Интеллектуальное и творческое развитие детей

Что такое трудная жизненная ситуация, ее влияние на развитие подростка

На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика совершения самоубийства (суицида) Что такое трудная жизненная ситуация, ее влияние на развитие подростка

Что такое трудная жизненная ситуация, ее влияние на развитие подростка
Профилактическая работа психолога в школе — Профилактика совершения самоубийства (суицида)
Усложняющиеся условия жизни в современном мире, неустойчивость и иногда непредсказуемость социальных процессов все чаще заставляют человека преодолевать жизненные трудности. Трудная жизненная ситуация всегда характеризуется несоответствием между тем, что человек хочет (сделать, достичь), и тем, что он может, оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него возможностями (Бурлачук Л.Ф. Психология жизненных ситуаций / Л.Ф.Бурлачук, Е.Ю.Коржова. – М., 1998 г.). Невозможность достижения цели (в широком понимании, в т.ч. определенного качества жизни) влечет за собой возникновение отрицательных эмоций, которые служат важным индикатором трудности той или иной ситуации для человека. Умение человека справляться с трудными для него жизненными ситуациями является одним из показателей уровня развития личности.

В течение жизни человек нарабатывает широкий спектр различных способов разрешения трудных ситуаций, формирует навыки жизнестойкости, тем самым развивая психологическую устойчивость к неблагоприятным воздействиям извне. Уверенность человека в своей способности преодолевать жизненные трудности повышает самооценку, способствует развитию собственной ценности, формирует уверенность в собственных силах. Поэтому необходимо развивать способность взрослеющего ребенка справляться с жизненными трудностями.

Подросток с его формирующейся психикой очень чувствителен к встречающимся на его пути жизненным ситуациям. Наиболее сильное влияние на подростка оказывают трудные, кризисные ситуации; пытаясь самостоятельно справиться с тревожащими его ситуациями, подросток приобретает опыт их преодоления. При этом он ищет человека или группу людей, способных оказать поддержку, ищет деятельность (или внутренние механизмы), компенсирующую тревожные переживания, повышающую самооценку. К сожалению, результаты этих поисков часто оказываются неконструктивными. Например, подростку обычно легче приобрести авторитет среди дворовой компании, чем в спортивной, танцевальной и т.п. секции, где требуются регулярные дополнительные усилия, проявление силы воли и определенные усилия для достижения желаемого статуса в группе.

Неудачный опыт преодоления подростком трудных жизненных ситуаций может повлечь неудовлетворенность, чувство неуверенности, озлобленность, агрессивность, негативизм, неверие в свое успешное будущее. Любая из формирующихся при этом защитных техник: уход в себя, стремление избежать неприятностей или открытая агрессия, оказывается неблагоприятной для развития личности подростка (Туманова Е.Н. Кризисные ситуации в жизни подростков из неблагополучных семей : Дисс. … канд. психол. наук: 19.00.05. – СПб., 2001 г. – 188 c. РГБ ОД, 61:02–19/298–X.).

Некоторые исследования, проведенные психологами, показывают, что подростки с выраженными эмоциональными проблемами, как правило, пережили трудные жизненные ситуации, значительные негативные события в течение последних года–двух. Исследования отечественных специалистов (Подольский А.И., Идобаева О.А., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности. Теория и практика. – СПб.: Слово, 2004 г. – 202 с.) говорят о том, что среди основных жизненных сфер подростков (семья, отношения со сверстниками, личная жизнь, школа и внешкольная жизнь) семья и отношения в семье занимают более 50 % совокупной событийной «стрессогенности» подростковой жизни. Причем это мнения самих же подростков. К положительным событиям своей жизни подростки относят: улучшение финансового состояния семьи, уменьшение количества ссор с родителями, получение работы папой или мамой, покупку недвижимости, поездку за границу, а также улучшение взаимоотношений со сверстниками. К числу отрицательных событий относится увеличение количества ссор с родителями, ухудшение финансового состояния семьи, развод родителей, повторная женитьба отца, а также ухудшение взаимоотношений со сверстниками (Подольский А.И., Идобаева О.А., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности. Теория и практика. – СПб.: Слово, 2004 г. – 202 с.).

