Деятельность семейного клуба для замещающих семей «Мы-вместе» | Обучение и развитие детей

Деятельность семейного клуба для замещающих семей «Мы-вместе»

На главную Работа с родителями Программы для родителей Деятельность семейного клуба для замещающих семей «Мы-вместе»
Деятельность семейного клуба для замещающих семей «Мы-вместе»
Работа с родителями — Программы для родителей
Деятельность семейного клуба для замещающих семей «МЫ-ВМЕСТЕ»

Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества

Ф.Адлер



Одним из приоритетов государственной политики в Республике Беларусь является решение демографических проблем, укрепление семьи и повышения ее престижа в обществе, сохранение и пропаганда семейных ценностей. Как залог благополучного будущего нашему молодому независимому государству нужна крепкая, здоровая семья.

Семейному воспитанию всегда уделялось большое внимание, т.к. оно – основа нравственности в человеке. В семье человек получает представление о ценностях, нормах, взаимоотношениях между людьми. Семья как направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. Это первый коллектив, который дает человеку представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. В семье он получает первые навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, устраивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Воспитательный потенциал родителей зависит от многих факторов, в числе которых – свой опыт жизни в семье.

Жизнь каждого из нас начинается в семье, протекает, бурлит в семье и в ней же заканчивается. И есть ли что-либо другое, большее по значимости для каждого из нас, чем семья? Семья – это и результат, и, пожалуй, еще в большей мере – творец цивилизации. Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества. Она производит главное общественное богатство – человека.

Современная семья переживает сегодня определенные трудности, связанные со сложившимся духовно-нравственным кризисом: наблюдается рост неблагополучных семей, падает авторитет законного брака, повсеместно мы сталкиваемся с таким негативным явлением как социальное сиротство, происходит смещение моральных ценностей и ориентаций, рост бездуховности, снижается уровень ответственности родителей за воспитание своих детей.

Для преодоления этих негативных явлений перед современным обществом стоит одна из важнейших задач – укрепление института семьи, охрана материнства, отцовства и детства, подготовка молодежи к будущей семейной жизни. Именно в семье закладываются нравственные ценности личности ребенка, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир человека и его индивидуальные способности. Характер взаимоотношений в семье напрямую влияет на воспитанность детей, на их духовно нравственную сферу.

Приходится констатировать, что сегодня достаточно большое количество детей в республике находится в социально опасном положении, многие лишены счастья расти в полной благополучной семье. Спасением для этих детей может быть только семья или условия, приближенные к семейным. Разорвать этот «заколдованный» круг можно лишь при условии помещения ребенка в другую семью, пусть не родную, но любящую его, где принимают его как личность, с которой он живет одной жизнью, одними интересами.

«Замещающие семьи» — не юридический термин. Он применяется для обозначения различных типов семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей: семей усыновителей, опекунов, приемных семей детских домов семейного типа.

В школе учатся 22 ребенка, которые воспитываются в 18 приемных и опекунских семьях. Отсутствие в жизни ребенка близкого человека порождает страх, агрессивность, неуверенность в себе, нежелание учиться, боязнь всего нового, недоверие к людям. Ребенок, попавший в замещающую семью, становится активным участником воспроизведения семейного опыта данной семьи. Недостаточная психолого-педагогическая подготовленность замещающих семей в вопросах предотвращения насилия и агрессии, в организации конструктивного досуга послужила поиском наиболее эффективных средств и форм работы с семьей. Так был создан в школе родительский клуб для замещающих семей «Мы-вместе».

Результатом совместной деятельности детей и родителей в клубе является формирование коллективного сотрудничества. Взаимодействуя с родителями, дети устраивают образцы и нормы поведения, нравственные понятия. В семьях улучшается психологический климат, дети становятся более коммуникабельными, жизнерадостными. Родители получают необходимые знания и умения по налаживанию взаимопонимания и укрепления контакта с детьми.

Основная цель деятельности клуба – создание условий для нормального развития и формирования личности ребенка, воспитывающегося в семье данного типа; оказание содействия семьям, желающим стать замещающей семьей.

Особенностью клуба является то, что его членами могут быть как взрослые, так и дети, проводятся совместные занятия для семьи.

Клуб ставит перед собой следующие задачи:

  • Через образовательные программы предоставить замещающим семьям услуги по вопросам воспитания, предотвращения насилия в семье.
  • Организовывать полезный и активный досуг членов семейного клуба.
  • Защищать права и интересы замещающих семей.
  • Пропагандировать здоровый образ жизни.
  • Обеспечивать участие в заседаниях клуба представителей городского отдела образования, СМИ, педагогов-тренеров, других заинтересованных лиц.
Уже сегодня плодотворно действуют образовательные программы в помощь родителям и детям: «Желание быть здоровым», «Здоровое питание», «Искусство общения», «Я в семье, я без семьи».

