в ситуациях, которые позволяют составить представление о том, как выражена у учащегося такая динамическая особенность, как скорость, темп деятельности.

В любом коллективе, классе всегда можно выделить несколько человек, которые резко отличаются друг от друга скоростью выполнения заданий, легкостью переключения с одного вида деятельности на другой, скоростью усвоения нового материала, скоростью реакции на разные внешние раздражители. Одни учащиеся почти всегда демонстрируют высокую скорость работы, и их можно охарактеризовать как очень быстрых, другие, наоборот, делают все с низкой скоростью, не успевают уложиться в отведенное время и чаще всего характеризуются как медлительные. Многочисленные исследования показали, что эти индивидуальные различия (при условии, если и те и другие учащиеся имеют необходимые знания, навыки, интерес к учебе) обусловлены такими свойствами нервной системы, как лабильность и подвижность.

Следует отметить, что эти свойства нервной системы в жизненных ситуациях имеют очень много сходных проявлений. Как лабильность, так и подвижность обусловливает такую динамическую особенность, как скорость, темп деятельности. Поэтому на поведенческом уровне чаще всего не делается четких разграничении между ними. Обычно при описании жизненных проявлений этих свойств используется такое понятие, как «подвижность нервной системы в широком смысле слова». При дальнейшем изложении материала мы будем придерживаться такой терминологии.

Итак, высокий темп деятельности, быстрота реакций характерны для лиц, обладающих подвижной (в широком смысле) нервной системой. Низкий темп деятельности, замедленные реакции встречаются у тех лиц, которые обладают инертной (в широком смысле) нервной системой.

Схема наблюдений в ситуациях, дифференцирующих учащихся с подвижной и инертной нервной системой

Протокол «П-И»

Цель наблюдения

Оценка проявлений подвижности — инертности нервной системы в критериальных учебных ситуациях

Шкала оценок

+2 балла— проявление подвижности нервной системы в наблюдаемой ситуации выражено ярко, всегда себя обнаруживает; особенность, характерная для проявления инертной нервной системы, не встречается совсем;

+1 балл— проявление подвижности нервной системы выражено заметно и обнаруживается в большинстве случаев; особенность противоположного характера (инертной нервной системы) проявляется очень редко;

0 баллов — проявления подвижной и инертной нервной системы выражены нерезко; иногда могут встречаться проявления, характерные как для подвижной нервной системы, так и для инертной, но они носят эпизодический характер;

—1 балл — проявление инертной нервной системы выражено заметно и обнаруживается в большинстве случаев; проявление, характерное для подвижной нервной системы, встречается редко;

—2 балла — проявление инертной нервной системы выражено ярко, всегда себя обнаруживает; особенность противоположного характера не встречается совсем

 

Ситуации и проявления подвижности (инертности) нервной системы

Уровни проявлений подвижности — инертности нервной системы

+2 +1 0 -1 -2

1. Выполнение разнообразных по содержанию и способам решения заданий

Проявления подвижной н. с. — большое желание участвовать в подобной работе и, если имеются необходимые знания, высокая эффективность работы

Проявления инертной н. с. — большие затруднения даже при наличии прочно усвоенных знаний. Имеются случаи отказа выполнять на уроке задания с часто меняющимися содержанием и способом решения

 

 

+2 +1 0

 

0 -1 -2

2. Высокий темп работы при неясной последовательности вопросов (т.е. темп сопряжен с ситуацией неопределенности)

Проявления подвижной н. с. — успешное выполнение заданий в подобной ситуации. Правильность ответов не зависит от того, в каком темпе подается материал.

Проявления инертной н. с. — очень большие трудности в работе (иногда полный отказ что-либо делать)

 

 

+2 +1 0

 

0 -1 -2

3. Высокий темп работы, когда последовательность вопросов ясна (например, вопросы записаны на доске)

Проявления подвижной н. с. — успешное выполнение заданий в подобной ситуации

Проявления инертной н. с. — работа начинается со второго или третьего задания, первое пропускается, тем самым увеличивается время на подготовку ответа

 

 

+2 +1 0

 

0 -1 -2

4. Быстрое переключение внимания на новый вид деятельности.

Проявления подвижной н. с. — быстрое переключение внимания на ноый вид деятельности, быстрый переход к новой работе

Проявления инертной н. с. — очень большие трудности; продуктивность работы резко падает. Отмечаются дискомфорт, растерянность. Подключение к новой деятельности происходит не сразу; активность в выполнении новых заданий возрастает постепенно (к 3-му, 4-му заданию)

 

+2 +1 0

 

0 -1 -2

5. Время работы жестко ограничено

Проявления подвижной н. с. — при наличии необходимых знаний продуктивность работы высокая. Происходит быстрая актуализация требуемых знаний.