Те же исследования (Идобаева О.А. Исследование эмоционального неблагополучия современных подростков как предпосылка коррекционной работы школьного психолога : Дисс. … канд. психол.

наук : 19.00.07. – М., 1998 г. – С.143. РГБ ОД, 61:99–19/2–8.) показывают, приоритетное влияние характера детско-родительских отношений на возникновение депрессивных состояний у подростков. Прочие же существенные характеристики жизнедеятельности подростка (отношения со сверстниками, школьная успеваемость, уровень материального благосостояния семьи) обнаруживают значительно более низкий уровень связи с депрессивным состоянием подростков (Идобаева О.А. Исследование эмоционального неблагополучия современных подростков как предпосылка коррекционной работы школьного психолога : Дисс. … канд. психол.

наук : 19.00.07. – М., 1998 г. – С.143. РГБ ОД, 61:99–19/2–8.).

Исследования зарубежных специалистов позволили выявить, какие стрессовые события приводят к различным заболеваниям. Например, в 1967 году два психиатра, Т. Холмс и Р. Рейх (Holmes, Rahe) (Holmes T.H., Rahe R.H. The Social Readjustment Rating Scale. J Psychosom Res (1967).11 (2): 213–8.), провели анализ медицинских записей около пяти тысяч пациентов больниц. На основе этого исследования была составлена «Шкала стресса Холмса и Рейха». Результаты тестирования по этой шкале были тесно связаны с заболеваниями и обращениями в медицинские учреждения. Чем больше баллов набирает человек, тем больше вероятность того, что он может заболеть. Исследователями были составлены два варианта «шкалы стресса» – для взрослых и для молодых людей. Причем, как отмечают ученые, положительные радостные события также могут вести к сильным эмоциональным переживаниям и как следствие к стрессу.

Ниже приведена «шкала стресса» в варианте для молодых людей. В соответствии с таблицей Вы можете подсчитать предположительный уровень стресса, пережитый Вашим ребенком за последний год. Для этого необходимо суммировать баллы по тем событиям, которые произошли в жизни Вашего ребенка (в течение последнего года).

 

Жизненное событие

Баллы

Смерть родителя

100

Незапланированная беременность, выкидыш, аборт

100

Свадьба (своя)

 

Развод родителей

90

Получение увечий

80

Рождение ребенка (своего)

 

Заключение родителя в тюрьму более чем на год

70

Разделение родителей (не развод, но живут отдельно)

69

Смерть брата или сестры

68

Изменения в отношениях со сверстниками

67

Незапланированная беременность сестры

64

Известие о том, что ты был усыновлен

63

Свадьба мамы и отчима или папы и мачехи

63

Смерть близкого друга

63

Наличие видимых врожденных увечий

62

Серьезная болезнь, требующая госпитализации

58

Жизненное событие

Баллы

Отрицательная аттестация в школе

56

Отсутствие внеклассных занятий

55

Госпитализация родителя

55

Заключение родителя в тюрьму более чем на 30 дней

53

Разрыв отношений

53

Начало отношений

51

Исключение из школы

50

Начало употребления наркотиков или алкоголя

50

Рождение брата или сестры

50

Увеличение количества ссор между родителями

47

Увольнение одного из родителей

46

Выдающееся личное достижение, успех

46

Изменение финансового положения родителей

45

Прием в выбранное учебное заведение (колледж, ВУЗ и т.д.)

43

Переход в старшие классы

42

Госпитализация брата или сестры

41

Участившиеся случаи отсутствия дома одного из родителей

38

Начало самостоятельной жизни брата или сестры

37

Появление в семье третьего взрослого

34

Становление подростка в религиозной общине в качестве полноправного члена

31

Уменьшение количества ссор между родителями

27

Уменьшение количества ссор с родителями

26

Устройство на работу одного из родителей

26

Исследователи считают, что усредненные набранные по шкале суммы баллов свидетельствуют о: –   высоком риске заболеть – 300 и более баллов; –   среднем риске – 150–299 баллов; –   низком риске – 150 и меньше баллов.