Родительский клуб – это особая форма работы с замещающими семьями, которая не так жестко структурирована, как, например, тренинг, приход на каждую встречу не обязателен, общая продолжительность участия в групповой работе может длиться месяцами. При возникновении новых трудностей участники клуба вновь могут посещать занятия. За время общения у членов клуба устанавливаются прочные дружеские связи на основе общих интересов к воспитанию детей. В клубе используются базовые методы групповой работы: дискуссия, работа в малых группах, обратная связь, ролевая игра.

Сохраняются следующие принципы организации занятий:

  • Принцип активности – разнообразие формы групповой индивидуальной деятельности.
  • Принцип исследовательской позиции – участники сами находят решения, известные как психологические закономерности.
  • Принцип объективации поведения – перевод поведения с импульсного уровня на объективированный посредством обратной связи.
  • Принцип партнерского общения – признание ценности личности другого человека.
Форма клубной работы была выбрана не случайно, так как в клубе

  • Снимается ощущение уникальности проблемы;
  • Появляется возможность оперативно получать обратную связь;
  • Оказывается мощная поддержка в трудной ситуации;
  • Групповые занятия позволяют увидеть свою семью как бы «со стороны», т.е. более объективно;
  • Наблюдается выход «в люди» — выход из отчаяния и одиночества;
  • Технологии конструктивного взаимодействия взрослых и детей систематически отрабатываются на практике и хорошо усваиваются.
Вместе с тем, отсутствие жесткой структуры и требований в какой-то степени снижает результативность работы. Не связанные какими-либо обязательствами, родители-опекуны по разным причинам могут пропускать занятия или совсем перестают их посещать, оставаясь наедине со своими трудностями. Поэтому в практике клубной работы используются методы повышения мотивации к участию в работе группы.

В начальной стадии работы в октябре-ноябре 2006 года была проведена рекламная компания по созданию родительского клуба для замещающих семей. Так, был разработан буклет клуба, получивший свое название – «Мы-вместе» (Приложение).

При посещении семей каждой из них были вручены буклеты и приглашения на первую встречу. На первом заседании педагог социальный познакомил всех присутствующих друг с другом. Предложил проект плана работы клуба на год, при реализации которого семьи смогут решить личные проблемы, обрести уверенность в себе, найти внутренние ресурсы для позитивных изменений, получить новые модели поведения в сложных жизненных ситуациях, а также приятно и полезно общаться, обрести новых друзей, участвовать в развлекательных мероприятиях, конкурсах, выставках. На заседании были разработаны и приняты к работе Устав и Положение клуба, которое утверждено директором школы.

Высшим органом Клуба является собрание, которое проводится один раз в год. На собрании избирается председатель и актив. Органом управления клуба является актив, который разрабатывает и утверждает план работы на год, организует работу по проведению запланированных мероприятий.

Членом клуба может стать семья, принявшая на воспитание детей, оставшихся без родительского попечения.

 

Член клуба имеет право:

  • Принимать участие во всех проводимых мероприятиях.
  • Вносить предложения относительно деятельности клуба.
  • Активно участвовать в работе по выполнению целей и задач клуба.
Финансирование клуба осуществляется за счет спонсорских средств.

Клуб имеет свою идею: «Для нормального развития и формирования личности ребенка необходимо окружение таких людей, которые не только заботятся о нем, но и любят, принимают его как личность, с которыми он живет одной жизнью, одними интересами».

Занятия в клубе проводятся два раза в месяц, по субботам, продолжительность – 2-3 часа. Темы занятий проводятся на основании плана работы клуба, по мере необходимости в план вносятся корректировки. На занятии клуба участники располагаются по кругу. Круг считается символом гармонии, целостности, более контактному взаимодействию. Занятия имеют блочную систему.

Так, тренинговые занятия по формированию социальных навыков для подростков состоят из восьми блоков и итоговой игры «Мы вместе». Этот цикл занятий призван оказать подросткам помощь в период адаптации: снизить у них тревожность, а также научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть в себе сильные и слабые стороны.

Часть занятий посвящена развитию навыков здорового образа жизни и профилактике вредных привычек. Социальный опыт детей этого возраста постепенно расширяется, хотя еще невелик. Приобретенный в тренингах опыт станет для участников профилактикой трудностей пубертатного периода. Данный цикл занятий заканчивается психологической игрой, представляющей своеобразный зачет по пройденному материалу. Успешность реализации программы сможет подтвердить только дальнейшая жизнь подростка.

Следующий блок занятий – игровая коррекционная программа, целью которой является создание условий для самопознания, позитивного межличностного общения, регуляции поведения, раскованности речи, снятия застенчивости с проведением блока игр на групповое взаимодействие, адекватность.

Блок Образовательных программ, направленный на здоровый образ жизни, состоит из следующих тем:

1. «Алкоголь- зло», направленной на поиск истины в результате многопланового подхода к решению проблемы с учетом альтернативных точек зрения.

2. «Здоровое питание – здоровый образ жизни», целью которой являются знания о взаимосвязи питания и здоровья.

