Биологические факторы предрасположенности к агрессивному поведению | Обучение и развитие детей

Биологические факторы предрасположенности к агрессивному поведению

На главную Педагогически трудные дети Агрессивные дети Биологические факторы предрасположенности к агрессивному поведению
Биологические факторы предрасположенности к агрессивному поведению
Педагогически трудные дети — Агрессивные дети
В качестве факторов индивидуального риска, обусловленных биологической предрасположенностью к формированию агрессивного поведения, можно выделить ниже следующие.

Родовые травмы, а также нарушения пренатального развития нередко вызывают повышенную чувствительность, эмоциональную неуравновешанность и психическую истощаемость ребенка. На этой почве чаще возникают конфликты ребенка с окружающими, следовательно, вероятность агрессивного поведения также повышается. Наследственные нарушения, например наличие лишней У-хромосомы у мальчиков, также повышают предрасположенность к агрессивному поведению.

Среди других наследственных детерминант называют влияние гормонов (повышенный уровень тестостерона).

Травмы и органические заболевания мозга, например черепно-мозговая травма, эпилепсия, опухоль мозга. В ряде случаев формируется расстройство личности по органическому типу. Среди его симптомов — эмоциональные нарушения в виде раздражительности, вспышек гнева и агрессии.

Психические заболевания с началом в детском и подростковом возрасте также повышают вероятность агрессивного поведения (детский аутизм, шизофрения и др.). Аномалии развития, а также врожденные физические дефекты являются факторами, хронически фрустрирующими ребенка и затрудняющими его полноценное взаимодействие с другими людьми. Вследствие этого может повышаться склонность к агрессивным реакциям.

Большинство детей не имеют психических расстройств и аномалий развития. В то же время все дети различаются по типологическим свойствам нервной системы.

Как известно, свойства нервной системы определяют темперамент человека — динамическую составляющую его психической жизни. Исследования детей первого года жизни позволяют сделать вывод, что в первые месяцы жизни ведущую роль играют такие факторы, как пренатальные условия и особенности родов.

Генетически заданная индивидуальность в сфере динамических характеристик (т. е. темперамента) проявляется примерно с 9 месячного возраста. Специалистами был выделен синдром трудного темперамента, признаками которого являются: низкая ритмичность, преобладание негативного настроения, слабая реакция «к», плохая адаптивность и высокая интенсивность реакций. Оказалось, что этот синдром устойчив в первые годы жизни, он также коррелирует с последующими нарушениями поведения и агрессивным поведением. К другим факторам риска можно отнести повышенную двигательную и общую активность ребенка, потребность в повышенной эмоциональной стимуляции, стремление к доминированию и т. д.

Источник: Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой. — СПб.: Речь, 2006.— 336 с.