Следует отметить, что данная шкала разрабатывалась зарубежными исследователями и, вероятно, не в полной мере отражает российские реалии.

Еще один известный американский исследователь в области детской психологии Дэвид Элкинд (Elkind D. Ties That Stress – The New Family Imbalance, 1994 г. – 272 с.) создал подобную шкалу детского стресса.

Аналогично приведенной выше шкале необходимо оценить события, произошедшие с ребенком за последний год (шкала включает как позитивные, радостные, так и негативные стрессообразующие события).

Жизненное событие

Баллы

Смерть одного из родителей

100

Развод родителей

73

Раздельное проживание родителей

65

Командировка одного из родителей

63

Смерть близкого родственника

53

Болезнь или травма

50

Повторное вступление в брак одного из родителей

50

Примирение родителей

45

Выход матери на работу

45

Болезнь члена семьи

44

Беременность матери

40

Трудности в школе

39

Рождение брата или сестры

39

Перемены в школе (новый учитель, новый класс)

 

Изменение финансовой ситуации в семье

38

Болезнь или травма близкого друга

37

Новый кружок или увлечение

36

Ссора с братьями и сестрами

35

Угроза насилия в школе

31

Кража личной вещи

30

Ух од из дома старшего брата или сестры

29

Сложности с дедушкой и бабушкой

29

Исключительная личная удача

28

Переезд в другой город

26

Приобретение или утрата питомца

25

Сложности с учителем

24

Семейный отпуск

19

Каникулы в лагере

18

Смена друзей

17

Жизненное событие

Баллы

Изменение привычек отхода ко сну

16

Изменение привычного режима питания

15

Изменение количества часов, отведенных для просмотра телевизора

13

Празднование дня рождения

12

Наказание за обман

11

Дэвид Элкинд считает, что если в течение одного года ребенок в сумме набирает:

–   менее 150 баллов – у него средний уровень стресса; –   от 150 до 300 баллов – ему грозит проявление симптомов стресса; –   более 300 баллов – у него могут возникнуть серьезные проблемы со здоровьем или поведением из-за стресса.

Безусловно, необходимо критически относиться к любого рода популярным тестам, шкалам, ведь заботливый родитель в состоянии самостоятельно оценить влияние на своего ребенка того или иного события. Необходимо помнить, что приведенные выше шкалы являются лишь вспомогательными инструментами измерения количества стрессоген-ных событий в жизни ребенка.

Отечественные ученые выделяют четыре группы симптомов стресса: физиологические, интеллектуальные, эмоциональные и поведенческие. Они сведены в таблицу, и Вы можете попросить вашего ребенка оценить уровень стресса на настоящий момент, отметив, какие из нижеперечисленных признаков у него имеются (для подростков старшего возраста) (Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006 г. – 256 с. Щербатых Ю.В. Стресс и счастье на одну букву. Практическое руководство по преодолению стресса. – Изд.: Феникс, 2011 г.).

Признаки стресса                                        Отметки

Интеллектуальные признаки стресса

1. Преобладание негативных мыслей

 

2. Трудность сосредоточения

 

3. Ухудшение показателей памяти

 

4. Постоянное и бесплодное вращение мыслей вокруг одной проблемы

 

5. Повышенная отвлекаемость

 

6. Трудность принятия решений, длительные колебания при выборе

 

7. Плохие сны, кошмары

 

8. Частые ошибки, сбои в вычислениях

 

9. Пассивность, желание переложить ответственность на кого-то другого

10.Нарушение логики, спутанное мышление

11.Импульсивность мышления, поспешные и необоснованные решения

12.Сужение «поля зрения», кажущееся уменьшение возможных вариантов действия

Итого:

Эмоциональные симптомы

1.Беспокойство, повышенная тревожность

2.Подозрительность

3.Мрачное настроение

4.Ощущение постоянной тоски, депрессия

5.Раздражительность, приступы гнева

6.Эмоциональная «тупость», равнодушие

7.Циничный, неуместный юмор

8.Уменьшение чувства уверенности в себе

9.Уменьшение удовлетворенности жизнью

10.Чувство отчужденности, одиночества

11.Потеря интереса к жизни

12.Снижение самооценки, появление чувства вины или недовольства собой или своей работой

Итого:

Поведенческие признаки стресса

1.Потеря аппетита или переедание

2.Возрастание ошибок при выполнении привычных действий

3.Более быстрая или, наоборот, замедленная речь

4.Дрожание голоса

5.Увеличение числа конфликтных ситуаций на работе или в семье

6.Хроническая нехватка времени

7.Уменьшение времени, которое уделяется общению с близкими и друзьями

8.Потеря внимания к своему внешнему виду, неухоженность

9.Антисоциальное поведение

10. Низкая продуктивность деятельности

11.Нарушение сна или бессонница

12.Более интенсивное курение и употребление алкоголя

Итого:

Физиологические симптомы

1.Боли в разных частях тела неопределенного характера,головные боли

2.Повышение или понижение артериального давления

3.Учащенный или неритмичный пульс

4.Нарушение процессов пищеварения (запор, диарея,повышенное газообразование)

5.Нарушение свободы дыхания

6.Ощущение напряжения в мышцах

7.Повышенная утомляемость

8.Дрожь в руках, судороги

9.Аллергия или иные кожные высыпания

10.Повышенная потливость

11.Снижение иммунитета, частые недомогания

12.Быстрое увеличение или потеря веса тела

Итого:

Для подсчета суммарного показателя используется следующая схема (Щербатых Ю.В. Стресс и счастье на одну букву. Практическое руководство по преодолению стресса. — Изд.: Феникс, 2011 г.).

Наличие каждого симптома из интеллектуальных или поведенческих признаков стресса оценивается в 1 балл, каждый симптом из эмоционального списка оценивается в 1,5 балла, а каждый симптом из физиологического списка оценивается в 2 балла. Таким образом, общая максимальная сумма по всему списку теоретически может достигать 66.

Показатель от 0 до 5 баллов считается хорошим: это означает, что в данный момент жизни у Вас сколь-либо значимый стресс отсутствует.

Показатель от 6 до 12 баллов означает, что Вы испытываете умеренный стресс, который может быть компенсирован с помощью рационального использования времени, периодического отдыха и нахождения оптимального выхода из сложившейся ситуации.

Показатель от 13 до 24 баллов указывает на достаточно выраженное напряжение эмоциональных и физиологических систем организма, возникшее в ответ на сильный стрессорный фактор, который Вам пока не удалось компенсировать. Здесь уже требуется применение специальных методов преодоления стресса, которые будут приведены в данной книге.

Показатель от 25 до 40 баллов указывает на состояние сильного стресса, для успешного преодоления которого желательна помощь психолога или психотерапевта. Такой показатель стресса говорит о серьезных предпосылках возникновения кризисных состояний.

Очень часто стрессоры действуют одновременно, а их отрицательное воздействие на ребенка накапливается. При регулярном, повторяющемся стрессе возникает хронический стресс. Чувствительный к стрессу ребенок ощущает на себе его воздействие при возникновении малейших трудностей или перемен. Срабатывает принцип «последней капли» (Камаровская Е.В. Помогите, у ребенка стресс! – СПб, 2012 г. – 176 с.)/

Ниже приведены некоторые высказывания детской аудитории Всероссийской линии Детского телефона доверия (г. Москва):

1.«Я очень одинок, меня никто не понимает…».

2.«Меня бросили, я не знаю как это пережить…».

3.«Я все время боюсь опозориться перед классом…».

4.«Я боюсь отчима…».

5.«В классе все надо мной смеются, обзываются, прячут мои вещи…».

6.«Мои подруги сняли на мобильный телефон меня пьяную. Если покажут в классе, я умру от стыда…».

