Диагностический этап в практике возрастно-психологического консультирования | Обучение и развитие детей

Диагностический этап в практике возрастно-психологического консультирования

На главную Психологическое консультирование Теория Диагностический этап в практике возрастно-психологического консультирования
Диагностический этап в практике возрастно-психологического консультирования
Психологическое консультирование — Теория
В начале 30-х гг. XX в. Л. С. Выготский утверждал, что «решительно все практические мероприятия по охране развития ребенка, по его воспитанию и обучению, поскольку они связаны с особенностями того или иного возраста, необходимо нуждаются в диагностике развития» [6, с. 22]. Поэтому так важен и необходим тщательный и разносторонний анализ психического развития ребенка.

Даже в случае частных трудностей необходимо широкое психологическое обследование ребенка, так как вследствие целостного характера процесса развития просто невозможно признать существование изолированных проблем. Кроме того, у каждой проблемы может быть множество возможных источников.

Таким образом, каждый конкретный случай предполагает большой труд, как по объему работы, так и по временным затратам. Иначе может возникнуть опасность вынужденной «подгонки» индивидуального случая под наиболее вероятный, типичный вариант трудностей или нарушений [6, с. 122]. По мнению Г. В. Бурменской [2, 6] наиболее рациональной является следующая последовательность этапов исследования конкретного случая.

Этап сбора предварительной информации. На данном этапе осуществляется получение и анализ информации от родителей; анализ имеющихся сведений от других лиц (врачей, воспитателей, педагогов, родственников и др.). Беседа с родителями, целью которой является получение информации об этапах развития ребенка, о его здоровье, о внутрисемейных отношениях, об обстоятельствах социально-бытового плана. По возможности на данном этапе может быть осуществлен сбор информации из других учреждений, включая предшествующие психологические обследования. Кроме того, важную информацию может дать наблюдение за ребенком в школьной или любой другой обстановке.

Как можно заметить, реализация задач данного этапа во многом осуществляется во время первичного приема, о чем шла речь в предыдущем разделе пособия. Если родитель пришел на первую встречу с психологом с ребенком, то психолог может в ходе беседы, наблюдая за поведением ребенка, уточнить свои диагностические суждения по поводу причин возникновения трудностей в развитии и поведении данного ребенка.

Этап экспериментально-психологического обследования. По результатам анализа собранной на предыдущем этапе информации психолог приходит к выводу о степени обоснованности жалобы родителя и в зависимости от этого разрабатывает стратегию обследования и составляет конкретный комплекс методик для проведения экспериментально-психологического обследования ребенка. По результатам психологического обследования и анализу продуктов деятельности ребенка (рисунки, школьные тетради, поделки, предметы увлечения и т. д.) психолог-консультант проверяет выдвинутые гипотезы относительно сущности, характера и причин имеющихся трудностей и нарушений.

Следует отметить, в консультативной практике подробное диагностическое обследование психического развития ребенка всегда нуждается в дополнении более или менее подробным (в зависимости от степени обоснованности жалобы родителя) психологическим обследованием его межличностных отношений, особенно сложившихся в семье.

Психолога-консультанта в этом смысле должно интересовать, по крайней мере, четыре аспекта:

— актуальные межличностные отношения между ребенком и родителями

— их история, особенно в критических точках онтогенеза;

— межличностные отношения глазами их участников — детей и родителей,

— объективно фиксируемые межличностные отношения.

Практически то же самое можно сказать и относительно межличностных отношений ребенка в детском коллективе — в детском саду, школе, компании [17, с. 16].

Аналитический этап. Реализация задач данного этапа предполагает обработку психологом всей совокупности полученных данных, постановку психологического диагноза, составление условно-вариативного прогноза и разработку рекомендаций для программы психокоррекционной работы. Как отмечает И. В. Дубровина, психологический диагноз — центральный момент диагностико-коррекционной работы [21, с. 43]. Он производится не только по результатам психологического обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем, как выявленные особенности ребенка проявляются в жизненных ситуациях. Большое значение при постановке диагноза имеет возрастной анализ полученных данных с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

Как известно, психологический диагноз представляет собой основную цель психологической диагностики и является конечным результатом деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей обследования. Под предметом психологического диагноза понимается установление индивидуально-психологических различий, как в норме, так и в патологии [19, с. 104; 26, с.141].

Важнейшим элементом психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом конкретном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении клиента (в случае возрастно-психологического консультирования ребенка), каковы их причины и следствия.

Постановка психологического диагноза должна основываться на критическом и осторожном истолковывании данных, полученных из разных источников. Кроме того, психологу крайне важно иметь представление о границах своей профессиональной компетенции. В тех случаях, когда у психолога возникают подозрения о патопсихологическом или дефектологическом характере выявленных нарушений, не следует пытаться самостоятельно поставить диагноз. В таковых случаях необходимо в тактичной форме рекомендовать родителям обратиться в соответствующие учреждения, к специалистам соответствующего профиля. То же замечание относится и к области социальных факторов, обусловивших ту или иную психологическую проблему ребенка.

Таким образом, психологический диагноз должен ставиться психологом в строгом соответствии с профессиональной компетенцией и на том уровне, на котором можно осуществить психолого-педагогическую коррекцию или другую психологическую помощь.