Дефицит времени стимулирует активизацию, мобилизацию сил

Проявления инертной н. с. — наблюдается возникновение сильного дискомфорта, стресса. Даже при наличии хорошо усвоенных знаний их быстрая актуализация затруднена; характерно в таких ситуациях теряться, допускать ошибки

 

 

+2 +1 0

 

0 -1 -2

6. Однообразная, монотонная работа

Проявления подвижной н. с. — наблюдаются очень большие затруднения. Отмечается быстрая утрата интереса к работе, развивается чувство «пресыщения». Ведется активный поиск разнообразить деятельность

Проявления инертной н. с. — наблюдается склонность к такой работе, умение успешно ее выполнять на протяжении долгого времени

 

 

+2 +1 0

 

0 -1 -2

7. Длительная работа, требующая большого умственного усилия

Проявления подвижной н. с. — неумение долго работать без отвлечении; отмечается тенденция быстрого роста и столь же быстрого снижения активности; быстрая утрата интереса к заданиям, частое отвлечение на посторонние занятия приводят к низким результатам в работе, носящей длительный характер

Проявления инертной н. с. — способность работать долго, не отвлекаясь на другие дела, на внешние помехи Характерно медленное нарастание активности сопряжено с долгим ее сохранением

 

 

+2 +1 0

 

0 -1 -2

8. Отвлечения от работы

Проявления подвижной н. с.— отвлечения основаны на общении с другими; наблюдается стремление вовлекать в свои дела окружающих

Проявления инертной н. с. — наблюдается предпочтение заниматься своими делами в одиночку

 

+2 +1 0

 

0 -1 -2

9. Одновременное усвоение нового и повторение старого материала

Проявления подвижной н. С. — предпочитается новый материал повторению уже пройденного. Наблюдается способность быстро усваивать новый материал и сразу же по нему отвечать. Отдается предпочтение книгам, которые читаются впервые. Отсутствует склонность возвращаться к пройденному материалу. Демонстрируются высокая активность при опросах по новому материалу и низкая активность при повторении пройденного

Проявления инертной н. с. — отмечается невысокая эффективность работы по новому материалу сразу же после знакомства с ним; для его усвоения требуется время (например, проработать материал сначала дома). Демонстрируется высокая активность в работе по пройденному материалу. Наблюдается лучшее развитие долговременной памяти, чем кратковременной, оперативной

 

 

 

 

 

+2 +1 0

 

 

 

0 -1 -2

10. Работа, требующая систематизации, единой схемы

Проявления подвижной н. с. — отсутствует склонность к работе, требующей систематизации, упорядочения материала, планированию деятельности (составлению каких-либо графиков и расписаний)

Проявления инертной н. с. — ярко выраженная склонность к работе, требующей систематизации, единообразия. Отмечается умение самостоятельно организовывать свою деятельность, не отвлекаться на посторонние дела, продуманно располагать чертежи, схемы, таблицы и т. д.

 

 

+2 +1 0

 

0 -1 -2

 

Подсчет баллов, являющихся показателем проявлений подвижности—инертности нервной системы, осуществляется таким же образом, как в протоколе «С-С». Далее этот показатель сравнивается с нормативными данными, приведенными в табл. 2, для того чтобы определить, в какую из 3 групп входит полученный результат. Таким образом, исследователь получает представления о том, каким уровнем выраженности свойства нервной системы обладает наблюдаемый им учащийся.

Таблица 2

Нормативные данные проявлений подвижности—инертности нервной системы

 

Проявления подвижной

н. с.

Проявления средней по подвижности— инертности н. с.

Проявления инертной н. с.

Баллы

от+20 до +15

от +14 до —14

от —20 до —15

В заключение нужно подчеркнуть следующий момент. Как видно из приведенных схем наблюдений, каждое свойство нервной системы имеет широкий спектр психологических проявлений. Однако совсем необязательно, что у человека в поведении будут наблюдаться все перечисленные для этих свойств проявления. Чаще всего психологический облик человека, «подкорректированный» внешними обстоятельствами (условиями жизни, особенностями воспитания и обучения), имеет ограниченный круг индивидуально-психологических проявлений свойств нервной системы. Так, в результате усиленного обучения какой-то деятельности у человека со слабой нервной системой могут пропасть при ее выполнении такие типичные проявления слабости, как неуверенность в себе, страх неудачи, боязнь неожиданных ситуаций. Еще пример. Ребенок с подвижной нервной системой, воспитывающийся в среде с ограниченными возможностями общения, станет молчаливым, замкнутым. Иначе говоря, он утратит такие привычные и распространенные проявления подвижности, как общительность, разговорчивость. Его подвижность проявится в других сторонах поведения, в других сферах деятельности, например в легкости перемены занятий, быстром выполнении действий.

Важно также помнить, что нельзя определять принадлежность человека к определенному типу нервной системы на основании только одной особенности поведения, даже если она будет «броской», яркой, выделяющей данного человека среди других людей. Только наличие у него статочного числа жизненных проявлений того или иного свойства нервной системы дает возможность поставить правильный диагноз.

Литература

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М., 1992.

2. Теплов Б.М. Избранные труды .Т. I — II. М., 1985.

Контрольные вопросы

1. Что такое формально-динамические особенности человека и от чего они зависят?

2. Почему важно знать и учитывать в различных видах деятельности формально-динамические особенности человека?

3. Какие виды диагностических методик применяются в дифференциальной психофизиологии?

4. Назовите главные требования к методу наблюдения за формально-динамическими особенностями человека.

5. Какие формально-динамические особенности обусловлены силой нервной системы?

6. Перечислите учебные ситуации, дифференцирующие учащихся по силе нервной системы.

7. Какие формально-динамические особенности обусловлены подвижностью нервной системы?

8. Назовите учебные ситуации, дифференцирующие учащихся с подвижной и инертной нервной системы.