7.«У меня опять замечание и двойка в дневнике. Я боюсь идти домой, отец меня убьет…».

8.«Я видела как папа целовался с другой женщиной… Я хочу его убить…»

9.«Мне вчера дали попробовать наркотики… Мне очень плохо…».

10.«Все любят мою сестру, а я никому не нужен…».

11.«Я уверен, что я полный идиот, мама говорит, что я бездарь…».

Казалось бы, за несущественными (с точки зрения взрослого человека) обидами, страхами, чувствами скрываются серьезные переживания, с которыми взрослеющему ребенку не всегда под силу справиться в одиночку. Безусловно, устранить причину стресса в большинстве случаев невозможно. Кроме того, как уже говорилось выше, преодоление жизненных трудностей повышает самооценку человека, позволяет выработать приемлемый способ разрешения различных сложных ситуаций и т.д.

По мнению специалистов (Попов Ю.В., Бруг А.В. Аддитивное суицидальное поведение подростков. Обозр. психиатрии и мед. психологии. 2005 г., 1: 24–6.), так как в большинстве случаев суицидальное поведение – это своеобразный крик о помощи, то в ситуации хронического стресса, негативного эмоционального климата в семье, при отсутствии позитивного опыта решения стрессовых ситуаций суицидальное поведение может закрепляться как способ хотя бы временного (либо очень быстрого) разрешения семейных и личных проблем. И поскольку у детей и подростков аффективное реагирование, особенно если оно приобретает патологический характер, характеризуется стереотипным повторением, реакциями «клише», то в дальнейшем уже на любые проблемы подросток дает привычную реакцию. Он становится зависимым от привычной формы реагирования. (Попов Ю.В., Бруг А.В. Аддитивное суицидальное поведение подростков. Обозр. психиатрии и мед. психологии. 2005 г., 1: 24–6.)

Вместе с тем родители, близкие детей могут привить ребенку навыки преодоления, совладания со сложными ситуациями, научить справляться со стрессом. Например, Камаровская Е.В. считает, что навыки противостояния стрессам можно освоить так же, как и правила дорожного движения (Камаровская Е.В. Помогите, у ребенка стресс! – Изд.: Питер, 2012 г. – 176 с.)/ Для того чтобы снизить воздействие стрессогенных факторов, научить ребенка самостоятельно справляться со стрессом, родителям необходимо:

1.Сохранять, поддерживать, культивировать благоприятную, спокойную, доброжелательную атмосферу в семье. В сложных ситуациях не паниковать, помнить, что «черную полосу всегда сменяет белая». Доброжелательное спокойствие членов семьи поможет убедить подростка, что не все потеряно, есть выход.

2.Всегда воспринимать проблемы и переживания ребенка серьезно, какими бы несущественными они ни казались. Не высмеивайте и не критикуйте ребенка, не торопитесь перечислять его ошибки. Поддерживайте в ребенке уверенность в том, что если что-то не получается, то не от того, что он неудачник, а потому, что так складываются обстоятельства, и Вы сопереживаете его чувствам и готовы всегда придти на помощь, если он эту помощь готов принять.

3.Стараться регулярно общаться, разговаривать с ребенком на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями. Обязательно обсуждайте ближайшее и далекое будущее. Старайтесь строить (не навязывать) перспективы будущего совместно с подростком. Что хочет подросток в будущем, как он видит свою жизнь? Чего бы он хотел добиться? Рассказывайте о своих переживаниях, мыслях, честные истории из жизни, в т.ч. и о преодолении Вами и знакомыми трудных, казавшихся неразрешимыми жизненных ситуаций. Обычный разговор по душам способен заставить подростка поверить в свои силы. Посочувствуйте, скажите, что Вы понимаете, как ему сейчас трудно. Дети, которые чувствуют поддержку и искреннее сочувствие родителей, справляются со стрессом быстрее.