Из определения психологического диагноза следует, что формулировка диагноза обязательно должна содержать и прогноз — предсказание на основе осуществленного обследования пути и характера дальнейшего развития ребенка. Прогноз необходимо осуществлять в двух направлениях: при условии, если с ребенком будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно не будет проведено.

Работа психолога-консультанта по глубинному проникновению в установление сущности индивидуально-психологических особенностей ребенка и причин их возникновения в каждом случае обязательно должна приводить к выработке конкретных рекомендаций. Еще раз подчеркнем, что рекомендации, которые предлагает психолог-консультант родителям и другим заинтересованным в ребенке взрослым должны быть конкретными и понятными тем, кому они предназначаются.

Что касается программы коррекции и развития, то обычно ее структура предполагает психологическую и педагогическую части. Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть составляется на основе психологических рекомендаций совместно психологом и родителем (воспитателем, учителем и др.) и выполняется родителями с помощью и под постоянным контролем и наблюдением психолога.

Следует отметить, что психолог несет полную ответственность за реализацию рекомендаций и конечный результат. Поэтому считаем не лишним напомнить, что для квалифицированного решения проблемы крайне важно собрать сведения в ходе обследования по следующим основным разделам:

— информация об истории развития ребенка и состоянии его здоровья;

— сведения об особенностях социальной обстановки, в которой растет ребенок, характере его общения и взаимоотношений со значимыми лицами (семья, коллектив сверстников в детском саду, школе или других посещаемых учреждениях);

— особенности поведения и деятельности ребенка (в процессе обследования, а также в семье, школе или иных ситуациях);

— дифференцированная характеристика развития познавательной и эмоционально-личностной сфер ребенка.

Данные разделы представляют собой схему построения психологического заключения, согласно которой необходимо все полученные сведения сгруппировать предлагаемым образом. В заключении на основании полученной и обобщенной по указанным разделам информации психолог-консультант дает общую оценку уровня развития ребенка; определяет сущность его трудностей; оценивает степень их сложности и глубины; выделяет факторы, обусловившие появление указанных трудностей и определяет те сферы, воздействие на которые позволит устранить или ослабить степень проблем. Завершается составление заключения рекомендациями либо разработкой коррекционной программы.

Заключительный этап. По результатам проведенного психологического обследования психолог проводит беседу с теми взрослыми, которые обратились к психологу за помощью (родителями, воспитателями, учителями, родственниками). Психолог-консультант обсуждает психологическое заключение и прогноз развития ребенка, совместно с родителем вырабатывает программу психолого-педагогических мероприятий. Данный этап по своей сути и содержанию является как заключительным в диагностическом этапе возрастно-психологического консультирования, так и самостоятельным этапом разработки системы психолого-педагогических рекомендаций.

Таким образом, в ходе заключительной беседы с родителями (а также и в ходе всех этапов консультативного процесса) реализуется одна из важнейших задач работы психолога с родителями, заключающаяся в повышении уровня их психологической грамотности. Причем, психологическая грамотность предполагает как повышение компетентности в области знания закономерностей психического развития ребенка, так и повышение коммуникативной компетентности и психологической компетентности родителей в вопросах воспитания детей.

Особой задачей является специальная работа с родителями с целью разрешения их собственных личностных проблем, накладывающих отпечаток на предпочитаемый ими тип семейного воспитания. Но такая работа выходит за пределы возрастно-психологического консультирования и составляет особую сферу психологического консультирования.

Резюмируя содержание данного раздела, хотим особо остановиться на важности для проведения психологической диагностики установления хороших личных отношений с ребенком. В основе проведения беседы со взрослыми и с детьми лежит ряд общих принципов. Но, тем не менее, организация и проведение беседы с детьми имеет немало специфических особенностей. Зачастую обнаруживается, что типичные для работы со взрослыми средства и приемы взаимодействия оказываются неэффективными в ситуации общения с ребенком. Это обусловлено в первую очередь возрастными особенностями, к числу которых следует отнести недостаточно развитую у детей способность к рефлексии, слабость анализа и синтеза информации, недостатки внимания и утомляемость, сложности вербализации своих переживаний, особенности мотивации и многое другое. Все это достаточно убедительно свидетельствует о том, что особенности проведения индивидуального психологического обследования ребенка заслуживают специального внимания.

О важности фактора личного контакта в психологической диагностике говорится в известной работе Й. Шванцара (1978), в которой автор указывает на то, что установление хороших личных отношений с детьми и подростками требует уже с первых минут встречи значительной терпеливости, приспособляемости и находчивости от психолога [29]. По мнению многих специалистов в области детской практической психологии, основой психологического подхода к детям является настоящий интерес ко всем вопросам детской жизни. По нашему мнению, сочетание теплой заинтересованности и профессиональной мотивированности психолога может способствовать постепенному созданию собственной успешной тактики для работы с детьми и подростками.

Вопросы

1. В чем сущность и роль аналитического этапа диагностического обследования?

2. Разведите понятия психологический диагноз и психологическое заключение.

3. Определите условия установления доверительного контакта в ходе консультационной беседы.

Источник:

Богданович Н. Г., Кедярова Е. А. Психологическое обследова­ние ребенка в практике возрастно-психологического консультирования: учеб. пособие. — Иркутск: Иркут. ун-т, 2005. — 100 с.