Азбука психологии | Обучение и развитие детей

Азбука психологии

На главную Просвещение школьников Интересное от психолога школьникам Азбука психологии
Азбука психологии
Просвещение школьников — Интересное от психолога школьникам


Наука давно изучает человека: антропология – его происхождение и эволюцию, физиология – функции организма, органы и ткани, экология – влияние на человека среды, лингвистика – язык, психология – поведение и сознание. И хотя психология одна из наук о человеке, в ряду наук ей принадлежит совершенно особое место. Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта изучения, чем другой человек. И, действительно, ничто не интересует нас так, как мысли, намерения, желания, чувства наших близких, знакомых и незнакомых людей. Человек – это самое великое чудо из всех чудес, которые есть на Земле.



Трудность выделения психологии как науки состояла в том, что психические явления издавна осознавались как нечто необычное. Даже в наше время существует представление о двух «половинках» человека: тела и души. Душа наделяется способностью жить своей жизнью. Поэтому и сегодня можно услышать, как кто-то говорит о себе «душа радуется», «душа болит». В некоторых случаях душа могла, как бы выходить на волю и существовать самостоятельно. Считалось, что когда человек спит, его душа переносится в другое место и поэтому он видит сны. Во сне охотник убивал зверя, воин побеждал врага, разлучённые влюблённые соединялись. После смерти душа человека не погибает, а покидает его тело и переселяется в другое существо. Тело без души оставалось неподвижным, человек не мог ни видеть, ни слышать, ни говорить. Следовал вывод: душа даёт человеку возможность двигаться, видеть, слышать и чувствовать. Именно эта вторая часть человека – душа – и стала изучаться сначала богословами, затем философами, а в конце прошлого века – психологами.

Чтобы объяснить происхождение слова «психология», необходимо обратиться к греческой мифологии.

Эрот, сын богини Афродиты, влюбился в очень красивую молодую девушку Психею и сделал её своей супругой. Но она была простой смертной, и Афродита разгневалась, злобно преследовала Психею, заставляла прийти множество испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а её желание вновь встретиться с Эротом так велико, что силы природы приходят ей на помощь. Психея выполняет все требования Афродиты. Эрот умоляет Зевса – верховное божество греков – помочь, и Зевс дарует Психее бессмертие, соединяет влюблённых. Психея в греческой мифологии стала олицетворением души, ищущей свой идеал. Слово «психология», образованное из греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (слово, учение, понятие), появилось впервые только в XVIII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа. Людей занимающихся психологией стали называть психологами.

В настоящее время психология занимается совсем другими проблемами и, прежде всего её интересует явления психической жизни человека. Выделяют житейскую и научную психологию. В житейской мы приобретаем знания в течение всей жизни. Человек, таким образом, имеет определённый запас психологических знаний. С младенческого возраста каждый из нас может определить по выражению лица, жесту, голосу, дыханию эмоциональное состояние человека. Нередко можно услышать: «Вот какой он хороший психолог, он сразу понял, что это за человек», или «Он настоящий психолог – по глазам может узнать, о чём думает другой человек». В данном случае понятие «психология» употребляется в обыденном, житейском смысле. «Житейские» психологические знания содержаться в различных поговорках и пословицах:

  • «Повторение – мать учения».
  • «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
  • «Привычка – вторая натура».
  • «В тихом омуте черти водятся».
  • «Чужая душа – потёмки» и др.
Научная психология в отличии от житейской изучает психологические процессы.

В зависимости от вида деятельности, где используются психологические знания, обычно выделяют следующие отрасли психологии:

  • Психология спорта направлена на обеспечение успешного выступления спортсменов в период соревнований, предотвращение психической усталости спортсменов, проведение занятий по саморегуляции.
  • Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, причины возникновения паники, психологические стороны взаимоотношений командира и подчинённых, разрабатывает методы психологического воздействия на противника. Она занимается изучением методов, применяемых диверсантами и террористами, разрабатывает способы внедрения разведчиков в войска противника.
  • Медицинская психология изучает психическое состояние больных людей, находящихся на лечении, готовящихся к операции, ставших калеками в результате несчастного случая, аварии, выздоравливающих и т.д. Кроме того, она занимается вопросами врачебной этики, исследует воздействие лекарственных веществ на психику больных, отклонение поведения от нормы у людей в результате длительного занятия одной и той же деятельностью.
  • Юридическая психология рассматривает психологические проблемы, связанные с реализацией системы правовых отношений, изучает психологию поведения преступника, психические особенности жертв преступлений, психологические закономерности ведения допроса, вопросы эффективности исправительной системы, улучшения взаимоотношения между исправительными учреждениями и заключёнными между заключёнными и их семьями. Психологические знания необходимы следователям и судьям в их практической работе.
  • Возрастная психология изучает психическое развитие человека с первых часов его жизни и до смерти. Благодаря этому можно точно сказать, чем, например, отличается психика младшего школьника от подростка и т.д.
  • Социальная психология выявляет закономерности взаимоотношений людей: как возникают симпатия и любовь, в чём причина конфликтов, каковы особенности поведения людей в толпе, какие качества позволяют человеку стать лидером в группе.
Из всего написанного видно, что психология – наука многосторонняя, широк спектр её практического применения. Психологические знания необходимы и при решении важнейших проблем современного мира – борьбы с терроризмом, охраны окружающей среды, освоения космического пространства.