4.Не препятствовать подростку в принятии самостоятельных решений (не влияющих на жизнь и здоровье его и других людей). Научите ребенка, прежде чем принять любое решение, просчитать последствия своих действий и меру ответственности, которую он готов взять на себя за реализацию этого решения. Постарайтесь задавать открытые вопросы, которые требуют от ребенка подумать и ответить, не ограничиваясь односложным «да» или «нет» (например: «Какие «за» и «против» этого решения?», «На что это больше всего повлияет?», «Что подсказывает твоя интуиция?»).

5.Научить ребенка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах (агрессию через активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания через доверительный разговор с близкими, приносящий облегчение). Часто подростку сложно рассказывать о своих переживаниях родителям или сверстникам. С этой целью предложите ребенку завести тетрадь, в которой подросток будет рассказывать о своих переживаниях. Выложив эмоции на бумагу, он почувствует облегчение, освободившись от негативных мыслей.

6.Поощрять физическую активность ребенка. Стресс – это, прежде всего, физическая реакция организма, поэтому эффективно бороться с ним ребенку поможет любая деятельность, требующая физических усилий: всевозможные виды спорта, пение, танцы… Не следует чрезмерно поощрять в ребенке дух соревнования или стремление к общественному признанию, ведь это тоже давление, которого и так немало (Камаровская Е.В. Помогите, у ребенка стресс! – Изд.: Питер, 2012 г. – 176 с.). Старайтесь не вынуждать подростка тратить силы на то, что ему не интересно, но постарайтесь определить совместно с подростком, каким активным дополнительным занятием он хотел бы заниматься.

7.Поддерживать и стимулировать творческий ручной труд подростка. Даже если Вам кажется, что он «впадает в детство» и ничего полезного не делает (рисование, плетение «фенечек», украшение одежды, склеивание моделей), все это является своеобразной «разрядкой», несет успокоение, через работу воображения подросток отвлекается от негативных переживаний, повседневных проблем.

8.Заботиться о том, чтобы подросток «принимал» свое тело, не отвергал свои телесные ощущения (в этом помогут занятия йогой, специальные психологические тренинги). Старайтесь сохранять контакт с взрослеющим ребенком, в том числе на телесном уровне (объятия, прикосновения, поглаживания).

9.Поощрять ребенка к заботе о ближних (старшее поколение, младшие дети, домашние питомцы). Приятные необходимые обязанности, ощущение, что «кто-то от меня зависит», «без меня не справится», «я нужен кому-то» являются в жизни дополнительным ресурсом для подростка.

10.Поддерживать семейные традиции, ритуалы. Причем хорошая семейная традиция должна быть интересна, полезна и любима всеми поколениями семьи. Другими словами, семейные ритуалы можно и нужно трансформировать с течением времени, чтобы младшее поколение с удовольствием участвовало в них, а не воспринимало их как неотвратимое, скучное, бесполезное времяпрепровождение.

11.Стараться поддерживать режим дня подростка (сон, режим питания). Чаще давайте подростку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, красивая одежда, поход на концерт, в кафе и т.д.).

12.Научить ребенка применять навыки расслабления, регуляции своего эмоционального состояния (см. далее) в сложных, критических для него ситуациях.

Психологи рекомендуют детям и подросткам применять в сложных для них ситуациях простые упражнения для расслабления (Как помочь самому себе справиться со сложной ситуацией? Практическое руководство для детей и подростков // Памятка несовершеннолетнему. – М.: МГППУ, 2012 г.). Эти упражнения можно освоить вместе с ребенком и выполнять их регулярно как зарядку (точнее разрядку).

Упражнения для расслабления

Дыхание

Когда ты сильно переживаешь или взволнован, у тебя изменяется частота дыхания. Дыхание становится неровным, поверхностным. Ты можешь почувствовать, что тебе не хватает воздуха. Контролируй свое дыхание: замедляй его, используя нижнюю часть легких (дыши животом), и сконцентрируйся, выдыхая весь воздух. Медленно выдохни воздух, а затем спокойно сделай вдох. Сделай это несколько раз. Быть расслабленным – это значит спокойно дышать.