Блок «Искусство общения» состоит из следующих правил, которым должны следовать и взрослые и дети:

  • Избегайте злоупотребления критикой и обсуждения других, реже жалуйтесь.
  • Демонстрируйте неподдельный интерес к другим людям.
  • Будьте хорошим слушателем.
  • Помогайте людям чувствовать свою значимость.
  • Уважайте мнение других людей.
  • Избегайте ненужных споров.
  • Убеждайте, а не приказывайте.
  • Запоминайте имена.
  • Придерживайтесь положительной установки.
  • Улыбайтесь.
Блок «Я в семье, я без семьи» показывает, что семья является важнейшей формой жизнеорганизации человека, что общество заинтересовано в создании семьи, повышении коммуникативной компетенции, связанной с ролевым поведением в семье, умением разрешать конфликтные ситуации.

В рамках родительского клуба «МЫ-ВМЕСТЕ», созданного в ноябре 2006 года, замещающие семьи, чьи дети обучаются в УО «Жодинская СШ №9», получают возможность овладевать навыками конструктивного выстраивания межличностных отношений родителей и детей, проведение совместного досуга.

Несмотря на то, что клубу всего два года, интерес к его деятельности проявили все замещающие семьи, чьи дети обучаются в школе. Взаимодействуя с приемными родителями в клубной деятельности, дети усваивают образцы и нормы поведения, нравственные понятия, формируются уважительные отношения между членами семьи, повышается детская самооценка, развивается позитивное отношение к окружающему миру. В семьях улучшился психологический климат, дети стали более коммуникабельны, родители получают необходимые знания через образовательные программы и консультации педагога-психолога и педагога социального. Замещающие семьи имеют сегодня возможность применять на практике полученные знания, пропагандировать их среди других опекунов.

Сегодня уже можно говорить, что в УО «Жодинская СШ №9» есть клуб, где замещающие семьи активно внедряют в жизнь полученные знания и умения.При диагностической опросе положительное отношение о работе клуба выразило 93% участников клуба. Результат свидетельствует о значимости выбранного направления в работе с семьей.

Результатом совместной деятельности детей и родителей является формирование коллективного сотрудничества, сплочение нескольких поколений, формирование у ребенка уверенности в доброжелательном отношении к нему других людей, формирование чувства собственной значимости. Взаимодействуя с родителями, дети усваивают образцы и нормы поведения, нравственные понятия. Формируется отношение ребенка к самому себе и его самооценка.

В семьях улучшается психологический климат, дети стали более коммуникабельными, жизнерадостными. Родители получают необходимые знания по налаживанию взаимопонимания и укреплению контакта с детьми через образовательные программы.

В ближайших планах работы клуба – организация фотовыставки «Каждому детскому сердцу – луч добра, тепла и любви» как подведение небольшого итога работы, а также проведение семейных праздников, экскурсий, круглых столов.

Участвуя в деятельности клуба,

Вы сможете:

  • приятно и полезно общаться;
  • обрести новых друзей;
  • встретиться с новыми людьми;
  • участвовать в развлекательных мероприятиях, в конкурсах, выставках работ, в совместной встречи праздников и т.д.






Наша совместная деятельность позволит Вам решить многие личные проблемы, обрести уверенность в себе, найти внутренние ресурсы для позитивных изменений, получить новые модели поведения в сложных жизненных ситуациях

«Каждому детскому сердцу – луч добра тепла и любви»

Государственная политика РБ направлена на права ребенка проживать и воспитываться в семье. Семейному воспитанию всегда уделялось большое внимание, т.к. оно – основа нравственности в человеке. В семье человек получает представление о ценностях, нормах, взаимоотношениях между людьми. Семья как направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности.

Это первый коллектив, который дает человеку представление о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как надо себя вести. В семье он получает первые навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, устраивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Воспитательный потенциал родителей зависит от многих факторов, в числе которых – свой опыт жизни в семье.

Отсутствие близкого человека в жизни ребенка порождает в результате страх, агрессивность, недоверие к людям, неуверенность в себе, нежелание учиться, боязнь всего нового.

Ребенок, попавший в замещающую семью, становится активным участником воспроизведения семейного опыта через взаимоотношение с членами семьи, взаимное влияние, общение с представителями разных поколений, родственников.

У детей появляется положительный опыт семейной жизни, который они впоследствии используют и сами смогут стать эффективными родителями.



Наши задачи:

  • предоставление услуг замещающим семьям по вопросам воспитания, предотвращения насилия в семье через образовательные программы;
  • проведение тренинговых занятий по формированию социальных навыков для подростков; тренинг бесконфликтного поведения; занятия по ЗОЖ;
  • проведение конструктивного досуга;
  • проведение круглых столов с участием замещающих семей, представителей ГорОО, тренеров, представителей СМИ.
 

Сергеева И.М., педагог социальный,

УО «Жодинская СШ №9»