Апробация рисуночной методики «Незаконченные предложения» | Обучение и развитие детей

Апробация рисуночной методики «Незаконченные предложения»

На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Апробация рисуночной методики «Незаконченные предложения»
Апробация рисуночной методики «Незаконченные предложения»
Лекции и практикум по психологии — Конференции и доклады по психологии
Дозорцев В.А. ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический Университет»

(г. Москва, Россия)

Методика «Незаконченные предложения» (SSCT), разработанная Джозефом М. Саксом и Синди Леви (Sachs J.M. Levy S., 1950), является вариацией техники словесных ассоциаций. Данная методика направлена на оценку характера межличностных взаимоотношений. При разработке, авторы опирались на более ранние исследования в данной области, направленные на определение возможностей техники словесных ассоциаций, а так же на поиск максимально эффективного подхода к применению данной техники.

Принято выделять следующие достоинства SSCT, по сравнению с аналогичными подходами к применению техники словесных ассоциаций:

-уменьшение количества ассоциаций, вызываемых отдельным словом;

-появление возможности лучше определять контекст, проникать в тон, качество установок и специфические объекты или области внимания;

-предоставление большей свободы индивиду и большей вариативности ответов;

-отражение большей площади поведенческого мира респондента.

Однако, несмотря на выделяемые достоинства, данная методика обладает рядом

существенных недостатков. Во-первых, в виду однозначности большинства стимулов данной методики, испытуемые прибегают к различного рода ухищрениям при ответах. В поведении испытуемых зачастую преобладает установка на социально одобряемые ответы, что влияет на результаты методики. Во-вторых, несмотря на заявление автора SSCT, данная методика не отражает динамику установок испытуемого.

Введение дополнительного наглядно-образного материала способно повысить качество содержания ответов испытуемых. При помощи картинок, создается стимульная ситуация, в которой испытуемый разворачивает мысль от третьего лица. Также, стимульная ситуация, при определенном составлении, позволяет отразить динамику установок испытуемого. Так, в ходе процедуры проведения методики, у испытуемого появляется возможность отразить свои мысли и чувства, обращаясь непосредственно к явлению, косвенно, и внутренне, при отсутствии явления на стимульной ситуации. В подобном случае, ответы испытуемых будут различаться не только по эмоциональному окрасу, но и по степени глубины ответа.

Видоизменяются так же и такие аспекты методики, как: инструкция; бланк ответов; контакт с экспериментатором. Неизменными же остаются такие аспекты, как: длина вводного предложения; выявляемые установки; время процедуры; письменная форма заполнения ответов.

Использование наглядно-образного материала позволит применять методику «Незаконченные предложения» в таких областях, как судебно-психологическая экспертиза, пенитенциарная психология и т.д.

Рисуночная методика «Незаконченные предложения», разработанная Ф.С. Сафуановым, состоит из 33 рисунков, на которых изображены персонажи, находящиеся в бытовых ситуациях, отражающих 11 установок (отношение к себе, к половой жизни; к товарищам и знакомым; к семье; к женщинам; к матери; к будущему; к прошлому; к отцу; желания и цели; страхи и опасения). Вводная часть предложений представлена в стимульном материале в сжатом виде.

Также, стимульные ситуации, представленные в рисуночной методике «Незаконченные предложения», можно разделить на 3 основные группы по контексту на следующие группы:

«Прямое» отношение. Высказывание персонажа на стимульной ситуации обращено непосредственно к явлению.

«Косвенное» отношение. Высказывание персонажа на стимульной ситуации непосредственно не обращено к явлению, однако, данное явление присутствует на картинке.

«Внутреннее» отношение. Высказывание персонажа на стимульной ситуации обращено к явлению в условиях его отсутствия на картинке

Бланк ответов испытуемых представляет собой пустой лист формата А4. Испытуемых просят продолжать предложение, не переписывая вводную часть.

Процедура проведения данной методики занимает от 30 до 60 минут, в зависимости от особенностей испытуемого.

В апробации рисуночной методики «Незаконченные предложения» приняли

участие 22 студента различных ВУЗов в возрасте от 18 до 23 лет. Исследование носило индивидуальный характер. В соответствии с выдвинутыми нами гипотезами, использованиенаглядно-образногоматериалавметодике«Незаконченные предложения» повышает степень ее защищенности, а также контекст стимульной ситуации влияет на снижение фактора социальной желательности в ответах испытуемых. Результаты рисуночной методики «Незаконченные предложения» сравнивались с результатами методики ТАТ.

Далее, было проведено исследование, направленное на оценку эффективности применения рисуночного варианта методики «Незаконченные предложения» по сравнению с классическим вариантом. Результаты методики «Незаконченные предложения» так же сравнивались с результатами методики ТАТ. В исследовании приняли участие 10 человек из набранной ранее группы студентов. По результатам исследования, только у половины испытуемых прослеживается взаимосвязь между ответами к предложенным им стимульным материалам по большинству тем. Следует отметить, что в большинстве тем, в ответах испытуемых преобладала сжатость, а так же формальность.

Гипотеза об эффективности использования наглядно-образного материала в методике «Незаконченные предложения» нашла свое подтверждение: было установлено, что у 20 из 22 испытуемых прослеживается взаимосвязь между ответами к предложенным им стимульным материалам по большинству тем.

Однако гипотеза о снижении фактора социальной желательности в ответах в зависимости от контекста стимульной ситуации подтвердилась лишь частично: лишь в 2 из 11 темах отмечается снижение направленности ответов от более социально приемлемого и формального к менее формальному. Дальнейшая работа над качеством стимульного материала способна исправить сложившуюся ситуацию.

Литература

1. Sachs J.M. Levy S. The sentence completion test // Bellak L. (ed.) Projective psychology. N.Y.: Knopf. 1950. Pp. 357-397.

Источник: Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2016. 339 с.