Упражнения для снятия мышечного напряжения, восстановления сил и обретения спокойствия

Напряги каждую мышцу своего тела как можно сильнее. Побудь в таком состоянии пару секунд и расслабься. Повторяй до тех пор, пока не почувствуешь, что тебе стало легче.

Закрой глаза. Вспомни ситуацию, когда тебе было хорошо. Представь ее в мельчайших подробностях и то место, где она происходила. Побудь в этом месте какое-то время. Запомни это состояние. Это поможет тебе успокоиться.

Техники, применяющиеся для снижения уровня тревоги и страха (Приемы психологической саморегуляции. Методическое пособие. ГУ Центр экстренной психологической помощи МЧС России. – М. 2006 г.)

Упражнение 1. Экстренное расслабление мышц

1.Слегка согнуть обе руки в локтевом суставе и сильно сжать кулаки.

2.Сфокусировать внимание на напряжении в руках и сосчитать до 5 или 7.

3.Плавно опустить руки.

4.Сконцентрировать внимание на ощущениях в руках (может появиться тепло, холод, тяжесть, легкость и т.п. – у каждого человека спектр ощущений индивидуален). Побыть в таком состоянии не менее 30 сек.

Кроме того, любая физическая активность также приводит к избавлению от излишнего физического напряжения и, соответственно, уменьшает эмоциональное беспокойство.

Затем необходимо нормализовать свое дыхание. Для этого можно использовать технику глубокого дыхания. В ситуациях, когда время предельно ограничено, дыхательную технику можно использовать самостоятельно (без других приемов) для достижения спокойствия.

Упражнение 2. Техника глубокого дыхания (Приемы психологической саморегуляции. Методическое пособие. ГУ Центр экстренной психологической помощи МЧС России. – М. 2006 г.)

1.Делаем глубокий вдох, длящийся не менее 2-х секунд (для отсчета времени можно мысленно произносить: «одна тысяча, две тысячи», – это как раз и займет ориентировочно 2 секунды).

2.Задерживаем дыхание на 1–2 секунды, то есть делаем паузу.

3.Выдыхаем медленно и плавно в течение 3-х секунд, не менее (обязательно выдох должен быть длиннее вдоха).

4.Затем снова глубокий вдох без паузы, то есть повтор цикла. Повторяем 2–3 цикла (предел – до 3-х, максимум до 5-ти за один подход). При навязчивых мыслях можно попробовать сфокусировать внимание: – на движении воздуха по дыхательным путям; – на движениях грудной клетки;

– на температуре вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, улавливая разницу. Упражнение 3. Оценка происходящего (используется при тревоге,

ожидании неприятной, критической ситуации) (Приемы психологической саморегуляции. Методическое пособие. ГУ Центр экстренной психологической помощи МЧС России. – М. 2006 г.)

1.«Что я могу изменить в этой ситуации?»

2.«Что я не могу изменить в этой ситуации?»

3.После оценки ситуации продумайте план действий для преодоления того, что можно изменить (крайне важно не допускать появления состояния полной апатии и безразличия).

4.Заполните время возможными действиями. Для этого Вам необходимо продумать план действий: – на ближайшее время (15, 30 минут); – на ближайший час; – на день.

После продумывания плана приступить к реализации намеченного. Если условия ситуации исключают возможность каких-либо действий, займитесь мыслитель ной деятельностью: решайте какие-либо за дачи, вспоминайте таблицу умножения, упражняйтесь в сочинении стихов и т.д. Главное – займите себя и, при возможности, окружающих, деятельностью.

Техники, которые Вы можете использовать самостоятельно и с детьми (Приемы психологической саморегуляции. Методическое пособие. ГУ Центр экстренной психологической помощи МЧС России. – М., 2006 г.)

1.Можно выполнять сидя или стоя. Выпрямите спину, глубоко вдохните через нос, и медленно выдохните через рот, вытянув губы трубочкой.

2.Можно выполнять сидя или стоя. В исходном положении стоя или сидя сделать полный вдох. Затем, задержав дыхание, вообразить круг и медленно выдохнуть в него. Этот прием повторить четыре раза. После этого вновь вдохнуть, вообразить треугольник и выдохнуть в него три раза. Затем подобным же образом дважды выдохнуть в квадрат. После выполнения этих процедур обязательно наступит успокоение.

3.Техника «гармошка». Представьте: ваш страх – гармошка, играющая в груди. Выдохните до предела – гармошка сжата. Теперь, полно вдыхая с любым звуком, растягивайте ее до отказа… Теперь снова сжимайте, в любом темпе с любым звуком, чем громче, тем лучше…

До отказа сожмите, выдохните, подождите чуть-чуть, снова разожмите… Повторите 7–12 раз с полным сосредоточением. В конце упражнения от страха не останется и следа.

4.Медленно, сильно и глубоко вдохните, можно с небольшими толчка ми; вдыхайте дальше до предела, до надувания щек, до «раздувания» всего тела.

Представьте, что воздух уже входит в кости. Задержите воздух на пике вдоха, почувствуйте, как он упирается в диафрагму, поиграйте ею, «помассируйте» нижележащие органы. Все! Выдыхайте так же полно, под конец выдоха сложите губы трубочкой.

5.Сильно разогните одни лишь запястья, и растопырьте пальцы обеих рук, желательно также и ног (тесная обувь может этому помешать), можно в виде последовательных сжатий – разжатий.

6.Метод замедленного дыхания:

– сосредоточьтесь на дыхании;

– дышите диафрагмой (грудь, плечи не двигаются);

– при выдохе задержите дыхание на 10 сек., глубоко не вдыхайте;

– медленно выдохните;

– считая до трех, вдохните и, также считая, выдохните. Продолжайте считать на счет три, стараясь не делать глубоких вдохов. Успокойте дыхание, чтобы на каждый вдох-выдох приходилось по три секунды;

– подышите в таком темпе;

– если Вы все еще паникуете, задержите дыхание на 10 сек. и повторите упражнение.

7.Метод резиновой ленты.

Носите вокруг запястья резинку. Почувствовав приближение паники, оттяните ее. Пусть она с достаточной силой щелкнет Вас по руке. Резкое болезненное ощущение отвлечет ваше внимание от подступающих симптомов и даст время применить другие техники для контроля страха.

8.Техника «Янтарный шар».

Представьте над собой янтарный, теплый, светящийся изнутри шар небольшого размера. Этот шар начинает Вас обволакивать, как конфету, сверху донизу. В этой оболочке Вы надежно спрятаны. На Вас не может подействовать ни посторонний взгляд, ни сказанное слово, ни один человек не в состоянии причинить вам вред. Теперь Вы надежно защищены янтарной энергией янтарного шара. Осмотритесь вокруг, решите, какие дальнейшие действия теперь Вы должны совершить (Приемы психологической саморегуляции. Методическое пособие. ГУ Центр экстренной психологической помощи МЧС России. – М., 2006 г.). Перечисленные выше советы являются не только мерами профилактики стресса, тревоги, страхов у ребенка, но способствуют профилактике возникновения возможных антивитальных настроений у подростков. Эти рекомендации прежде всего основаны на главном принципе оказания экстренной психологической помощи – поиске ресурсов для восстановления человека после психотравмирующего события. Ресурсы подростка – это те сильные стороны, которые служат основой его жизнестойкости и увеличивают вероятность преодоления кризиса.

В своей работе по помощи подросткам, оказавшимся в кризисных ситуациях психологи опираются на те ресурсы, которыми обладает сам человек – это могут быть как внутренние ресурсы (инстинкт самосохранения, вера, надежда на будущее, нереализованные желания и т.д.), так и внешние ресурсы (обязательства перед близкими, необходимость продолжать начатое дело, хобби или увлечение чем-либо и т.д.). Кроме того, превентивная работа психолога, работающего с суицидальными рисками, обычно направлена на построение жизненных перспектив, образа положительного будущего подростка.

Источник: Что нужно знать родителям о подростковых суицидах? / под ред. Вихристюк О.В. – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. – 77 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>